Оцените отзыв
«... Когда мне было тридцать, я начал свою жизнь; в сорок я был самонадеянным;
в пятьдесят осознал свое место в общем порядке вещей; в шестьдесят научился не спорить; а сейчас мне семьдесят, и я в состоянии свободно идти по жизни, не разрушая ее основ ».
/Конфуций о жизни/
Эпоха перемен... Прежде чем объективно оценить произведение в первую очередь надо понять, что же это значит. Почему появляются те или иные люди в этот момент истории? Какие личностные качества должны быть у людей эпохи перемен? Что было до этого, где же переломный момент?
Корё, 14-й век. Государство разрывают на части социально-экономические проблемы. Первая — это ослабление государственного контроля над землей, которая в те времена была основным средством производства, источником пополнения государственной казны, материального обеспечения боеспособности армии. Вторая, как обратная сторона процесса ослабления государственного контроля, заключается в усилении частного землевладения и соответствующем ухудшении положения крестьянства, ослаблении связей по линии провинция — столица, а значит и ослаблении единства страны. Третья, причем не только экономическая, был ущерб от монгольских военных походов в Корею и последующего подчинения Кореи монгольской «династии» Юань в Китае. Подчинение монголам не только лишило Корё части северных территорий и значительной доли государственных доходов, но и нанесло ощутимый удар по репутации королевского двора в целом.
Здесь же появляется «Новое» провинциальное служилое сословие садэбу, что значит «ученые и большие мужи». Оно противостояло корёской аристократии — выходцам из семей богатых частных землевладельцев, многие из которых присвоили себе государственные земли в результате распада системы полей чонсиква. Идеологией старой аристократии было китайское конфуцианство эпохи Тан (618-907), а также буддизм. Садэбу придерживались обновленного конфуцианства китайской эпохи Сун (960-1279), которое еще называют «неоконфуцианством».
Понимая суть этого противостояния можно найти ключ ко всей дораме. Именно с этого начинается повествование. Зрителя знакомят с представителями старой аристократии и новыми смелыми, прогрессивными учеными-конфуцианцами. Кроме того, возрастает значимость армии, то есть многие мелкие чиновники имеют возможность получения военного статуса. Также, после подчинения Корё монголами в среде высшей корёской знати появились смешанные браки с монголами и чжурчжэнями. Поэтому «чистота крови» и «аристократичность происхождения» становятся менее значимыми.
Неоконфуцианство, ставшее идеологическим фундаментом в деятельности садэбу,подчеркивая необходимость соблюдения норм морали, отбора людей на высшие должности страны в соответствии со способностями, а не по происхождению, также подталкивает общество к реформированию.
Зритель однозначно получает то, что хочет увидеть. Закоренелых аристократов трясущихся над златом, смелых реформаторов, идеологическую борьбу как внутри, так и снаружи партии революционеров. Чтобы удовлетворить все слои населения и в качестве контрастов вводят образы простых людей. И здесь происходит чудо. Кажется, что они нужны только для массовки, ведь столько ярких харизматичных лидеров. Не надеешься, что они изменят суть... А нет, со временем, проведенным у экрана понимаешь, что народу то эти перемены не столь важны... Кто бы не стоял у власти, большей части голодающей массы нужна лишь стабильность. И здесь мы вновь видим потрясающую работу людей, которые создавали "Шесть драконов". Как власть меняет простых людей, как развращает души, как люди меняют свое отношение к власти. Те, кто недавно считался спасителями становятся узурпаторами, узурпаторы - освободителями. И так по кругу.
Политическая линия здесь потрясающая. Здорово напоминает "большевиков". Каждый почерпнет для себя что-то свое. Образы отцов - реформаторов: Чон Мон Чжу, Джон До Чон (Самбон) прекрасно раскрыты и исполнены талантливыми актерами. Ленин и Маркс корейского народа. Величайшие идеологи своего времени. Невероятно трагичное противостояние. Оба проиграют в итоге.
Ли Сон Ге и Ли Бан Вон... Если первый сомневался в успехе своего дела и опирался лишь на военную силу и сторонников-реформаторов, то второй не гнушался создавать опасные альянсы и идти против системы породившей его. Так ли это было на самом деле, сказать довольно сложно. Но та версия, которую нам предлагают режиссеры и сценаристы вполне укладывается в ход истории. Многие пишут: «Тхэджон был кровожадным, а данную версию перевернули корейцы для облагораживания образа". Давайте не будем забывать, какое это было время и что было на кону. Кроме того, кровожадными не рождаются, а становятся. Это режиссерское видение становление "Ганнибала". Ю А Ин блестяще передал все душевные переживания Ли Бан Вона. Не стоит забывать о кол-ве детей у Ли Сон Ге, это однозначная конкуренция в дальнейшем. А маленькие мальчики в итоге вырастают в больших врагов. Трон - это вам не шутки. Жизнь и власть на одной чаше весов, на другой смирение и смерть.
Множество мелких (как, казалось бы) образов раскрывают основных персонажей и выполняют колоссальную смысловую нагрузку. И каждый из актеров здесь уникален, это нельзя не признать.
"Путь воина" Ли Бан Джи еще один интереснейший виток в истории. С одной стороны его образ олицетворяет усиление значимости воинского статуса в обществе, ослабление аристократии. С другой стороны - отчаянный рыцарь-романтик в поиске смысла жизни – чисто художественный выразительный персонаж. Его антагонист - воин Му Хюль. Кажется, что они похожи, но это не так. Та же история, что и у Джон До Чона и По Ына, истоки одни, идеология разная. «Есть ли разница между политикой и мечом… Может ли быть по другому…» В контексте данного времени актуальное сравнение со словами из народной песни.
Музыка живет весь фильм неотделимо. Возвышенные ОСТы, акцентировано к каждому эпизоду, к каждой теме. Народный фольклор в классической, рок - обработке, вокальные переливы, мощный звуковой диссонанс.… Завораживает.
«Шесть летящих драконов» действительно потрясающее произведение. Начиная от захватывающего сюжета и заканчивая четкой образной проработкой персонажей, линии поведения и мотивов действий. Редкий случай, когда можно найти такую гармонию. Смена эпох, идеологий, борьба поколений, становление личностей и закрепление духовных ценностей являются первоочередными, ключевыми моментами. В то же время осознание правильности своего выбора, своей сущности придают и без того потрясающей актерской игре ту необходимую долю человечности, с которой сталкивается в своей жизни каждый. И здесь зрителю самому приходится определять границы допустимого. Именно эта индивидуальность и составит в дальнейшем целостную картину. Для каждого свою.
«Танец под луной, поле цветов.
Песня так весела,
Пятьсот лет усилий и борьбы
И все это было напрасно…»
Дата публикации: 05.07.17