Фильм просмотрен в рамках Фестиваля корейского кино в Корейском культурном центре. Так сложилось, что много фильмов в этом году посвящено корейско-японским отношениям, так как 100 лет назад в Приморском крае было создано временное правительство
республики Корея. Это было правительство в изгнании на время оккупации
Кореи японцами в 1910-1945 гг.
И вот 24 числа был показан фильм "Пак Ёль" (или "Анахист из колонии"), который рассказывает историю уже о событиях в Японии, где иммигранты-анархисты из Кореи, выросшие в соответствующую жестокую эпоху, попадают в поле зрения японского правительства.
История эта действительно очень интересная, ведь она показывает реально существовавший расизм и империализм японцев, а также политические приёмы, которые предпринимали власти уже тогда ради сокрытия правды от простых людей, манипулируя сознанием.
И именно эта часть фильма является самой сильной и интересной. Кульминация фильма происходит на суде, где главная героиня, Фумико Канэко, раскрывает истинное лицо японского правительства. А именно попытки властей провести показной процесс, как для корейцев, так и для японцев.
Но не только милитаризм Японии здесь играет важную роль, но и катастрофа 1923 года, а именно Великое землетрясение Канто. И, как часто бывает в милитаристских странах, вместо восстановления зданий и гуманитарной помощи, основное внимание уделяется подавлению восстаний и беспорядков, которые в итоге переросли в репрессии корейцев.
Немаловажной частью понимания атмосферы того времени являются отношения императора Японии и министров. В фильме очень грамотно показано, что традиции бакуфу не так уж сильно изменились после реставрации Мейдзи, и император был символом, а не правителем. Да, император обладал властью, но эту власть интересовало лишь сохранение своего образа. Конечно, это можно оспорить, но я согласна в целом с тем, как показаны политические игры министров Японии за кулисами.
Тем не менее, фильм также имеет много минусов, которые не позволили мне поставить высокую оценку.
Во-первых, как человеку, знакомому с японской культурой и историей, очень многие сцены показались мне карикатурными и специально принижающими японцев. Естественно, это был художественный прием. К тому же, в фильме были положительные герои-японцы. Но от такой карикатурности фильм потерял историческую правдоподобность и серьезность.
Во-вторых, сами отношения героев, а особенно главных героев, не кажутся глубокими. Конечно, создатели старались ( сцена с фотографией достаточно атмосферна и оригинальна). Но в целом нет той надломленности в отношениях, конфликта, которые есть, например, в "Мальмои", где отношения сына с отцом перерастают из комедии в драму.
В-третьих, идеология. Лично мне не были видны радикализм и борьба главных героев. Поскольку и прошлое героев нам не показывают, не показано всё то, через что им пришлось пройти. Вместо длинного диалога с прокурором (или следователем?) стоило показать флешбеки об ужасах того времени.
Но произошло всё это из-за следующего...
В-четвертых, ощущение закрытого пространства. Да, больше половины фильма посвящено тюремному заключению. Но съемки только лишь в закрытых помещениях или в декорациях-городе придают фильму очень маленький масштаб, который несоизмерим с самой ситуацией. Ведь истории об анархистах и радикалах - это истории о шпионах, подпольной работе и многом многом другом.
Если создатели хотели сконцентрироваться на тюремном заключении, то не стоило делать картинку такой красивой. Ведь операторская работа действительно качественная, что, в общем-то, сейчас не редкость, особенно в Корее. Но мы знаем и по российским современным фильмам, что красивая картинка не спасает от дыр в сюжете или плохой игры актеров.
Кстати говоря, подбор актеров и игры здесь очень даже занимательны. Было интересно смотреть на "японцев".
Второстепенные актёры также постарались, но, к сожалению, хотя понятно, что хотел показать автор через изменившихся, сочувствующих надзирателей, это выглядело не совсем искренним. Что говорит о недоработках сценария и, возможно, нехватке экранного времени.
В целом, конечно, фильм заслуживает просмотра, потому что это исторический фильм о "неудавшихся" анархистах, которые заслужили наивысшее наказание. Это трогательна история о несправедливости и империализме. Но то, что удалось "Мальмои" с семейной местечковой историей о простых людях, не удалось достигнуть "Пак Ёлю" с гораздо более серьезным посылом. На мой взгляд, эта история нуждается в большей реалистичности отношений героев и декораций, продуманной драме и серьезности происходящего.