Вступление. "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему".
Мне пока не довелось встретить корейскую дораму, которая не касалась бы семейной темы. Какую ни возьми - хоть мизинцем, хоть ноготочком, но затронет. Но в "Каин и Авель" семья, однозначно, в главной роли. Да, именно так, эта дорама не о любви и вражде (хоть они тут и есть), не о плохом и хорошем братьях (а этого тут и нет), она о семье. Причем, семье плохой, неправильной, искажённой. Я бы даже внесла её в тройку самых плохих семей из тех, что когда-либо видела в азиатских фильмах и сериалах.
Плоха она, в первую очередь, тем, что каждый в этой семье живёт не слыша либо не понимая других. Иначе, как можно не замечать, что вторая половина совершила тяжкое преступление. И как можно за несколько лет ни разу не поинтересоваться, всё ли в порядке у любимого брата, при том, что совершенно посторонние люди в курсе его дел. Оно бы и понятно, будь всё дело в банальном равнодушии. Но ведь нет - эти люди, и правда, близки. Их эмоциональная привязанность друг к другу крепка и неразрывна, но кто бы мог подумать, что именно она станет источником боли из-за нелепых порядков, когда-то установленных в этой семье безответственной рукой.
Часть 1. Государь в государстве. "И у плохого отца может вырасти хороший сын, но у хорошего отца плохой сын - никогда".
Традиционная семья в Азии держится не на любви, а на долге. Жесткая иерархия, целый ворох правил и обязанностей - всех перед всеми. И во главе этого - отец, как государь в государстве, обладающий непререкаемым авторитетом. Он волен придерживаться законов, проверенных временем, устанавливать свои, проводить реформы или отречься от престола, в любом случае на выходе он получает результат собственных стараний. Но и его правление неизбежно сказывается на каждом из подданных, определяя всю их дальнейшую жизнь. Как и судьбу государства в целом.
Но что, если некий государь от престола отрекаться не хочет, требует всех полагающихся ему прав и привилегий, а вот обязанности напрочь игнорирует?.. Плохо тому государству - зачахнет либо взбунтуется, голод, мор, беззаконие, подданные передерутся...
Вот и в семье так. Беда началась с того, что некий мужчина - глава семьи - не посчитал нужным уделять внимание жене, родившей ему первенца-сына-наследника. В патриархальном обществе ничего нет важнее семьи, рождение наследника считается главным событием и главным достижением в жизни женщины. Невнимание мужа в этом случае странно, неестественно, но злые языки станут обвинять в этом жену - что же она такого сделала, что мужчина бежит из семьи. Это не просто неприятность, это настоящая драма, перерастающая в трагедию, если женщина чересчур эмоциональна и принимает холодность мужа за знак того, что её отвергли. Но здесь ещё не точка, только запятая: далее жена получила наглядное подтверждение своей отверженности в виде чужого ребенка, которого муж привел в дом, велел жене и родному сыну о нем заботиться (да, именно велел, поскольку не спрашивал и не интересовался - хотят они того или нет), а впоследствии сделал единственным наследником. Он не объяснял жене, чем плоха она сама и рожденный ею ребенок, не объяснял родному сыну, почему он не достоин быть настоящим сыном своего отца, продолжив семейное дело. Но даже если бы объяснил... Это уже была катастрофа.
Перед нами, почтеннейшая публика, глава семьи, который заложил под свой дом не то что мину, а целое минное поле. И в неизбежном итоге рвануло так, что осколками задело и ближних, и дальних, и даже мимо проходящих.
Часть 2. Каин. "Твой брат не всегда прав, но он всегда твой брат".
Я не знаю, что может чувствовать пятилетний ребенок, оставшийся сиротой при живом отце. Приговоренный каждый день видеть папу, который заботится о другом мальчике, не о нём. Только с тем, другим, делится своими мечтами, связывает свои отцовские надежды... Думаете, худший из отцов тот, кто в пьяном угаре отвешивает сыну тумаки? Нет, хуже его тот, которым судьба непонятно за что наказала Каина. Отец, чью родительскую любовь нельзя было вымолить никакими стараниями. Отец, преподавший сыну единственную жизненную науку: как быть невидимкой. Не мешать. Не говорить. Не плакать. Исчезнуть.
Из мальчиков, не умеющих плакать, вырастают мужчины, не умеющие улыбаться. Застегнутый на все пуговицы, привыкший одинаково старательно прятать и ярость, и радость, Каин, тем не менее, единственный в семье, кто тащил на себе весь груз семейного долга. Он был примерным сыном для отца, который его игнорировал и в конце концов отослал прочь от семьи, для матери, которая была одержима ненавистью к мужу и использовала любимого сына как оружие в семейном противостоянии. Был заботливым старшим братом для приемного младшего, который... Который его любил. Нет, правда, в этой искаженной семье, живя между огненным и ледяным адом, они были единственной отдушиной друг для друга. Они не были родными по крови, но любовь-то между ними была настоящей, не по обязанности или воле отца. Узы между собой они создали сами, и они были прочными, эти узы братской любви, и могли выдержать многое... Но не всё.
Когда только один из семьи выполняет свои обязанности, долг превращается в бремя. Чтобы слушаться, заботиться, защищать и не получать ничего взамен - нужна способность к самопожертвованию, от сердца, а не по обязанности. А такая вообще мало у кого есть. У Каина не было. Он вовсе не был таким сильным, каким казался своим близким. И не был таким самодостаточным, каким казался самому себе. Ему нужна была поддержка, когда он получил единственное страшное наследство от отца - тяжелую болезнь. Но, привыкший терпеть молча, он промолчал и на этот раз. И остался один. А любящие его люди, ни о чём не подозревая, выбивали хлипкую опору из-под его ног. И, в конце концов, он упал...
Падение было стремительным и страшным. Из тех, что принято называть "пошёл вразнос". Серию за серией я наблюдала с изумлённым ужасом, пытаясь угадать - будет ли дно у этой пропасти? И там, где падение, наконец, прекратилось, кажется, был уже полный мрак, без проблеска надежды. Но я, как и Каин, забыла: даже оставшись без надежды, любовь и вера ещё на что-то способны...
Я понимаю выбор героини. И окончательное решение младшего брата. Это не жалость, это другое. Может, то, что на протяжении всего действа не позволяло мне назвать Каина злодеем. Язык не поворачивался. Несмотря на то, что его преступления тяжелее, чем всё вместе, совершенное остальными злодеями. Умом понимала, что мерзко, но осудить не могла. Пусть кидают камни те, кто побывал в его шкуре, а мне даже мысль о подобном испытании кажется проклятьем. Да, Каин своё испытание провалил, но сумел же каким-то чудом сохранить узы - не долга, но любви - которые остались в руках тех, кому он дорог, и кто готов простить, и вытянули его в конце концов из пропасти
Часть 3. Авель. "Маленькая девочка спросила старшего брата: "Что такое любовь?" Он ответил: "Это когда ты каждый день воруешь у меня из портфеля шоколад, а я продолжаю класть его в то же место".
Милый, открытый, добрый, доверчивый, наивный. Ребёнок. Хоть и взрослый.
Роли старшего и младшего братьев в семье, определяющие их отношение друг к другу, неравноценны. Старший заботится, защищает, воспитывает. Младший уважает, слушается, помогает. Но это в правильной семье, где старший брат - первый после отца. Такой порядок должен установить и поддерживать глава семьи. Если первым после отца будет младший, то отношения между братьями установятся по принципу "хозяин-слуга". То есть, младший будет принимать заботу и защиту как должное; если отношения доверительные, то и уважать будет, и даже иногда слушаться. Но вот помощи от него старший не дождётся, потому что понятие "благодарности старшему" осуществимо только по отношению к тому, кто выше по положению в семейной иерархии; "слугу" ни за что не благодарят и не поддерживают. Конечно, даже при таком раскладе конфликта можно избежать, пока старшего устраивает его положение. Но если его интересы пересекутся с интересами младшего брата, который уже привык к своему "праву первенства", тогда... Тогда всё произошедшее между Каином и Авелем вовсе не выглядит страшной сказкой, это реалистично показанные последствия эгоизма и безответственности отца, думавшего только об осуществлении своих планов. И, как ни странно, наиболее пострадавшим в этой ситуации будет именно младший брат. Потому что не понимает, что происходит, почему, и как с этим справиться.
Милый, добрый Авель. Очаровательный шалопай. Его слишком опекали и защищали от всего на свете, в первую очередь, от реальности. Поэтому он так долго жил, окруженный иллюзиями: любящая невеста, которая любила не его; заботливый отец, который не позаботился о том, чтобы оградить его от ненависти своей супруги; мать, которая ни разу не улыбнулась ему; старший брат, который... Который его любил. Единственный, чьи чувства не были иллюзией. И в награду "за верную службу" Авель наградил брата качествами, которыми тот никогда не обладал. "Ты был моим героем, ты был богом!" Но герои не болеют. А бог не влюбится в твою избранницу. Авель почти не знал человека, которого так сильно любил. Не понимал его чувств, желаний. Точнее, не осознавал, что у него могут быть собственные желания, сам этот факт стал неприятным потрясением, не говоря уже обо всё остальном. Именно детская наивность Авеля не позволила ему почувствовать, как сгущаются тучи. И тем страшнее оказался полученный удар.
Да уж, получить удар от того, кому безоговорочно доверяешь - что может быть больнее. Разве что, когда этот удар ещё и обрушивает иллюзорный мир, в котором ты жил до сих пор. Нет и не было дружной и любящей семьи, а есть мрачные тайны прошлого. Нет людей, которые любили бы просто так, не ожидая и не желая чего-то в ответ.
Взросление было стремительным и страшным. Из тех, что называют "из огня да в полымя". От серии к серии - из плюса в минус. От любви к ненависти, от доверия - к тотальной подозрительности. Всё с тем же изумлённым ужасом я гадала: упадёт-не упадёт. Ещё шаг, полшага... Не упал. Удержался в миллиметре от пропасти. Что ему помогло? Навсегда опоздавшее раскаяние отца? Слёзы той, что готова принять его любым? Или он всё ещё слышал стук сердца своего старшего брата...
Как бы то ни было, в конце концов он не просто стал сильнее, а понял источник своей силы. Он нашёл ответ на вопрос: "Что такое семья?" и принял свою роль в ней.
Эпилог. "Поперёд батьки не суйся".
Из личного опыта: за всё детство один раз вспомнился, когда дед на бабушку при нас, мелких, повысил голос. Бабуля свежеиспеченный пирожок первому дала младшенькому. И тут же последовал грозный дедов окрик: "Не порти ребенка!"
Конечно, по малолетству не всегда понятно: с чего это уважать и постоянно пропускать вперёд вот этого дурака, вся заслуга которого лишь в том, что он раньше родился. При этом упускаются из виду и тяжёлые работы по дому, и защита от школьных хулиганов, и прочие обязанности, выполняемые "этим дураком". Только подрастая и набираясь ума, вспоминаешь о благодарности. И уже будучи совсем взрослым и заимев собственную семью, понимаешь мудрость проверенной веками традиции - там, где раздача пирожков происходит строго по старшинству и не зависит от субъективной оценки родителей, нет места разрушительному соперничеству. Дети живут в доме, построенном родителями. Но и родители живут в нём же. Будешь расшатывать опоры - тебе же на голову и обвалится.
Настоящая семья рождается из любви, но держится на Долге. Руки, что кормят, руки, что защищают, руки, что помогут подняться, если упал - принадлежат не богам и героям, а живым людям из плоти и крови, со всеми их слабостями и недостатками. Обычным людям. Какими бы сильными они ни казались, им необходимы благодарность, понимание и поддержка. Поэтому семейный долг, как никакой другой, следует выплачивать вовремя и сполна. Дабы не было потом мучительно больно.
Послесловие. Благодарность мастерам.
И пусть злодеи опереточные, и приключения местами сказочные, дорама задевает по-настоящему. Она живая, в ней чувствуется неровный пульс и сбивчивое дыхание реальных страстей и конфликтов. Благодарить за это стоит, прежде и больше всего - Шин Хён Чжуна и Со Чжи Сопа. Они настоящие актёры, братья в их исполнении вышли такими, что казалось - до них можно дотронуться. Из того, что уже посмотрела, эта работа лучшая у обоих. Врезались в память: улыбка героя Со Чжи Сопа - в разные моменты она была и беззаботно-веселой, и печальной, и задумчивой, и даже зловещей; взгляд героя Шин Хён Чжуна - при абсолютном минимуме мимики, взглядом у него получилось передать все кипящие внутри нешуточные эмоции. Моё восхищение!
P.S.
Вот же удивительная штука: чем больше страшилок в сюжете про "сурового северного брата", тем светлее, чище и благородней получаются некоторые герои "с той стороны". Образ товарища лейтенанта просто-таки ослепляет нравственной белизной. Что это - тоска по идеалам? Или тоска по братьям?