Оцените отзыв
"Легенда о Чжэнь Хуань" - историческая дорама на популярную "гаремную тему". Гарем в данном случае принадлежит цинскому Юнчженю (это не имя, а девиз "Справедливое и гармоничное правление", так-то его звали Иньчжэнь). Был такой император в XVIII веке, в эпоху расцвета династии Цин. Помещается между великими Канси и Цяньлунем, которые оба правили по 60 лет. Юнчжень просидел на престоле всего тринадцать лет, но успел проявить себя как просвещенный монарх в лучших абсолютистских традициях, ничем не уступающий своим европейским современникам. Осуществлял централизацию, боролся с рабовладением, создал эффективную систему снабжения зерном через государственные амбары в голодные годы, при этом старался лишний раз не воевать (в отличие от блистательного сына, учинившего в монгольской степи геноцид такого размаха, что Россия обзавелась Алтаем и Казахстаном с Киргизией - кочевники спасались под руку русского царя).
Но сериал, понятно, не об этом. Хотя образ императора как немолодого усталого бюрократа, постоянно заваленного грудой неотложных дел и с трудом выкраивающего время еще и на гарем, получился вполне убедительный и соответствующий действительности. То, что при этом он никому не верит, всех подозревает, но ухитряется искренне считать, что все его наложницы от него без ума и любят его за человеческие качества (еще бы!) - это специфика профессии.
Вообще же с исторической правдой сценаристы обошлись, скажем так, вольно. Главная злодейка первой половины сериала - благородная супруга Хуа из рода Нянь - у них бездетна и оттого, собственно, и творит свои злодейства. На самом деле она родила императору четверых детей и умерла своей смертью. И только после этого род извели под корень (а не наоборот, как в сериале). Точно также романтический герой-любовник Семнадцатый принц не был мелодраматически отравлен в присутствии героини, а пережил брата-императора и благополучно скончался уже при новом царствовании. Историчность самой прекрасной Чжэнь Хуань тоже под большим сомнением.
Но это ничему не мешает, потому что нравы гарема, благодаря которым героиня из милого, пушистого котика превращается к 76 серии в крокодила со стальными челюстями, показаны вполне реалистично, хотя, понятно, и в смягченном виде.
Зрителя честно предупреждают, какое зрелище ему предстоит, с первых серий. Вот мелкий эпизод: новые, только набранные наложницы гуляют по дворцовым переходам. И противная девица, к которой зритель уже проникся неприязнью (так она выставляет напоказ свое богатство и знатность рода и так издевается над безответной наложницей Ань), громко заявляет, что ее-то точно ждет светлое будущее, и что ей нынешняя императорская фаворитка - благородная супруга Хуа! Супруга Хуа это слышит, и девицу тут же отправляют в Управление наказаний на смерть под палками (если повезет; не повезет - станет калекой). Больше мы ее не увидим.
Ситуация, когда десятки (на самом деле тысячи, но на такую массовку, понятно, не хватило средств) женщин состязаются за симпатии одного мужчины, причем цена проигрыша - смерть не только для себя, но и для всего рода (что нам показывают, и не один раз), не знает исключений. Крокодилами станут все. Как та самая безответная наложница Ань: милая, застенчивая девушка из бедной семьи, в начале сериала испытывающая глубокую благодарность к героине за то, что ей помогают и о ней заботятся. Из нее получится профессиональная отравительница, опаивающая императора афродизиаком, а соперницам подсыпающая порошочек, провоцирующий бесплодие.
И наоборот - в самом бронированном крокодиле обнаружится безжалостно изуродованная человечность: оказывается, что супруга Хуа (в отличие от героини) действительно любила императора. А император ее взял в наложницы из дипломатических соображений, поскольку брат ее уж очень был успешный генерал. И подарил фимиам, который супруга Хуа постоянно использовала, не зная, что в составе имеется противозачаточное средство: чем больше она вдыхает благоуханный дым, тем меньше у нее шансов родить ребенка. К чему еще усиливать род Няней? Все это героиня, достигшая к середине сериала вполне приличного уровня крокодиловости, ей и выложит, после чего супруга Хуа разобьет голову о стену.
А героиня двинется дальше путем расчеловечивания. В результате ей достанется главный приз - она станет вдовствующей императрицей, к которой обязан проявлять почтительность сам император. И окрокодилится окончательно. Сыграно это актрисой Сунь Ли великолепно: с каждым повышением в чине (порядки в гареме вполне армейские, наложницы распределены по чинам, и за это тоже идет борьба) головной убор и наряды героини становятся все роскошнее, а к лицу все плотнее пристает любезная и надменная маска. Так что, когда умирающий (не без ее содействия) император потянется погладить ее по волосам, его рука наткнется на камни и парчу головного убора.
На фоне гаремных страстей любовная линия Чжэнь Хуань - Семнадцатый принц откровенно скучна. Я ее просто проматывала. То ли дело интрига, по итогам которой соперницу забивают палками, всех взрослых мужчин в роду казнят, а женщин и детей продают в рабство!
В общем, сериал можно смотреть как пособие по социологии институтов: как они формируют тех, кто вынужден существовать по их правилам. А можно, как и прочие китайские исторические дорамы - ради необыкновенной красоты интерьеров, нарядов и кипения интриг и страстей.
Дата публикации: 27.07.18