"— А где я могу найти кого-нибудь нормального?
— Нигде, — ответил Кот, — нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему,
нормально"
Луис Кэрролл "Алиса в стране Чудес"
Ну вот, наконец-то открылся 69-й Международный кинофестиваль в Каннах, программа объявлена, и весь кинобомонд продефилировал, блистая своими сногсшибательными турнюрами, по алой ковровой дорожке. В основной программе будет участвовать новая работа южнокорейского режиссёра Пак Чхан Ука "Служанка". В ожидании этой и не только этой кинопремьеры остается только умерить свой жадно-хватательный рефлекс и заесть томительное ожидание какой-нибудь старой работой, например, "Я - киборг, но это нормально".
По-моему, это одна из самых ярких и необычных работ от режиссёра Пака, даром, что напоминает бойко обставленный фееричный бред. Отдаю должное Маэстро, сработано в меру сюрреалистично, в лучших традициях театра абсурда. В данном случае перед нами - пересказ на новый лад псевдо-детской книжки Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес" , и под неё же сказочно стилизованный.
Воссоздавая больничный антураж, не поскупились на кислотно-вульгарную раскраску, едко и смачно обыгрывая весь сказочный гротеск с его геометрическими диспропорциями и масштабными аллюзиями. Главная героиня - она же девочка Алиса - она же Киборг и ее длинноухий возлюбленный - то ли Белый Кролик, то ли Мартовский Заяц, сквозь ушастую маску которого нет-нет и проглядывала улыбка Чеширского кота, как и сложенные в завитки кошачьи ушки. Любовную пару дополняет забавная компашка трагикомических керролловских персонажей, где каждый втихомолку себе галлюцинирует как хочет и в кого хочет, и больничный персонал, который подчас становится ничего не подозревающей мишенью для игрищ разума главной героини. Интрига выстроена отменно, так и ждёшь, как вслед развернется этот романтический фарс , алисовское "сумасшедшее чаепитие".
За всем этим разудалым хохмачеством тем не менее ясно угадывается один очень хороший, даже фундаментальный вопрос - что же есть норма? Относительно чего измеряется эта так называемая "норма" и сколько вешать в граммах? Проблема не в том, что мы тотально субъективны - это как раз более чем нормально, и было бы странно быть объективным, это вне человеческих возможностей, как там у классика - "Всё, что вы видите во мне, не моё - это ваше. Моё - то, что я вижу в вас". Проблема в том, что, запихивая всех в прокрустово ложе своего мира, мы перестаем по-настоящему видеть и слышать людей, подчас не желая даже вникнуть и сблизить позиции, про понимание не говорю, нет валюты куда более девальвированной, чем эта.
Далее формулируется следующий вопрос, не менее фундаментальный, логично вытекающий из первого, что есть реальность? Что есть иллюзия? И есть ли отличие? Ох не даром одним из любимых писателей режиссёра Пака является Филипп К. Дик, чьи писательские эксперименты с абстракциями сознания, с размытыми границами реальности занимают центральное место в его творчестве. В фильме люди страдают галлюцинациями, которые им самим кажутся реальностью, вот и "выстреливают" каждый попеременно то в себя, то в ближнего очередным анекдотическим фантазмом. Впрочем, "больные" доводят частный глюк до глюка общественного, в конце концов веселее развлекаться и "творить" вместе, чем по одиночке. И это святая правда, лично проверяла.
Если резюмировать, то "великая иллюзия сознания" удалась на славу, кинофантазия получилась потешной, как ни странно, это звучит применительно к Пак Чхан Уку - доброй и романтичной, с хорошей такой мыслью, что нужно относиться чутче и бережнее к миру наших собратьев по разуму и уважать их галлюцинации, в конце концов, мы же холим и любим свои.