Отзыв на дораму The Himalayas

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

"На высоте более 8000 метров нельзя позволить себе роскошь морали" Александр Абрамов ,мастер спорта по альпинизму СССР
Страшный скандал потряс мир весной 2006 года. Мимо медленно замерзающего английского альпиниста Дэвида Шарпа, безучастно прошла группа из 42 альпинистов, в их составе была съемочная группа канала Дискавери, они попытались взять у него интервью, и задав пару вопросов, оставили  умирать в одиночестве. Эти события произошли приблизительно  в то же время, что и  рассказанная в фильме история 
 "Горы не стадионы, где я удовлетворяю свои амбиции, они — храмы, где я исповедую мою религию". 
Что заставляет человека подниматься на самые высокие горы, рискуя собственной жизнью, вопрос этот скорее всего поставит любого альпиниста-профессионала в тупик. Ведь это так же естественно как дышать. 
 Ом Хон Киль - из тех, кого можно назвать сверхчеловеком, его личность известна достаточно только сказать, что он - один из 30 обладателей Короны Земли, тех, кто смогли взойти на 14 восьмитысячников,  самые высокие горы на планете. Когда на Эвересте погибает его близкий друг, он чувствует личную ответственность вернуть его тело  домой и  для поисков собирает группу единомышленников. Можно подумать, что это очередной фильм о силе человеческого духа, и это действительно так, но для меня , скорее мэсседж о наболевшем. 
Каждый год весной на склонах Эвереста как с непальской так и с тибетской  стороны начинается светопредставление - шерпы, любители, мечтатели,  разного рода авантюристы и богатые эксцентрики оживленно филлируют в мгновение ока расцветсшем пестром палаточном городке, вся эта разношерстная  , подчас нелепая публика подчинена только одной цели - совершить паломничество на Вершину мира. Местные давно иронично окрестили это живописно абсурдное явление как Цирк на Эвересте. Наконец, подготовка и инструктаж закончены, впереди  медленное и опасное восхождение. Где то на уровне восьмитысяч над уровнем моря  проходит граница так называемой зоны смерти и дело не в снежных штормах и лавинах. С этой отметки  человеческое тело, испытывая запредельные нагрузки, начинает умирать. Воздух разрежен на три четверти, вокруг его немыслимые тонны, но  каждый вдох дается с трудом, сердце заходиться в бешенном ритме и каждый шаг мучителен. Постояная угроза отека мозга и легких, даже при спуске. Это почти космос, только бесконечность пронзительной синевы  над головой и ослепительные барханы облаков под ногами. И вот, там где физические законы начинают прессенговать с чудовищной силой, моральные дают сбой. 
«То, что в нормальной жизни неприемлемо, на больших высотах рассматривается как норма"
История Пак Му Тэка, друга Ом Хон Киля так же как и Дэвида Шарпа отнюдь не из ряда вон исключительное событие, вершина Эвереста давно  стала кладбищем для тех кто умирает в обществе других уже вмерзших в горную кору, терзаемых ветрами и солнечной радиацией. Есть в этом что то неправильное,  жуткое  -умирать так близко от заветной мечты,  наедине с Богом и  в компании тел погибших как недавно, так и десятилетия назад. Они лежат на маршруте, ведь он оптимален, и шаг вправо, шаг влево часто грозит необратимыми последствиями, а потому вы в буквальном смысле перешагиваете через тела. Снять их не представляется возможным, ни один вертолет не сможет подняться на такую высоту. А тащить на себе тело в 60-100 кг при диких нагрузках почти невозможно. Вот и лежат они как зловещее напомнание о собственных ошибках, трагичной случайности а подчас и  равнодушия проходящих мимо. Впереди долгожданный триумф,  то,  ради чего пожертвован не один  год изнурительных тренировок и огромное количество денег. Что может быть важнее чем побывать на самой высокой точке планеты, сделать селфи и поставить флаг своей страновой принадлежности. При таком раскладе, далеко не многие выберут в качестве приоритета - спасение человеческой жизни. 
 Может тогда, было бы уместно, учитывая вышеописанные трудности, оставить мёртвых мёртвым, а живых живым? Нет, Ом Хон Киль возвращается за другом. Подъем на вершину вновь и вновь ставит вопрос нравственной дилеммы, своеобразный тест, даже  не на выносливость, но  тест  на  более важное ,на то, что определяет в человеке человека. Это момент истины,  когда обнажается сокровенное, настоящее, высокое и низкое. Потому что в  каждом  есть свой Эверест, и жертв у этого символического пика куда как больше, чем у буквального.  Потому что нет ничего страшнее, чем  осознание того, что  поднявшись в самую высь и прикоснувшись к небу, в самом главном, перед самим собой- неминуемо падаешь о землю  и разбиваешься на смерть. Потому что «нельзя продолжать совершать восхождения, лавируя между трупами, и делать вид, что это в порядке вещей». Наконец, потому что надо возвращать мёртвых живым. Так надо и все. Как в одном случае, вернулись спустя 8 лет и к другой альпинистке. 
Я немного в шоке от написанного мной эссе, но хотелось бы донести то, что люди занимающиеся восхождением совершают подвиг , акт преодоления и акт невозможного каждый раз поднимаясь на гору, неважно, что нам, людям обычным ,  они кажутся слегка, а может и не слегка, больными на всю свою высокогорную голову. Отмечу только, история , точнее лишь отчасти затронутый ей акцент, вольно или не вольно оказался  больше чем сам фильм, о чьих художественных достоинствах я не сказала ни слова. Впрочем одна замечательная рецензия на этот фильм о них расскажет куда больше.
Пока ничего нет, Обсудить
Автор: aashe
Аватар aashe
Все отзывы aashe 22
Все отзывы на The Himalayas
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 04.12.16

Меню