Оцените отзыв
Заброшенный сад вновь расцветает тихой надеждой. Дурманящий аромат струится в зыбкой ряби воздуха. Кусты жасмина среди скорбных засохших собратьев протягивают солнцу ещё живые ветви. Хозяин возрождает свои благоухающие плантации. Вернулся художник. Из маленьких белых цветков и глубокой зелени листьев он создаёт строгой архитектурной красоты композиции - байсри. Много лет назад владелец сада Шейн струсил, спрятался. Уступил людскому осуждению, предал свои чувства. Карма настигла его. Попытка следовать традициям большинства, подавив собственные желания, оказалась трагичной.
Культура Исана и философия буддизма вплетены в историю отношений двух мужчин в фильме Анучи Боньяватаны. Режиссёр откровенна, представляя свой взгляд на любовь и судьбу. Всё в плавном течении фильма символично: живые яркие цветы и мёртвое неупокоенное тело, мутный поток, уносящий ржавеющие гирлянды, долгий взгляд, непроизнесённое обещание. Человек, как отслужившие обряд байсри, неизбежно отправится по реке жизни к пугающему неизвестностью берегу смерти. От радости через терпение, смирение к безмятежности. Плачущая мелодия поднимается к высоким звенящим нотам и опускается до монотонного гудения поющего мантры монаха. С голосом ветра, разговором дождя и леса оживают картины природы северо-восточного региона Таиланда, бывшего в далёком прошлом и отдельным государством монов, и частью империи кхмеров. Привычного буйства красок нет, глухие оттенки серо-жёлтой земли, коричневой в бронзовых бликах воды, запылённой серебристой растительности почти поглощают чистый белый цвет жасмина и навевают печаль. Шейну не удержать любимого, Пич уходит на очередной круг Сансары. Малила (жасмин - с тайского) отпускает обоих, прощая, признавая бессилие излечить физические и душевные раны.
Ануча Боньяватана решила расширить границы будущей аудитории своей драмы и пригласила на главные роли звезду тайского кино и телесериалов Суколлавата Канарота (Вейр) и не столь именитого, но не менее талантливого Анучида Сапанпонга (О). В ленте с минимумом действий и крупными планами героев выбор актёров стал решающим для успеха и продвижения. Вейр (Шейн) и О (Пич) передали единение душ оттолкнувших когда-то друг друга мужчин. В их любви мало места воспоминаниям, сожалениям, их притяжение для сострадания и утешения. Нежно красивые, с особой обречённой чувственностью сцены близости оправданы деликатной актёрской работой. Фильм замечен экспертами и зрителями. Лестные номинации, призы у режиссёра и актёра Суколлавата Канарота на кинофестивалях Азии, признание на родине.
"Малила. Прощальный цветок" интересен возможностью прочитать по-своему буддийский подтекст этой истории. Потеря дорогих людей - горе, которое мы не готовы принять даже при ясном осознании конечности бытия. Справиться с собственной болью никто не поможет. Она вгрызается в душу и тело. Сосредоточение - созерцание мира внешнего и своего внутреннего одновременно. Всматриваться в ужасный тлен человека до тошноты, запечатлеть его в памяти, чтобы остановить слёзы, освободиться от отчаяния. Ощущать боль, но не убивать себя страданиями, жить с ними, как с неизбежными спутниками.
Начало жизни стремится к её концу. В пункты отправления и
назначения никто не опаздывает. Но между ними в пути всё возможно. И тёплые
лучи нового дня. И молодой чистый ручей. И умиротворение ступившего в
освежающую прохладу.
Дата публикации: 31.08.18