Чтобы почувствовать суть "Глории", придется немного абстрагироваться. Да, не идеальные мизансцены, нет операторских находок, простенькое цветовое решение эпизодов и много чего еще. Несмотря на то, что сериал вышел в 2010 году, создается ощущение, что снимался в конце прошлого века. Хотя...если учесть количество проблем, поднятых в одной дораме, могу предположить, что таков стиль. Манера, возвращающая зрителя на три десятка лет назад. Ностальгия по прошлому.
Как всегда, о сверхзадаче. Сюжет и фабула мне интересны, но в меньшей степени. Пространство тотальной нелюбви. Измерение, где матери бросают своих детей ради денег. Причем материнская любовь обрывается как из-за отсутствия таковых, так и от избытка. Правда, есть вариант и пострашнее: некоторые родительницы, "страдающие депрессиями", держат чадушко при себе. Как заложника. Берегут источник благополучия и орудие манипуляции. Причем орудие обоюдоострое: с одной стороны, ради дочери, властный чеболь - он же подпольный папаша, будет бегать на коротком поводке и выполнять команды на раз-два (деньги, престижные клубы, дамское общество, выгодное замужество). С другой, дочь становится постоянным донором жизненной энергии. Настолько постоянным, что мечтает о самоубийстве.
В мире, где все измеряется количеством денег, влюбленные выглядят преступниками. Правда, их любовь тоже обусловлена. Общество давит, осуждает, принуждает делить кров с чужими людьми. Но ведь выбирать между любовью и престижем - право каждого. И, да, нет возможности получить все сразу. Отсюда метания: осуществить мечту о семейном счастье - нет решимости, подняться до уровня любви безусловной - нет качеств. Вот и шпыняют друг друга. Ранят. Терзают сердца.В таких отношениях не бывает счастья. Да, и вокруг них - выжженная земля: обиженные законные супруги, закомплексованные дети, алкоголь. Много алкоголя.
Персонажи судорожно пытаются придать своей жизни хоть какой-нибудь, смысл. Пусть временный. Шаткий. Ускользающий. Но смысл. Чтобы было для чего продолжать тягомотный проект под названием "жизнь". Конечно, вершиной достижений будет счастье. Но в чем оно. Каково на вкус и как выглядит - никто не догадывается. Поначалу в этой истории вообще нет счастливых людей. Одинок ты или живешь в семье. Беден или богат. Здоров или болен - значения не имеет. У всех сердца, как решето: счастье в них не задерживается.
Удивляет решимость наследников вступить в фиктивный брак. Кажется, эти осатаневшие от нелюбви создания уверовали, что никогда не будут мужчиной и женщиной. Счастливыми людьми с радостью в сердце. Жизнь жестоко посмеялась на подобной самоуверенностью. Наши "стерильные" персонажи влюбились самым причудливым образом. Узрели всю глупость и нахальство претензий на правильное партнерство.
Еще одна тысяча первая рассказка о безответственности мужчины. Мало дать даме сердца роскошный дом, деньги, наряды, физическую безопасность. Первейший долг мужчины - защищать свою женщину от эмоциональных ударов. Выслушать ее переживания, развеять тревоги. Наши хорошо устроившиеся мужчинки получили от возлюбленных все: заботу, внимание, ласку, детей и расплатились... равнодушием. Откупились бумажками. Да, клетка золотая. Но приколоченная к позорному столбу на главной площади. Не матери, хотя рожали и любят своих детей. Не жены, хотя все отдали своим мужчинам. У таких женщин не может быть подруг. Коллег. Соседей. Любой может ткнуть в них пальцем, ибо клеймо любовницы пропечаталось на лбу. Даже если они рискнут завести дружбу, то придется жить в постоянном страхе разоблачения. Все время - под гнетом вины перед ребенком: по милости матери он будет изгоем в обществе. Неудачником. Хоть и с золотой кредиткой в кармане. Другие, "законные" дети никогда не будут ему настоящими братьями. Именно беззащитность вынуждает любовниц устраивать истерики, пить до безумия, воровать, выносить мозг всем, до кого дотянутся.
Как ни странно, но "воробьиная слободка", в которой оказались заключены многие персонажи, стала источником доброты, сострадания, взаимовыручки. Да, они неотесаны. Не являются примером хороших манер. Бедны и неудачливы. И тем не менее больше знают о счастье, чем состоятельные, живущие в соседнем квартале соседи. Эти два мира разделяет не проспект. Они рассечены людскими предрассудками.
Кто-то остроумно заметил, что можно вывезти девушку из деревни. Но, вывести деревню из девушкиной головы - не получится. Мамашу нашей героини вывезли из престижного кабака, но повадки и кругозор хостесс остались прежними. Более того, в достатке они расцвели, как плесень в чашке Петри. Из гонора дочь была отдана в балетную школу. Но дети имеют свойство взрослеть. И утонченная барышня оказалась во власти нахрапистой и цепкой родительницы. Еще одно трагическое несовпадение миров. Кто-то должен исчезнуть.
Соглашусь, что в сценарии много ляпов. Так, например, неизвестно, куда пропали 10 лет жизни нашей героини: трагедия случилась, когда ей было десять лет. Все твердят, что с тех пор прошло тоже десять. Но, вопреки всем законам арифметики, нашей барышне уже...тридцать. Бросаются в глаза и другие мелочи, вроде балерины, вздрагивающей от случайных мужских прикосновений. Словно никогда не взлетала в поддержке на руках партнера. Дуэтный танец предполагает весьма тесное физическое общение. Слияние тел на глазах у всего честного народа. Возможно, корейскую аудиторию внешняя хрупкость вводит в заблуждение, но надо сказать, что девушки, посвятившие себя балету - существа двужильные. Танцоры и спортсмены отличаются завидной выносливостью. А балет - одна из самых суровых танцевальных дисциплин. Чтобы порхать по сцене подобно фее, нужно вынести феерические нагрузки.
Сила прекрасного пола - не в мускулах. И не в манипуляциях на открытом мозге. Настоящая сила - в чистоте сердца. Излучая доброту, сострадание, заботу, понимание, женщина создает вокруг себя особую атмосферу. И да, влияет на окружение. Люди преображаются, даже не осознавая этого.
Судьба - жесткий учитель. Даже жестокий. Когда герои, используя власть и деньги, пытаются увильнуть от решения задачки, она легким движением разрушает их наивные планы. Кто-то что-то подслушал. "Случайно" встретился. "Внезапно" выздоровел. И это - не прихоть сценариста. Это - веление Сценариста, который выстраивает сюжет нашей жизни.
От нас ждут не результата: построения счастливой семьи, успехов в бизнесе, сценической славы. От нас, (и не будем впадать в иллюзию, что дело касается только персонажей) ждут поступка. С большой буквы. Самопожертвования. Бескорыстия. Отказа от амбиций. Это и есть главный выигрыш в жизни. В этой жизни. И во всех последующих тоже.
Всегда задавалась вопросом: что остается вечного, что сопровождает нас из жизни в жизнь. Это явно не слава. Какой бы великой она не была. Не конгломераты, даже самые влиятельные. Очень улыбают сентенции о расправленных крыльях и "весь мир у твоих ног". Давайте будем реалистами: Корея - это еще не весь мир. Далеко не весь. А ведь люди отказывались и от бОльшего, чем строительная компания. От царских тронов отрекались, чтобы...нет, не быть с любимым - чтобы идти своим путем. Тем, что предназначен свыше.
Жуткая в своей безнравственности игра судьбами детей. Единственная дочь сведена до положения проститутки: то за одного замуж пойдешь, то за другого. У кого будет больше денег, с тем под венец и отправишься. А ведь с этим человеком спать придется. Детей от него рожать. Служить и вдохновлять до конца дней. Конечно, можно просчитать выгоды: акции объединяются, конгломераты осваивают новые рынки, банковские счета увеличиваются. Для рыбешки помельче тоже найдется выгода - сменяют друг друга концерты, съемки в кино, интервью на радио, менеджер становится председателем. Но вот ведь какая штука: самая непотопляемая компания пойдет ко дну, самая громкая слава станет позором, самая успешная политическая карьера превратится в прах, если мы поступаем вопреки нашему предназначению. Другими словами, не решаем задачу, а подгоняем решение под правильный ответ. Шкодничаем. Крысятничаем. Миллион меняем по рублю. И однажды вселенская тоска наваливается на плечи. Так прессует, что без алкоголя и снотворного жизнь становится невозможной. Все достижения оказываются пустой погремушкой.
К обострению ситуаций, вплоть до трагических развязок, приводят две вещи. Точнее, их отсутствие: когда нет искренности между родными людьми и сострадания к тем, кого приручил. Показное смирение перед родителями приводит к катастрофе. Старшее поколение свято убеждено, что все идет по плану. Младшее приближается к суициду. Физическому или моральному. Стойкие, как спартанские воины, детки-мажоры не открывают свое сердце отцам. А ведь именно отцы несут ответственность за их будущее. И не такие уж они и деспоты. Наоборот, стараются обеспечить отпрыскам счастливое будущее. Другое дело, что вкус счастья сильно отличается. Не удивительно, что не понимая глубоких изменений в личности молодого мужчины/девушки, они их стремление к самостоятельности воспринимают в штыки. Ведь молодое поколение воспротивилось неожиданно. Ни с того, ни с сего.
Папаши-чеболи вовсе не демоны. Да, увлечены своими мечтами, но их можно переубедить. Если делать это уважительно, аргументированно, постоянно и неотступно. Из аргументов - история их собственной семейной жизни. Очень запутанная и несчастная. Не менее печальные истории старших братьев.
Маленький принц говорил, что мы все в ответе за тех, кого приручили. Мы также в ответе за тех, кто нами привлекся. Даже если не можем ответь на чужую любовь, это еще не повод для того, чтобы топтать светлое чувство. Возможно, единственно высокое среди всех остальных качеств. Любой негодяй имеет право на мягкий, сострадательный, вдохновляющий отказ. Такой ответ поможет преодолеть боль неразделенного чувства и найти силы, чтобы жить дальше. Жить с благодарностью в сердце.
Отрадно видеть, каким чистым и светлым становится человек, освободившийся от пут гордыни.