Оцените отзыв
"Колдун" для меня - мое все, без преувеличения. Когда-то я и в японскую нишу рутрекера
вышла именно в поисках второго фильма, который никак не могла найти - первый фильм не раз показывали по телевизору, а вот второй мне нигде не попался.
Первый фильм я впервые увидела по "Культуре" - не с начала, уже больше половины прошло. С первого кадра я, как та ворона Клара у Андерсена, разинула клюв от изумления да так и просидела до конца.
Фильм меня глубоко перепахал.
Нельзя сказать, что у меня не было никакого опыта "общения" с японским искусством до этого -
я и литературу японскую любила и люблю с юности, и фильмы классические к тому времени
многие смотрела, и аниме в каком-то объеме знала, но это было скорее экзотикой - вот я, а вот Япония, а тут - да я до сих пор не могу понять, как и чем этот сын кицунэ Абэно Сэймэй - великий Мансаи Номура – меня приворожил, но сделал это так мастерски, что назад пути не найти.
Я знаю первого "Колдуна" наизусть, смотрела раз сто, как ни один другой фильм в жизни - и
все равно не надоедает; если маловато времени, то просто не стану включать - боюсь, не смогу не оторваться.
У меня не рецензия, у меня как бы "интервью" с переводчицей на русский язык большинства
Мансаевых проектов morgenstern3, с которой мы познакомились благодаря его сериалу
"Курама Тэнгу" и в нескольких проектах она любезно приглашала меня работать вместе.
morgenstern3: Хорошего отзыва нет, а собственные впечатления тоже обрывочные. С Миядзаки я тоже параллелей не вижу, но ведь это все где-то на уровне подсознания происходит, ассоциации всякие образуются. Одно могу сказать, то, что фильм в раздаче анонсирован как "мистика и ужасы", меня, мягко говоря, удивляет. Это фэнтези в моем понимании - то есть очень умная сказка для взрослых, основанная на фольклоре, на глубочайших пластах сознания, поэтому западному зрителю, наверное, воспринимать ее несколько труднее. Вот помните сцену, когда Досон идет к гробнице, чтобы разбудить дух принца Савары (тоже, кстати, реальный персонаж и судьба его была именно такова, как описано)? Одежда Досона в лохмотьях, волосы распущены и всклокочены. Казалось бы, ничего удивительного - он вырвался из горящего жилища (жилище тоже дорогого стоит, это отдельная песня). Но в то же время это стандартный, на уровне подсознания считываемый образ нечистой силы, идущий тоже и из фольклора, и из традиционных искусств.
Кстати, в обоих фильмах мне видятся кое-какие цитаты не только из традиционного театра, но и из фильмов Фукасаку (который тоже, наверное, не с потолка свои сцены брал). В общем, там всё за всё цепляется, и нужно еще много чего узнать и изучить, чтобы понять всю прелесть этого фильма.
Я в свое время искала какую-нибудь информацию по фильму и узнала, что практически все действующие лица, кроме Аонэ и Досона (Мицумуси не в счет) - реально существовавшие люди, так что можно без труда вычислить, когда происходило действие - в 953 году, когда родился принц Ацухира, будущий император Рэйдзэй (о нем, кажись, в Гэндзи упоминают). Так что реальному Сэймэю тогда было 32 года, а Хиромасе - 35. Ну и так далее.
А я очень люблю сцену, когда при первой встрече Сэймэй спрашивают Хиромасу, мол, правда ли я уж так похож на лиса? А сам в это время именно что на лиса больше всего и похож.
Остапа понесло .Но не могу остановиться, когда речь заходит о Колдуне. Если называть это сказкой, - а почему бы и нет, что плохого в сказке? - то это очень умная и очень добрая сказка, и добро в ней побеждает зло, причем не таким способом, как обычно это понимают, что хорошие парни убили плохих парней и стало всем счастье. Нет, здесь добро действует так, как оно и должно действовать, по-доброму то бишь, а зло побеждает себя само. Плюс все это невероятно красиво, все волшебные и сверхъестественные явления выглядят именно волшебными и сверхъестественными, что подчеркивается обязательно каким-нибудь зрительным и звуковым эффектом.
Хотя с точки зрения нормальной человеческой логики в сюжете есть кое-какие натяжки, но, с другой стороны, понятно, что они существуют именно для того, чтобы сюжет развивался в нужном направлении.
Вот во время финальной схватки, когда Досон Сэймэя поймал - казалось бы, что может быть проще: твой враг у тебя в руках, ты держишь ножик у его горла, одно движение - и ты победитель. Но что это был бы за фильм, если бы Досон Сэймэя просто прирезал, как барана? И не было бы смысла, и не было бы последующей красивейшей сцены. Поэтому он его отпускает вопреки всякой логике, чтобы снова гоняться за ним по всему двору.
Или почему Досон Хиромасу сразу не убил, хотя для него это первейший враг. Не задумался же он бывшего коллегу испепелить ни за что ни про что. А не убил он его потому, что нужно, во-первых, показать, что сам Досон неубиваемый, и что не слишком храброму Хиромасе приходится сражаться с таким могучим противником, а это придает сцене дополнительный драматизм. А во-вторых, нужно как-то подвести к тому, чтобы Досон получил пентаграммой в лоб, и тогда уже можно будет логически вывести из этого финальную сцену.
И опять всё за всё цепляется.
Извините, не могу молчать, тема уж больно животрепещущая.
Kotobastia: Не останавливайтесь!
Ну да, ну да - только Хиромаса даже не столько с Досоном - он и с самим собой сражается в первую очередь - с самого первого махания мечом на красного демона...
Почему отпустил Досон и почему проиграл - переоценил свои силы, я думаю, возгордился и возомнил о себе - поэтому позволил себе играть с Сэймэем как кот с мышью. На этом очень часто один побеждает другого - тот же Ромео победил Тибальда только из-за чванства последнего. Знаете - есть такой американский фильм про известного жулика - не вспомню ничего, кроме того, как там один убивает другого - второй начал обличительные речи, а первый прострелил ему голову со словами: "Решил убить, не болтай".
morgenstern3: Нет, надо заткнуть этот фонтан, а то я рискую увязнуть в разборе мельчайших деталей. Надо будет еще пересмотреть фильм. Я на АДС скачала на ДВД, там есть японские сабы, вот мне интересно посмотреть, на заклинания сабы там есть или как? Заклинания ведь тоже не из пальца высосаны, наверняка основаны на древних молитвах - норито.
А про красного демона - это тоже сцена для подводки к будущему бою с Досоном, я считаю. Если вдуматься, зачем было рубить красного демона? Надо полагать, Сэймэй на свои силы рассчитывал и на помощь Аонэ в крайнем случае, а рубка демонов, скорее всего, и не предусмотрена была технологией. У Сэймэя, поди, в доме и оружия-то не водилось, а Хиромаса, можно сказать, сам навязался. То есть именно нужно показать, что Хиромаса не храбрец, да ему и не нужно - он придворный, ему именно что стихи слагать и на флейте играть. А в японской вики про Хиромасу (реального то бишь), написано, что его флейта называлась "Два листика" - обратите внимание на флейту в фильме - там два листика и нарисованы. И еще очень хорошо показано, как Хиромаса всем сочувствует, в том числе и демонам, которых изгоняют. Это особенно во втором фильме видно.
Kotobastia: С другой стороны - момент предопределенности - точка невозврата для Досона могла быть перейдена с исчезновением принца. Сэймэй ведь говорит ему: "Теперь ты мне не ровня", а тот не слышит этого - потому что ослеплен - у него оглашенность приговоренного - не понимающего, что каждый шаг приближает его к концу. Сэймэй мог бы и не быть убит мечом - он мог уже выстроить свои перевертыши изначально. Ведь даже Митсумиши не удалось Досону уничтожить. Он уже показан как лишенный зубов волк, хотя ненависть в нем такова, что может и взвихрить что-то новое.
morgenstern3: А когда Досон умирает, у него слеза катится.
Kotobastia: Да-да...
morgenstern3: В общем, фильм этот явно нерядовой, поэтому каждый видит в нем что-то свое.
А тема раскаяния злодея во втором фильме раскрыта окончательно. Я вообще второй фильм люблю еще больше первого, какие-то он совсем уж глубокие пласты сознания затрагивает, потому что с одной стороны, мифологическая тема - она практически для всех народов общая, на заре человечества все были примерно одинаковы. А во-вторых, общечеловеческие ценности ненавязчиво так пропагандируются. Ну и Сэймэй прекрасен, как никогда.
Kotobastia: А я вот поняла, что он не мог повредить красному демону - его надо было просто перенаправить - то есть меч в данном случае сакральный предмет - открывающий демону другой канал - другой ход. Но делать это должен именно боевой меч. Мару.
Дата публикации: 31.10.18