"Тут у нас ужасно... Получаем гроши, и от главного покоя нет... Поработаешь здесь, а потом спросишь себя "и зачем я только стал врачом?"..."
Действие происходит в первой половине 19 века в поздне-феодальной Японии, но такое разочарование бывает и в наше время, в совсем других реалиях. Не каждый, кто пошёл в медицину, сможет служить самоотверженно, но тот, кто действительно нашёл свой путь, принесёт добрые плоды.
Простая, но в то же время многогранная, как сама жизнь, история о людях в белых халатах (серых кимоно) и их пациентах. Фильм Акиры Куросавы по роману Сюгоро Ямамото "Больница Красной Бороды".
Нобору Ясумото, молодой врач, подающий надежды, но слегка заносчивый и мнящий о себе, приезжает в больницу для бедных ознакомиться. Он только недавно окончил обучение, и, будучи человеком из врачебной семьи, со связями, рассчитывает занять должность врача сёгуна. Однако выясняется, что его давно ждут, это официальное назначение, и ему придётся остаться здесь на неопределенное время. Ясумото возмущён, и его можно понять. Бытовые условия суровы, больные нищи и грязны, главный врач бесцеремонен - это так сильно отличается от его представлений о будущем! К тому же, его постигла неприятность в личной жизни, и настроение теперь хуже некуда.
Кёдзё Ниидэ - Красная Борода, как все его называют - главный врач больницы, человек резкий и неуступчивый, но полностью отдающий себя работе, очень умный, проницательный, рассудительный и решительный. Весь уклад больничной жизни говорит о его прогрессивном мышлении. И пусть кого-то смущает, что пациенты и врачи спят на досках без татами, носят простую одежду, скромно питаются - на всё это есть причины, у всего есть цель. Несмотря на то, что помощь оказывают нищим, отношение к ним самое высокое. Доктор Ниидэ смотрит на человека, а не на грязь, леча тело - помнит о душе. Он игнорирует наносное и свободен от предрассудков. Более того, ради больницы и своих подопечных он может нарушить правила, применить силу и даже пойти на низость.
Очень интересно наблюдать процесс профессионального становления доктора Ясумото. Его представления о себе как о выдающемся лекаре потерпели крах. Он совершает ошибки, видит на деле свои слабости, которые нельзя скрыть, но берёт себя в руки и делает правильные выводы, мужественно продолжает движение. Недаром Ниидэ был в нём заинтересован. В результате общения с наставником происходят изменения во взглядах и раскрытие лучших сторон личности Ясумото.
Поиск пути врача происходит на фоне разных клинических случаев. Один за другим следуют рассказы о тяжёлой, горестной жизни пациентов, болезнях и одинокой смерти. Если бы не нищета, половина этих людей была бы здорова. "За каждой болезнью - своё великое несчастье" - говорит доктор Ниидэ.
Но в стенах больницы, под началом Красной Бороды, люди помогают друг другу, оттаивают и тоже находят свой путь.
Мастер, работающий из последних сил в память о любимой, женщина, терпевшая многое ради детей, но не успевшая попрощаться с отцом, девочка, имевшая несчастье попасть на воспитание в публичный дом - истории этих и других людей заставляют сердце дрогнуть.
Доктор Ниидэ внимателен к каждому, но не пытается взвалить на себя "боль всего мира", а просто делает всё, что может. Его деятельная доброта охватывает всех, кто встречается на пути. Выгорание ему не грозит. А в жизни и душе доктора Ясумото, наконец, всё налаживается.
Помимо прекрасного содержания, фильм ещё и замечательно снят. Повествование идёт в хорошем темпе, позволяя зрителю вникать, не стоит на месте, и хотя здесь нет всплесков, всё же присутствуют сильные эмоциональные моменты (сцена с колодцем пронимает до мурашек), есть место переживанию и даже капельке юмора. Композиция, планы - на высоте. Стиль с лёгким налётом театральности в особо драматических моментах, но в целом - художественно-реалистичный. Очень доступный киноязык.
Чудесный дуэт двух главных актёров - именитого Тосиро Мифунэ и начинающего Юдзо Каяма - радует чёткой, точной игрой. Хороши и остальные актёры, каждый на своём месте.
В жизни есть люди, способные и готовые самоотверженно работать. Но надо, чтобы их ценили. В фильме их ценят - и пациенты, и главный врач. Если же бросить их в это служение без поддержки, то подавляющее большинство просто сгорит, как мотыльки. В фильме на глубокую нравственную тему, так или иначе, всё равно выступает идея о мудром руководстве - насколько же оно важно! Не столько деньги, сколько человеческое отношение, с которым дело приносит удовлетворение и пользу обществу, а не постоянный риск быть крайним.
Просто к человеку нужно относиться по-человечески - не важно, пациент он или врач.