Оцените отзыв
«Гордый замок стоял в ныне диком краю,
Его рок был сплетён с жаждой власти людской
Сильный воин здесь стал из-за женщины слаб…
И кровавому трону принёс свою дань.
Кто послушался бесов – погибель найдёт» …
Поговорим о классике? Об истинной ускользающей классике, приносящей эстетическое наслаждение. О кинематографической классике, которая является прочтением классики литературной. Трон в крови (Замок паучьего логова) – историко-философская драма 1957 года режиссёра Акиры Куросавы, снятая по мотивам пьесы «Макбет» Уильяма Шекспира.
Тот самый Вильям Шекспир и тот самый Акира Куросава. И та самая экранизация, которую Григорий Михайлович Козинцев (режиссер фильма "Гамлет"), считал «лучшим шекспировским фильмом»: «Одетая в белое кимоно с белым лицом-маской, она (Асадзи) сидела подле бронзового сосуда, бесконечно смывая невидимую кровь с пальцев; двигались только кисти рук, как зловещий танец белых мотыльков»…
Поговорить я хочу ни о японских гражданских войнах периода Сэнгоку (куда из Шотландии перенесено действие картины), ни о театральной традиции японского театра Но, которое преобразило художественное восприятие кинокартины, ни о подлинных стрелах, расщепляющих дерево рядом с лицом Тосиро Мифунэ, воплотившего на экране самурая Васидзу Такэтоки (лорда Макбета) и даже не о самом самурае…
Я хочу напомнить о двух персонажах – главных женщинах этой драмы, которые в описании удостоились лишь эпитетов «амбициозная жена» и «загадочная вещая старуха». Мне кажется они незаслуженно обделены вниманием (как и актрисы, их воплотившие). Именно образ Асадзи так восхитил Григория Михайловича (правда, это не помешало ему перепутать в своей книге изумительную Исудзу Ямада с другой бесподобной актрисой - Кё Матико).
Итак:
Лесной дух (три шекспировских ведьмы) – «загадочная вещая старуха» размышляет о людских пороках… и вот, предсказание сделано, но... пророчество ли это? «Ах, смертные! Как загадочно порой вы себя ведёте. Боитесь своих сокровенных желаний и не смеете в них признаться»… Конечно, это не может быть мечтой доблестных победителей-самураев, это шепот злого духа, сонное наваждение…
Асадзи Васидзу (леди Макбет). Акира Куросава беспощаден: «Сильный воин здесь стал из-за женщины слаб…» вещают нам голоса в начале и конце фильма… Амбициозная жена нашептывает слова вселяющие сомнения … подстрекает… вкладывает в руки копье… Я же вижу (и слышу) внутренний голос самурая: «Это исполнимое желание. Ведь каждый самурай стремится добыть себе замок»…
Именно применительно к этой драме чаще всего вспоминают, что все зло от нас, женщин… Однако, так ли это?
Дата публикации: 06.12.18