Оцените отзыв
На фоне бесчеловечно жестокой войны громогласным шёпотом рассказана невероятно интимная история о простых людях, готовых на самопожертвование.
В город Нанкин внезапно врывается смерть, огнём и автоматным залпом выжигая ростки жизни из промёрзшей земли. Обнесённая высоким забором церковь даёт приют и шанс на спасение нескольким группам людей: соблазнительные гейши, которые перебираются за ворота едва ли не силой; напуганные школьницы, а вместе с ними и мальчик-послушник Джордж; и Джон — американский гробовщик, что притворяется священником. Чжан Имоу представил в своей картине малоизвестные для западного зрителя события — Нанкинскую резню 1937 года.
Детальная работа художника-постановщика полностью погружает зрителя в происходящее: громы взрывов, отчаянные крики людей, потерянная пыльная туфелька. Вот же, здесь совсем близко, ещё немного, и все будут в безопасности. Но, на самом деле, в эти шесть зимних недель Нанкинской резни никто не в безопасности. И всё, что остаётся, — это довериться такому же несчастному. Больше некому.
Ёхэй Танэда (художник-постановщик фильма) работал с реальными снимками того времени, по которым восстанавливал сцены китайской трагедии, и это заставляет съёжиться ещё сильнее. В первых же эпизодах во всей своей ужасающей масштабности представлена жестокость японских солдат, отчаянье простых жителей и апокалипсис, стальными тисками охвативший бывшую столицу Китая, — эти элементы сразу задают атмосферу разрухи и безнадёги. Каждая сцена сквозит болью. Позже подобные эпизоды показываются ещё несколько раз, но хаотично, без излишней детализации — кусочек того, что происходило на самом деле.
Взгляд сквозь витражное стекло — это и вовсе визуальная находка. Впервые входящие в церковь гейши изображены в разноцветных переливах витражей, в тёплых лучах золотого солнца — весёлые, полные жизни. Кадр несколько раз повторяется на протяжении всего фильма, отдаваясь глухой, щемящей болью в сердце.
Пронзительную атмосферу дополняет национальная музыка: нежная, глубокая и трагическая. Более всего мне также запомнился режущий по ушам звук разрывающихся струн в метафорической начальной сцене и песня проституток ближе к финалу: эти два момента словно составляют пару, и в начале говорится о конце, а в конце — о начале.
Фильм быстро уходит от жестоких картин убийства, казней и насилия к довольно камерной истории о людях, что волей случая оказались под крышей одного монастыря. Всего лишь несколько раз внешний хаос нарушает внутренние спокойствие церкви. Сюжеты о сильных людях в сложных жизненных ситуациях, об отваге и красоте души всегда были для меня чем-то особенным. Такие фильма вдохновляют, трогают и помогают навечно запечатлеть в памяти великие (или просто очень смелые) поступки больших и маленьких людей.
Образы героинь с чётко выведенными линиями (элегантности у проституток и невинности у 13-летних девочек) оставляют по себе неизгладимые впечатления. Впрочем, действительно глубокими получились только главные персонажи: это Ю Мо со стороны гейш и Шу — юных учениц. Остальные девушки могут запомниться разве что внешне. В лучшем случае. Исключением я бы назвала только Доу (ту самую гейшу со струнами), у которой была своя короткая арка, упомянутое в фильме прошлое и более или менее чёткий характер.
Мужских персонажей не так много, вероятно, поэтому с ними дела обстоят лучше. Джон, Джордж, немногословный майор Ли, полковник Хасегава — у них всех есть пускай маленькая, но изюминка, они интересны и их невозможно друг с другом спутать. Даже отец Шу, который появляется на экране всего на несколько сцен, отличается своими запоминающимися чертами.
Актёры сыграли великолепно. И если от Кристана Бэйла изначально ожидала сильного исполнения, то юные и актрисы постарше порадовали действительно. Учитывая, что большинство из них до начала съёмок только учились актёрскому мастерству, и, по сути, «Цветы войны» — это их первая значительная роль. За остальными актёрами наблюдать было не менее интересно.
Несмотря на тот эмоциональный надрыв, который удаётся испытать при просмотре, все впечатления от фильма выветриваются буквально через несколько дней. Когда я пыталась проанализировать для себя историю и понять, почему же ощущения от картины настолько притупились, то вдруг осознала — в «Цветах войны» нет пространства для размышлений. Фильм не говорит со зрителем, он — диктует. Где нужно смеяться, а где плакать, где ставить знак восклицательный, а где — вопросительный.
Чжан Имоу — известный и уважаемый, в том числе на Западе, режиссёр, поэтому он, очевидно, ориентировался на западного зрителя. Да, здесь есть восточная эстетика, романтический и возвышенный образ гейш, недосказанный финал, но при этом западные элементы преобладают.
В частности, объективно глупые и необоснованные решения некоторых персонажей (да-да, это я о тебе, девушка-с-серёжками), которые приводят к очевидным грустным последствиям, но своей нелогичностью начисто убивают атмосферу. Хочется ли сопереживать таким героям? Нет.
Также по-западному притянутая за уши любовная линия, которая вообще никак на общий сюжет не влияет. И даже не добавляет фильму красоты, поскольку о ней (о любви) вспоминается лишь несколько раз за все два с половиной часа. Пустой штамп — просто чтобы было.
И гиперболизированные японцы, буквально зло во плоти. Тогда как весь фильм пытается разобраться в причинах поступков людей и углубиться во внутренний мир персонажей.
Но вот что действительно подпортило мне впечатление, так это фразы-объясняловки. Ближе к концу Джон произносит одну реплику, которая поясняет все его предыдущие поступки. И даже не в контексте произносит, а просто, как бы между прочим, что сводит на нет все предыдущие сомнения, сложности и искренние душевные порывы Джона. Глубокий и сложный образ моментально превращается в бесцветную вылизанную схему.
А потому создаётся впечатление, что фильм в сюжетном и образном планах снят по шаблону. Это нисколько не умаляет его положительных характеристик: великолепный визуал, достоверность в постановке военных сцен, трогательный сюжет, прекрасная актёрская игра, — но вызывает лёгкую грусть, совсем не связанную с событиями ленты. И всё же «Цветы войны» делает очень-очень важную вещь: доносит до зрителя информацию об ещё одной военной трагедии, которая унесла сотни тысяч жизней.
В итоге, тяжёлые, болезненные впечатления у меня вскоре
сменились практически полным эмоциональным штилем. Но, повторюсь, это нисколько
не умаляет «плюсов» картины, поэтому 9
из 10.
Дата публикации: 16.07.19