"Под ветвями боярышника"
Вечер тихой песнею над рекой плывет,
Дальними зарницами светится завод,
Где-то поезд катится точками огня,
Где-то под боярышником счастье ждет меня.
Ой, боярышник милый, белые цветы,
Ой, боярышник милый, что так грустен ты?" *
Этот фильм легендарного Чжана Имоу не награжден, не номинирован и не отмечен, что является редкостью для картин знаменитого режиссера. Имоу обладает удивительным качеством, он снимает кино которое не бывает скучным. Буйство красок и динамики это к другим его работам. Здесь он будет вести диалог с нами по-другому: совсем неспешно, тихо, один на один. Наверное и поэтому он Мастер, и все его картины оставляют в нас следы разные... да, но неизменно есть глубокие, есть просто царапины, но всегда раны.
И теперь я понимаю почему.
"Под ветвями боярышника" - очень личное кино, не для чужих глаз, оно скорее для родных людей.
Картина снята по одноименному роману Ай Ми, основанному на реальных событиях времен "Культурной революции". Оператору постановщику Чжаэ Сяо Дин, художнику постановщику У Мин и композитору Ой Ган Чэнь, на мой непрофессиональный взгляд, удивительно точно удалось своей филигранной работой создать атмосферу Китая 70 - х годов прошлого века.
Каждый эпизод - будь то необразованная сельская глубинка, в которой живут настоящие люди от земли, или провинциальный городок с бедными работягами, игры в волейбол на спортивной площадке или выступление агитбригады в актовом зале школы, насквозь впитавшие в себя идеи и дисциплину партии, и даже стерильно-белая старая больница - все это погружает зрителя в мир, где социализм идет стройными рядами в светлое коммунистическое завтра.
Вот перед нами возникают образы "хунвэйбинов": свободный китель-френч, из-под которого виднеется белый воротничок блузы, мешковатые брюки, скрывающие тонкий девичий стан. И невольно задашься вопросом: "Неужели в этом когда-то ходили девочки?" Безликая сине-серая школьная форма, неизменная белая мужская сорочка с закатанными рукавами и непременно какая-то вещь красного цвета - все эти, казалось бы, незначительные детали передают дух того времени, усиливают ощущение эпохи.
Музыка так ненавязчиво тонкой струйкой перетекает из кадра в кадр, что порой её не замечаешь. И вдруг в финале она ударит наотмашь по оголенным нервам прекрасным женским голосом, который мучительно нежно по-китайски поет о том, что нам знакомо с детства, что впитано с молоком матери.
Но это лишь мастерски сделанный фон, лишь красочные декорации. Они не убогие, не черно-белые, цветными их помогают делать талантливые молодые актеры Чжоу Дун Юй и Шон Доу. Эти двое живут в кадре вместе, порой не дыша. Во времени, когда ...
... когда мои мама и папа просто были юными.
О чем этот фильм?
О моих родителях.
Это грустное до щемящей боли в генах кино.
Это пронзительно нежный рассказ о первой любви.
Вы увидите девочку: гордую, не боящуюся трудностей, сильную духом, терпеливую, при этом светлую, невинную, такую маленькую и милую помощницу с двумя косичками наперевес - просто красавицу.
Вы испытаете гордость за мальчика: мужественного и сильного, трудолюбивого и целеустремленного и вместе с тем умеющего быть заботливым и внимательным, нежным и романтичным, а порой забавным с заразительной улыбкой. Это гордость за настоящего мужчину.
Оказывается, всё произошло из-за "Курса перевоспитания". Хоть и говорят умные властители известную всем фразу "Сын за отца не в ответе", но на деле отвечают "Дочь - за отца", а "Сын - за мать".
Вы не ожидали ничего. Только вот Она не выбирает удобное место и нужное время. Любовь ... Она просто приходит и протягивает ладонь, на которой лежит карамелька.
И было у вас желтое поле цветов. Как их название? Да не все ли равно, ведь от их аромата кружится голова ... И это память навсегда.
А в этом поле на холме стоит одинокий куст боярышника, "не такой как все", и старики рассказывают, что по древней легенде цвести ему красным цветом. Правда ли это, вы узнаете ранней весной, ведь у вас впереди так много времени. Но будет ли так, как задумано?
Каменистая речушка знойным летним днем, брызги холодной воды, летящие на белую рубашку, мгновенно ставшую прозрачной ... Мальчик, какой ты нетерпеливый. Девочка, почему ты робеешь? Ведь купальник такой красный, такой красивый, такой закрытый...
И вам приходилось прятать свою любовь от чужих глаз, невольно стыдясь её. Держаться за руки через веточку ... Оказывается это так романтично, невинно и в то же время так чувственно.
И, конечно, был велосипед! На миг забыв про всё и всех, хочется мчаться, обгоняя ветер. Довериться друг другу без остатка. Закрыть глаза, прижаться к сильной груди с бешено бьющимся сердцем. Кричать от восторга свободы и чуточку от страха. Раскинув руки, обнимая жизнь, потому что вы вместе!
А как вам такое: получить от любимого в подарок незабвенный эмалированный тазик с прорисованными цветами красного цвета?! Подарок на всю жизнь! Сейчас он нежно омоет ей ноги. А потом, через время, она будет купать с нем своих новорожденных детей, а затем и внуков. Почему?
Потому, что "я не умру, пока ты живешь!"
Странному в своей жестокости Миру так было надо?!
Две одинокие фигуры на разных берегах реки мысленно обнимают друг друга. и все же, несмотря ни на что, вы оставались счастливыми в своем смиренном ожидании. Но судьба ... мудрецы говорят, что она никому неподвластна. Можно ли её изменить? Уже не суть ...
Теперь главное - успеть увидеть любимое лицо и черно-белую фотографию, приклеенную к потолку палаты. Чтобы уже не расставаясь ни на миг, остановить последний взгляд на самой стеснительной счастливой паре, сидящей рядом и тихо улыбающейся друг другу.
"Я не смогу ждать тебя один год один месяц.
Я не смогу ждать тебя, пока тебе не исполниться 25.
Но я ждал тебя всю свою жизнь."
(Сунь)
Вся тысячелетняя философия Правды, Глубины и Силы Любви вместилась в этой короткой фразе.
С искренней благодарностью и уважением - ровеснику моего отца, а также - всем создателям и исполнителям фильма.
За настоящие эмоции, за память сердца.
________
* Китайский вариант русской песни "Уральская рябинушка" на слова Михаила Пилипенко.