Ночь, улица, бар, сигарета.
Хаотичность образов. Сны. Подсознание.
Недописанные книги, потерянные музы, автоматика творчества.
Кадр — как картина. Освещение — как краска. Движения — как образы, отражающиеся в зеркалах. Разговоры — обрывки, подобные мыслям.
Создать такое в кино, не пустившись в бессмысленный психодел, мог только Ли Мён Се, которого без колебаний можно назвать одним из самых неоднозначных режиссёров в Корее.
«М» — это фильм, который обо всём понемногу: творчество, безумие, прошлое, настоящее, жизнь и смерть. Это не просто красивый рассказ о писателе, который распутывает клубок непонятных событий, а в конце, в лучших традициях английских детективных романов, находит ответы. Главным образом, «М» — ода человеческому сознанию и тем процессам, которые мыслями и образами сменяются внутри каждого. Несмотря на депрессивность мотива, в картине прослеживается любовь к человеку как к существу, способному мыслить, достигать и преодолевать, но самое главное — творить.
На фоне, где-то очень далеко, есть ещё немая толпа. Аккуратно, без нажима и очевидного натиска Ли Мён Се удалось затронуть не только индивидуальные факторы, но и в целом социальные, что прослеживается невесомо — либо разговорами героя с немногочисленным количеством действующих вокруг лиц, либо одним-единственным диалогом о том, что его творчество, несмотря на собственное неприятие, нравится всем и активно продаётся.
Как и в «Дуэлянте», в «М» на авансцену выходят отношения между мужчиной и женщиной. Но, как и с тем же «Дуэлянтом», обозначение взаимодействия между героями таким словом, как любовь, — это лишь упрощение задачи.
Таким образом, перед нами воссоздание по возможности классического сюрреализма с детально продуманной режиссурой, талантливой игрой актёров и сложным сюжетом, который нельзя воспринимать в отрыве от двойственности образов. Интересного и играющего на нервах саспенса ждать не стоит — будете разочарованы.
И, конечное же, это было красиво.
Как с холста.