Оцените отзыв
Пешка падает от щелчка,
Посложней свалить королеву.
Над короной витает века
Зависть правых и ненависть левых.
Покачнётся стреноженный трон
На доске исполинской державы,
И внесёт рокировку времён
Зависть левых и ненависть правых.
Но, итожа уроки борьбы,
Даже тень венценосной мишени
Чёрно-белое поле судьбы
Перейдёт, не упав на колени.
Л.Ладейщикова
Посмотрела дораму около 2-х лет назад, и вот сейчас вернулась к ней снова. Она из тех произведений, что не отпускают твои мысли ещё долгое-долгое время. Понравилась ли мне дорама? Однозначно, да. Потрясающей красоты видеоряд, незабываемая игра актеров, чудесная музыка, полные символизма и иносказания диалоги… Поняла ли я её до конца? Даже не знаю…
Она похожа на причудливый многогранник, который можно поворачивать к себе то одной, то другой стороной. Нужно ли мечтать о невозможном? И что есть великая мечта? Что правильнее – «отдать всё» или «отнять всё»? Существует ли «воля Небес»? Или человек диктует Небесам свою волю?..
Стержень сюжета – высказанная королем Чынхыном почти недосягаемая мечта об объединении трёх враждующих царств – Силлы, Пэкче и Когурё.
Основа сюжета, конечно, - описание жизненного пути двух женщин, Мисиль и Токман. Их непохожесть и их сходство.
Мисиль – мой любимый персонаж. И, для меня, наверное, самый яркий женский образ в просмотренных мною дорамах. Этакая затаившаяся кошка. Красивая, гибкая, моментально приспосабливающаяся к любым обстоятельствам, решительная, опасная… У неё девять жизней, и она всегда выйдет сухой из воды (или ещё и с рыбой в зубах!..). Королевский дворец – это выбранный ею дом, и она останется там вне зависимости от мнения так скоро меняющихся хозяев. Мисиль мягко выходит за границы представлений традиционного общества о роли и функциях женщины. Её не устраивает роль обычной наложницы короля Чинхына. Она становиться единственной женщиной - лидером хваранов, а затем и фактической соправительницей стареющего короля. Мисиль в тот период – исключительна. Ей позволено больше, чем всем остальным. Не случайно король Чинхын однажды именно её удаляет в святилище молиться о дожде. Ею создан блестящий имидж «вестницы небес», берегини, хранящей Силлу от бед и несчастий. Восхищает способность Мисиль никому не позволить использовать себя. Таковы всё её отношения с мужчинами. Она готова убить короля Чинхына, приказавшего отойти ей от дел и отправиться в ссылку. Потом без колебаний свергнет обманувшего её надежды Чинчжи. Задавит робкие надежы короля Чинпхёна о независимости на троне. Не оттолкнёт от себя ни Сечжона, ни Сольвона, даже когда чувства к ним пройдут, но и не позволит им иметь собственные скрытые намерения. В систему достижения своих целей она объединит всех – брата, многочисленных племянников, и почти всех своих сыновей…
Мисиль - в шаге от королевской короны. Мысль об этом обжигает ей душу. Небеса дадут её почти всё, чего можно добиться на земле – славу, богатство, безграничную власть и чуть ли не вечную молодость… Но не позволят осуществить заветную «невозможную» мечту – стать королевой…
Трагизм Мисиль в том, что, не будучи королевой юридически, она являлась настоящей правительницей и в своих мыслях, и в мыслях подданных. Фактически это она сохранила разваливающуюся, раздираемую на клочья соседями страну. Хвараны умирают по единому её слову. Чхильсук многие годы, забыв себя, странствует по миру, выполняя один только её приказ. Ради целей Мисиль не раз, и не два поступиться своими принципами чести Сольвон. Сокпум-ран, даже понимая бессмысленность сопротивления, всё равно не прекратит вооруженной поддержки своей госпожи. И… Даже понимая грозящую ей смертельную опасность, Мисиль не отзовёт войска, охраняющие границу от вторжения, чтобы подавить мятеж против себя. Осознав, что является просто препятствием осуществления великой мечты объединения трех царств, Мисиль прекратит борьбу…
Она уйдёт из жизни сама – непобеждённой, прекрасной…
И получит то, что всё-таки потаённо желала – признание и сочувствие брошенного ею в молодости сына Пидама. Этот момент мой самый любимый. Мама и сын. Нежность и боль, отражение и продолжение друг друга ни смотря ни на что… Мисиль передаст Пидаму свою неповторимую улыбку уголком губ, и «невозможную» мечту.. о власти…
Токман – второй главный женский персонаж дорамы. По своей силе и яркости её образ иногда даже равен образу Мисиль (хотя и чувствуется это не сразу). Он антагонист Мисиль. Чудом спасшаяся от её угроз принцесса. Выросшая далеко в пустыне, где «ветер быстро сушит любые слёзы». Её появления ждут. Она избрана небесами, чтобы «противостоять силе Мисиль». Токман – царственная львица - упорная, словно со стальным стержнем внутри, открытая любым ветрам, мнениям, знаниям… В отличие от осторожной Мисиль, Токман смело (и даже с некоторым удовольствием) ломает стереотипы и следует только своей логике. В поисках отца - в мужском костюме проникает в отряд хваранов и остаётся там учеником. В военном походе бунтует против неписанных воинских правил добивать раненых в случае окружения. Затем будет с одинаковой теплотой относиться и к никогда не виденной ранее родной матери, и к воспитавшей её служанке. А, узнав о своем подлинном происхождении, оценив неоднозначность и сложность ситуации, решит просто исчезнуть, чтобы вывести из под удара родную семью. Но, избежать схватки с Мисиль не сможет. И ради своих целей откажется от простого женского счастья – своих чувств к Ким Юсину.
Так же, как и Мисиль, она постигнет горечь добытой власти – неверие, одиночество, постоянное напряжение душевных и физических сил. А с другой стороны – станет удачливой государыней, расширит обрабатываемые земли, избавит общество от грязных манипуляций жрецов и шаманов, решит проблемы с постоянными мятежами каясских переселенцев.
И так же, как и Мисиль, вызовет бешеную зависть потерпевших поражение мужчин. Сторонники свергнутой правительницы будут дышать местью и жаждать реванша. Танский император начнёт раздувать болезненный вопрос о престолонаследии. Мудрый и справедливый Мунно обвинит в следовании своему эгоизму. Да, небеса помогли её победить Мисиль, но потом отказали в праве быть проводником и исполнителем «великой мечты» об объединении трёх царств.
А собирателем земель станет Ким Юсин. Силлаский принц по матери и потомок уничтоженных каясских правителей по отцу. Возлюбленный Токман и её опора. Он словно белый тигр – благородный, сильный, решительный, бесстрашный, с обострённым чувством чести. Юсин безусловный авторитет в среде хваранов, ему чужды подковёрные политические игры. Следуя воле Токман, он отказывается и от любви, и от власти. Но мечта об объединении трёх царств, о которой напомнит ему Мунно, смутит бесхитростный ум Юсина и оставит одну цель – одолеть борьбу с теми, кто, потакая своим амбициям, увы, тянет страну назад во времена Мисиль.
Противоположность Юсина, конечно же, Пидам. Кто-то сравнил его с леопардом. Как точно! Пидам – мужской вариант образа Мисиль: восхитительный, яркий, стремительный, коварный… Однако он сочетает в себе такие противоречия, какие просто неведомы даже его уникальной матушке. Ловкий манипулятор и доверчивое дитя, деревенский дурачок и талантливый мастер меча, нежная душа и хладнокровный убийца… Он тоже, как и Юсин, полюбил Токман за её непредсказуемость и нестандартность. Но осознав, что она никогда не разделит с ним свою власть, решил «отнять всё». Ошибаясь, обманываясь и обманывая, путаясь в своих действиях, ненавидя, он всё-таки сумеет удержаться на краю и совершить невозможное – не предать ни маму, ни любимую…
Кого выберут Небеса? Или кто продиктует им свою волю? И «разве потехи проведения не так же слепы, как и загадочны?»… Как же сделать, чтоб всем было хорошо?.. Хотя, «хорошо» – это не всегда, когда «приятно». Иногда «больно» – вовсе не значит «плохо».
По сути, приближаясь к смыслу фильма (и не претендуя на истину), можно сказать, что эти четыре героя, пусть и пропетляв по жизни самыми невероятными путями, не позволили себя сломать и всё же достигли внутренней гармонии. Они остались в вечности символами поразительной красоты, подлинного величия, безупречной доблести, неизъяснимой нежности…
По крайней мере, чудесная мозаика этого фильма сложилась у меня именно так…
Дата публикации: 15.08.16