Музыкальная шкатулка открывается, изящная фигурка балерины кружит фуэте и комнату наполняют прелестные звуки музыки, и о чудо! Вот оно - волшебное доброе детство, когда деревья были большими, весь мир был неизведанным и прекрасным, а бескрайнее счастье приветливо улыбалось с верхушек снежных облаков.... Балерина все кружит и кружит своё фуэте...
Далеко не каждая "Алиса" последует до конца за этим "кроликом", потому что эта кино фантазия только технически напоминает знаменитую сказку Льюиса Кэрролла, оставив некоторую условную структуру, но наполнив ее совершенно другим содержанием. Единственно, что не ушло вместе с сюжетом "Алисы" это его жанровая принадлежность - сюрреализм.
"Глубоко под землей, на которой живут люди, где есть неизвестное королевство, покрытое абсолютной тьмой" встречаются двое - принцесса Роза и ее придворный кавалер Гилл, то да сё, - что там на верху, на Земле? - Да так, коронация королевы Виктории, выставка в Гайд парке. Слово за слово, Гилл предлагает ей посмотреть в будущее верхнего мира, Роза смотрит и увиденное повергает ее в такой ужас, что она в отчаянии выкалывает себе глаза, чтобы больше никогда не видеть этих кошмаров. В королевстве траур, но тут появляется та самая Алиса, которая, как мы знаем, всегда следует за кроликом.
Сюрреализм в кинематографе, да и не только призван если не шокировать, то крепко впечатлить и отодвинуть ваш горизонт дальше уютного предела. В умственных миражах как и галлюцинациях нет сковывающих рамок, они абсолютно честны перед вами, потому что не имеют морали, логики, в этом пространстве нет ничего, обо что спотыкалось бы авторское видение, его творческий замысел, вальяжно и смело набрасывающий макабрические зарисовки в духе капричос Гойи, препарируя подсознание и эхом многократно отражаясь в чьих то снах, по крайней мере судя по одному комменту и такое имеет место быть.
Мари Тэрасима сделала фильм оммаж основоположнику направления арт-хаус - Дэвиду Гриффиту, в частности, на его фильм "Нетерпимость" далёкого 1916 года, но если мэтр ваял со знаком "плюс" через страдания к торжеству божественного начала, то Мари, на свой лад переосмыслив его кино новеллу. ушла в глубокий "минус" , описав сквозь мир в ореховой скорлупке горьковатую, чуть инфантильную тоску по безоблачному детству человечества, по его старым "игрушкам", которые сквозь столетие еще помнят прикосновения "детских ладошек" прекрасной романтичной эпохи, теплят ее маленькую частичку в мёртвых одужьях давно погасших кукольных глаз . Сдается мне, то был реквием по погибшей безвозвратно мечте .
От фильма просто за километр веет махровым экзистенциализмом и пожалуй он хорошо смотрелся бы в одной линейке с "Трудно быть Богом" Алексея Германа, ну или в компании Сэмюэля Беккета с его "В ожидании Годо", отличаясь от оных лишь более тонким женским восприятием. А так, столь же явное предчувствие катастрофы, колоссальных тектонических сдвигов, пускай эта сцена мира разыграна предельно рафинированным театром тамошних Коломбин и Арлекинов.
Кино язык у Мари просто фантастический. Фильм как слепок гравюр конца 19 века, Гравюры. красивой до безобразия и безобразной до красоты. Ах, эта восхитительная стилистика немого кино! - совершенно особый микрокосм, здесь он такой барочный, сновиденческий, тёмный, с преобладающими тускловато голубовато -серыми и багровыми акварелями , "живые" фотографические коллажи известных исторических лиц прошлого, мизансцены , полные символизмов и аллегорий. По выходу - маленький, но такой трогательный кукольный стимпанк под надрывной полонез и механическую музыку из шкатулки. Живо выразительно и очень вкусно.
Последняя ремарка. Возможно не каждому вместо приятного и духоподъемного отдыха от серых предзимних будней в обществе любимой дорамки ( глинтвейна, кресла-качалки, пледа и плюшек) захочется засесть за психоделику, но если засели и не дропнули с перепугу сразу, лучше набравшись мужества дожить до конца. Финал впечатляет.