Оцените отзыв
Жизнь на грани и смерть за гранью…
Иногда хочется не романтики. Неспешной, философской, мрачной истории. Чтобы каждая серия – огромный ворох мыслей, умозаключений, рассуждений, выводов. Пусть даже неутешительных. Своё эгоистичное желание я воплотила в жизнь, наткнувшись, случайно, на японский сериал Грань. Скажите - интригующее название?!
Не люблю Огури Шуна. Не могу точно дать определение собственной нелюбви к этому талантливому актёру. Просто не моё. Но пройти мимо хорошей истории и отличной актёрской игры не могу, даже нелюбовь не помогает.
После няшных корейских актёров и кукольнолицых китайских, японские мужи с нечёсаной гривой волос, но в строгих чёрных костюмах и белых рубашках - непривычное зрелище для уставшего от яркой красоты взора. Непривычное, но соблазнительное. Ведь даже этот образ подчёркивает внутреннюю индивидуальность персонажей, перечёркнутую чёткими рамками условности внешней, в которую помещён персонаж.
Сюжет прост, но как же глубока его мировоззренческая сторона. Молодой полицейский, который умирает, вновь возвращается к жизни. Подарок от его убийцы, -застрявшая пуля в голове, и как бонус к новой жизни – способность видеть по ту сторону жизни. Страшно? Да, очень. Но манит узнать, как же изменилась жизнь героя после чудесного воскрешения из мёртвых.
За что глубоко уважаю японских мастеров сериальной действительности, так это за их талант превращать простые вещи в довольно сложные произведения и невероятно захватывающие. Которые смотришь не потому, что есть лишнее время, а потому, что есть, над чем подумать. И не просто смотришь, а погружаешься с головой в сюжет. И в этой истории действительно есть, над чем подумать, что проанализировать, чему посочувствовать, и от чего в глазах блеснут непрошеные слёзы. Восторг и ужас в одном сюжете. Восторг от неизведанного, что познаётся вместе с героем. Ужас от людей, их внутреннего наполнения, душевной гнили.
Герой воскрес, пуля осталась страшным подарком в голове, и появилась новая способность – видеть и говорить с умершими. Скажете – это же невероятно! Да, возможно, с той стороны экрана это кажется забавным, мистическим, невероятным. Но если задуматься, как бы это было на самом деле? Так уж невероятно, или же страшно до инея в сердце? Думается, что в реальности это всё не так уж и сказочно, как на экране.
Герой, смирившись с неизбежным, решается применить свою новообретённую способность в своей профессии – ловить убийц с помощью их же жертв. И на протяжении всего сериала у него это неплохо получается. Хотя бывают моменты, когда невольно зритель понимает, что как-то слабо прописаны случаи его успешных расследований в отдельных моментах. Но это лишь мгновение. Сам сюжет настолько захватывает, что ловишь каждое слово, внимательно следишь за каждым жестом.
Социальная атмосфера фильма открыто повествует о глобальных проблемах японского общества. Несмотря на высокоразвитую экономику и уровень жизни, стрессоустойчивость жителей Страны Восходящего Солнца находится на низком уровне. Стремительный бег современной жизни оставляет неизгладимый отпечаток не только на лицах, но и в душах, и в разуме людей. Постоянное давление, начиная со школы, продолжаясь на работе и заканчивая архаичным обществом, делают своё чёрное дело. Процент суицидов настолько велик, что японцев можно смело ставить на лидирующие позиции. Это и приводит в ужас.
Каждая серия – отдельная история. Жизни и смерти. Преступления и наказания. А бывает и так, что преступники от наказания уходят. И на фоне этих непростых расследований герой ведёт собственную борьбу на грани жизни и смерти. Разрываясь между долгом, справедливым возмездием и законом, он сам ходит по грани. Той самой черте, ступив за которую, уже можно и не вернуться. Он знает, кого надо наказать, но человеческие законы и судебная система настолько несовершенны, что самые отпетые негодяи уходят от правосудия. И это вызывает злость. Злость, способную вынудить переступить черту дозволенного.
И герой переступает. Сначала робко – одна услуга, купленная у якудзы, вторая, третья… сотая… Так и затягивает потусторонняя тьма хорошего человека в свою чёрную дыру. И герою уже не выбраться. И вот в чём ирония – ради правого дела. Но способ уж больно неверный. Поставив себя на одну ступень с поборником правосудия, герой неотвратимо превращается в карателя и скатывается с лестницы в пропасть. И ему уже не слишком важны способы добычи того самого правосудия. Ему важен результат. Даже если он – следствие нечестных приёмов. Герой плутает сначала в сумерках, затем и вовсе погружается во тьму. И самоё страшное, что он один. Всегда и везде один.
Не знаю, влияние ли это японского общества, но не только герой один в своей борьбе, те, чьи истории он расследует, тоже одиноки. Они замкнуты в самих себе, несут свой груз в жалком одиночестве, пока отчаяние их не настигает и не поглощает безвозвратно. И вот уже старуха с косой за плечами.
Второстепенные герои не уступают главному. Девушка-судмедэксперт. Не женская профессия. Потому что посмертное «общение» с трупом явно не прибавляет романтики в жизни. Актрисе Хару в этом образе удалось не уступать актерам-мужчинам. Немногословная, безэмоциональная, сосредоточенная на своём деле. Она даже у своих коллег поначалу вызывает смешанные чувства. Симпатичная девушка, а вот манера поведения и выбранная профессия не способствует налаживанию дружеского контакта. Но персонаж развивается, открывается с другой стороны. Она сочувственно провожает взглядом героя. Пытает намекнуть, что он не один, что она поможет, стоит только попросить.
Начальник отдела. Серьёзный, но ведёт себя по отношению к своим подчинённым, как строгий отец. И пожурит, и накажет, и встанет на защиту. Он тоже видит, что с героем происходят странные вещи, видит его неотвратимое погружение во тьму и старается предупредить, предотвратить это. Но герой глух. И слеп. Он выбрал путь и бездумно следует по нему. Настолько бездумно, что в итоге полностью пересекает запретную черту.
Непростая история. Мрачная. Пугающая. Но настолько нравственная, философская и поучительная, что заставляет раз за разом возвращаться к просмотренной серии, анализируя поступки персонажей. Последние кадры - и на ум приходит изречение Александра Невского: – Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет. Так и герой, взяв в руки меч правосудия, он совершенно забыл, что у его хозяйки, богини правосудия Фемиды, не только весы в другой руке, но и повязка на глазах…
Дата публикации: 25.10.19