Фильм "Послеобеденное завещание" или "Полуденное завещание" посмотрела, и мне он очень понравился. Постараюсь объяснить, почему.
В течение 110 минут, которые длился фильм, мне ни на секунду не было скучно и неинтересно. За это время произошло знакомство с интересными персонажами, а самое главное - с актёрами, их воплотившими. Сюжет развивается неторопливо, спокойно, в манере, присущей японским кинематографистам. С работой режиссёра и сценариста Канэто Синдо познакомилась впервые, а он известный не только в Японии кинематографист, но и в мире, и у нас в стране.
Стыдно, но что поделать, в юности, да и в зрелые годы были другие интересы и профессия, не связанная с кино. Очень рада, что этот фильм послужил толчком к тому, чтобы поближе познакомиться с его творчеством, найти побольше информации, а затем посмотреть хотя бы его лучшие фильмы, а всего у него фильмов 163 (с 1938 года по 2010 год).
С первых кадров понравились не только режиссерская постановка, а командная работа единомышленников: оператора Ёшиюки Мияке, художника-постановщика Шигемори Шигета, монтажёра Юкио Ватанабэ, композитора Хикару Хаяси. Когда смотрела фильм,то возникло ощущение чего-то близкого и знакомого, как будто здесь уже была. Горы, столетние деревья, белоствольные березы, пение птиц, шелест листьев, плеск волн, солнечные лучи, пробивающиеся сквозь кроны деревьев, музыка.
Не могу обойтись без того, чтобы частично пересказать сюжет, прошу с пониманием отнестись к этому.
Знаменитая актриса Ёко Моримото приехала на короткий отдых на принадлежащую ей старинную виллу. Здесь ее встретили давно знакомая женщина по имени Тоёко, живущая неподалеку в деревне, и ее дочь, 22-летняя Акэми. Обе пожилые женщины - вдовы, Тоёко оводовела 22 года назад, а муж актрисы - Сабуро Моримото - скончался 11 лет назад. Раньше они часто бывали здесь и жили вместе и по отдельности. Вскоре на виллу приезжают близкая и давняя подруга актрисы Ёко, Томиэ Усикуни вместе с мужем Тохатиро Усикуни. С Томиэ Ёко вместе играли в одном театре, у них была общая гримерная, они играли в пьесах Чехова "Чайка" и "Три сестры". Тохатиро Усикуни был актёром театра Но. Все четверо связали свои жизни с театром, преданы сцене и другой жизни по существу не знали.
Актёры были великолепны. Созданные ими образы персонажей были живые, органичные, вызывали хорошие эмоции, верила каждому движению, взгляду, интонации в разговоре. Во время воспоминаний о ролях, сыгранных в пьесах Чехова "Чайка", "Три сестры", когда лица актёров показывали крупным планом, видя их глаза, было так грустно, что невольно плакала. Особенно грустно было в момент, когда Ёко и Тоёко стало известно об обстоятельствах смерти супругов Усикуни, и в конце фильма, когда они оказались в местах, где свои последние дни и часы провела чета Усикуни.
В фильме пожилых персонажей исполнили сами пожилые актеры, а актрисе Харука Сугимура, которой на момент съемок было 85 лет, играя Ёко Моримото, выглядела намного моложе своих настоящих лет. Роль Тоёко исполнила актриса Отова Набуко (супруга режиссёра Канэто Синдо).Ей было почти 70 лет на момент съемок, а персонажу - 60 лет. Она создала образ мудрой женщины, перенесшей много трудностей, умеющей любить и сопереживать другим, честной, не скрывающей правду, какой бы она ни была тяжелой для других. Её героиня признается Ёко в том, что она любила её мужа, и что Сабуро Моримото является отцом Акэми. Эта новость потрясла Ёко, все 23 года она ничего не подозревала. Узнав об измене мужа и Тоёко, сначала возмутилась, но потом, поразмыслив, пришла к мудрому решению, признав, что дочь Тоёко и её дочь тоже, что теперь у нее появились силы жить. Она признала, что живя с ней, муж был несчастен, так как для нее главным смыслом жизни был театр.
Эта роль оказалась последней в жизни актрисы Отова Набуко. Она скончалась после съемок фильма 22.12.1994, не дожив до премьеры фильма в Японии - 03.06.1995.
Актриса Кёко Асагири исполнила роль Томиэ Усикуни, бывшей актрисы театра, уже 5 лет страдающей потерей памяти (слабоумием). Не нашла информации о ее возрасте, но судя по ее фильмографии (с 1941 года по 1997 год), она ненамного моложе Харуко Сугимура, которая начала сниматься в фильмах с 1937 года включительно по 1995 год.
Игра актрисы в этой роли мне понравилась. Томиэ Усикуни в фильме стройная, привлекательная женщина, выглядела моложаво, о пожилом возрасте можно было понять по рукам, иногда по походке. Актриса сыграла очень убедительно своего персонажа. Несмотря на недуг, она действовала разумно и активно, особенно в сцене с преступником, когда он угрожал пистолетом Ёко. Только Томиэ не побоялась и бросилась к нападавшему. Схватила его руку стала удерживать оружие, это почти удалось, хотя и произошел выстрел вверх. В этот момент появились полицейские, которые забрали оружие, а потом сумели задержать нападавшего.
Понравилась игра актёра Хидэо Киндзэ (ему было 67 лет во время съемок), исполнившего роль супруга Томиэ, Тохатиро Усикуни. Он создал запоминающийся образ заботливого, любящего и преданного мужа.
Еще понравился актёр Акадзи Моро, создавший образ беглого преступника Кандзаки, ставшего им в силу обстоятельств и из-за заболевания. Этот персонаж в исполнении актера был страшен в гневе, ярости, недоволен пожилыми людьми, играющими в крокет, причинил некоторым вред, избив бейсбольной битой. Проявлял неуважение и агрессию к полицейским. Тем не менее его не побоялась Томиэ, вырывала у него пистолет, а когда его задержали полицейские, просила его простить, видимо чувствовала, что он такой из-за своей болезни.
В фильме понравились кадры, когда снимали сцену купания Акэми у водопада, еще момент со стрекозой на травинке и взгляд на нее Томиэ, прогулка по мосту; обсуждение ухода из жизни плотника Рокубэя, запомнилась фраза, сказанная персонажем Ёко после рассказа о нем."Он умер еще отважнее, чем древние самураи", она оценила и его предсмертную записку: "Всё кончено". "Это он перед смертью хорошо сказал".
Еще понравилась реалистичная съемка деревенской традиции "Пробная свадьба", подробный ритуал ее проведения.В фильме показана жизнь людей в глубинке такой, какая она есть.
Поразила и впечатлила операторская работа и задумка режиссёра. Кадры фильма, показывающие чету Усикуни в их последние дни и часы, надолго останутся в памяти. В момент приезда в городок Ноэцу они оказались вовлечены в костюмированное шествие, и у них появился красный воздушный шар на длинной веревочке, с ним они приехали в гостиницу, с ним были в комнате, а потом с ним пошли к морю, долго шли по песку к воде, а когда вдвоём вошли в воду, то отпустили веревочку и шар полетел высоко в небо, а потом закричали чайки... Это было символично и трогательно до слёз. На протяжении фильма Томиэ несколько раз говорила "чайка умерла…"
После просмотра последних кадров фильма и, несмотря на драматизм произошедшего, все же осталась светлая грусть и надежда, что Ёко погрузиться в работу, как она и пообещала. Её жизнь продолжится, сохранится и останется память о подруге и ее верном муже, которые до последнего мгновения сохранили чувство собственного достоинства.
Фильм был заслуженно и по достоинству оценен на Московском международном кинофестивале в 1995 году. Получил приз Золотой "Святой Георгий" от Гильдии киноведов и кинокритиков в номинации "Лучший фильм".
Через год в 1996 году актриса Отова Набуко посмертно была удостоена премии журнала "Кинэма Дзюмпо" за второстепенную роль в фильме "Послеобеденное завещание".
По десятибальной шкале моя оценка фильма 10.