С чего начинается Родина? Историческая справка.
Уж и не помню, где в первый раз услышала слово «Чхонрён», кажется, это был какой-то боевик с якудза. Слово заинтересовало. А человек я дотошный, полезла искать – что такое, с чем едят. И такая интересная оказалась штука! Так вот, Чхонрён – это никакие не беженцы из Северной Кореи. Это корейцы, привезённые в Японию ещё в те времена, когда их родина была японской колонией. Привезенные для подневольного труда. То есть, не аристократия, сами понимаете, а люди, у которых ничего, кроме рабочих рук, и не было. Но вот война закончилась, надобность в корейской рабсиле отпала… и куда им деваться?.. Японцев этот вопрос по понятным (по крайней мере, для меня) причинам не заботил от слова совсем, о том, чтобы дать рабсиле драгоценное японское гражданство, даже речи не было. Куда смотрела Корея Южная – вопрос интересный, но возможно, им не нужны были лишние «голодранцы». Зато Корея Северная в трудный момент проявила внимание – и вуаля, многочисленная корейская диаспора в Японии с паспортами КНДР, школами КНДР, идеологией КНДР. Грозно маршируют в красных галстуках посреди одного из главных оплотов мирового империализма.
Сюжет.
Однако, это смех сквозь слёзы. Если задуматься, каково приходилось… да и приходится, судя по фильму, этим людям, их детям, внукам?.. Родина, которой они в глаза не видели, которая присутствует в их жизни лишь зоркими взглядами вождей с портретов. И мир, в котором они родились, живут, большой мир вокруг… частью которого они стать не могут. Сколько ни меняй документы, а нужного не получишь. Потому что слишком многие убеждены, что кровь – не вода. А, стало быть, как родился чужаком, так чужаком и помрёшь.
Герой.
И вот мальчишка. Дерзкий, как большинство мальчишек. Он смотрит свысока на этих покорных взрослых, живущих в своём тесном и странном мирке чужаков, где ничего не меняется, где пропахшие нафталином ценности, нелепые лозунги, старые книги, девочки-скромницы-недотроги в национальной одежде и главная мудрость жизни – отцовский кулак. Мальчишке тесно в этом мире. Ему хочется на волю. Бежать изо всех сил, и пусть ветер в лицо… Этот мир вокруг – он огромен, и мальчишка уверен, что для него там непременно найдётся место. Да куча мест, стоит только захотеть, кого интересует вся эта ерунда, паспорта-бумажки!
Вот только… Кто бы мог подумать – огромный мир, в который он так стремился, при ближайшем рассмотрении оказался едва ли не теснее прежнего. И нафталина тут своего полно. «Чужак!», «Грязная кровь!» - словно камни летят, только успевай уворачиваться. А какой же он чужак? Он здесь родился, это его единственный дом. Кровь? Так она у всех одинаково красная… Но люди, ах, эти люди! Любят же они строить заборы. Огораживаться от «чужаков». Тут вот моё, оно лучшее, а ты там постой, куда тянешься грязными лапами… Всегда нужны «чужаки», те, кто хуже, по определению. Чтоб самому себе казаться лучше…
Конечно, мальчишке было больно. Бежал-бежал, а тут тупик. И его история любви… первой любви, что может быть важнее!.. едва не стала историей печали. Но, на счастье, родина, которую он оставил, не оставила его. Настоящая родина. Не стены-заборы, не паспорта-бумажки. А место, куда он всегда может вернуться. Где ждут, где поймут и примут. Его дом.
И когда мальчишка заявлял, со всем своим мальчишеским максимализмом, со всей обидой на этот неправильный мир: «Я не кореец, я не японец, я трава без корней!», его родина смотрела на него снисходительно-насмешливым отцовским взглядом. Мол, говори-говори, глупый ты птенец, а кто поставил тебя на крыло? Кто научил, что за всё в этой жизни надо драться, опираясь лишь на собственную силу и волю?! Человек без корней – беззащитный, обездоленный сирота. Но это же не про тебя. Куда бы ты ни прорывался, удачно или не очень, но собственное место в этом огромном мире всегда у тебя за спиной. Ну, уголок, да, маленький и с виду странноватый. Но свой. И, значит, корни твои ветром не вырвет, мышь не подгрызёт.
Мораль.
«Корейцы, живущие в Японии» или «Японцы корейского происхождения» - это всего лишь слова, они не отражают суть. А что отражает? Мальчишки, бегающие перед поездом, девочки-недотроги в национальной одежде, отцовский «кулак мудрости», старые книги… Даже в портретах вождей этой сути больше, чем в безликих обозначениях. Страна, нация, народ, община, землячество – люди! В первую очередь это всегда люди. Это родители и соседи, друзья-товарищи и учителя в школе, таксист и полицейский… а ещё любимая девушка и её родители. Вот одна родина у героя и вот вторая. От первой зависит, каким человеком он станет, от второй – в каком мире он будет жить. И неважно, какой у него будет паспорт, признают ли его когда-нибудь гражданином Японии, важно, чтобы обычные люди не считали его корейскую кровь грязной. Но для этого требуется всего-то малость. «Я – это я!» Человек. Личность. Чей-то друг, сын или сосед. Круг замыкается.
Информация к размышлению.
До сих пор, честно, до этого фильма полагала, что тем, у кого «чужаковость» на лице, так сказать, написана, в разы тяжелее. А герой вот ни внешностью, ни языком от тех японцев не отличается. И вначале казалось: да не такая уж и проблема. Ну, карьеру не сделаешь и образования нормального не получишь – это обидно, да. Но при недостатке денег, например, тоже всё это недоступная роскошь. А герой может заниматься семейным бизнесом и жить себе нормальной жизнью. Но, оказывается, так даже тяжелее… Когда твоя внешность отличается от большинства окружающих – ты сразу видишь отношение к себе, как на тебя смотрят, как общаются. Понимаешь, кто перед тобой и кто ты для них. И чего ожидать. А тут… Получается: он такой же и не такой. И не понимает, почему он не может получить то, что получают остальные, с «правильной» кровью, просто по праву рождения – человеческое отношение. Видеть в полицейских защиту, а не опасность; рассчитывать на помощь окружающих, если ранен; наконец, не «предупреждать заранее» любимую девушку о своём происхождении, как о какой-то заразной болезни.
Кто играет.
Кубодзука Ёскэ в главной роли – непреодолимое очарование естественности. Ни грамма переигрывания. Развинченные, с вызовом, движения уже не ребенка, но ещё не взрослого. Взъерошенная прическа и глубокий взгляд… Поразительное сочетание: такой хулиганистый внешний вид и – взгляд поэта, куда-то за грань миров…
В общем, смотрите! Фильм изумительный. Теплый, несмотря на ледяной душ, который систематически проливается на героя. В нем много юмора, но чаще это тот самый смех сквозь слёзы. Потому что есть и грустные моменты, и даже тяжелые, когда сжимается сердце или кулаки. Но в конце концов побеждает надежда, а что может быть важнее.