Оцените отзыв
«В истории рождается будущее»…
«Хроники Асдаля» - нешаблонный сагык для зрителя. Захватывающая история о любви, амбициях и трагедиях. С чего начинается киношедевр? С деталей, которые наполняют историю смыслом…
Мы привыкли к историческим дорамам с роскошными дворцами, дорогими одеждами, искусными дворцовыми интригами, глобальной борьбой за власть и красивой любовной истории на фоне всего этого эпичного действия. Эта дорама стала пробной ступенькой к необычному, увлекательному зрелищу – создание новой цивилизации на заре времён. Когда люди верили в Богов, племена объединялись в кланы, образовывались города, возникали ремёсла и рождалась новая история. Именно эта неизбитая штампами тема и привлекает зрителя, пресытившегося сагыками о Чосоне, Корё, Пэкче, Когурё, Силле.
За основу сюжета создатели дорамы взяли миф о Тангуне.
Историческая справка:
«Тангу́н Ванго́м (кор. 단군왕검, 檀君王儉) — легендарный основатель государства Кочосон (Древний Чосон), считающегося первым корейским государственным образованием. В корейской мифологии является внуком бога небес.
Согласно легенде, у Властелина Неба Хванина (кор. 환인?, 桓因?) (буддистами отождествлялся с Индрой) был сын Хванун (환웅), который хотел жить на земле среди долин и гор. Хванин позволил сыну с 3000 последователей спуститься на гору Пэктусан, где тот основал Синси (신시, 神市), Город Бога. Вместе со своими министрами дождя, облаков и ветра Хванун установил законы и моральные нормы для людей, научил их различным ремеслам, медицине и возделыванию земли.
Тигр и медведица молились Хвануну, чтобы стать людьми, услышав их, Хванун дал им по 20 долек чеснока и стебельку полыни, сказав им есть только эту священную еду и избегать солнечного света в течение 100 дней. Тигр не выдержал и вышел из пещеры после 20 дней, однако медведица осталась и вскоре превратилась в женщину. Женщина-медведица, (Уннё, 웅녀, 熊女), была благодарна и сделала подношения Хвануну. Но вскоре Уннё стала грустить и просила возле священного дерева Синдансу (신단수, 神檀樹) чтобы у неё был ребёнок. Хванун, тронутый её просьбой, взял её в жены, и вскоре она родила сына, названного Тангун Вангом (단군왕검).
Тангун унаследовал трон отца, построил новую столицу Асадаль рядом с современным Пхеньяном (местонахождение до сих обсуждается среди историков) и назвал своё царство Чосон, которое современные историки называют Кочосон, чтобы не путать с более поздним государством Чосон.
Согласно «Самгук Юса» Тангун начал править в 2333 году до н. э., согласно описанию в «Тонгук Тоннам» (1485) на 50 году правления китайского императора Яо. Другие источники приводят разные даты, однако все они относят начало царствования Тангуна ко времени правления Яо (2357 до н.э.—2256 до н.э.). По некоторым источникам Тангун прожил 1908 лет, по другим («Ындже сиджу») — 1048.
До 1961 года летосчисление в Южной Корее называлось Танги (단기, 檀紀) и велось с 2333 до н. э.
Миф о Тангуне впервые упоминается в XIII веке, в «Самгук Юса». Сейчас это самая популярная и изученная версия мифа.
В мифе о Тангуне прослеживаются как буддийские, так и шаманские элементы, присущие многим народам северо-восточной Азии. Медведь присутствует во многих мифах об основании различных культур в Маньчжурии и на Дальнем Востоке России.
Во время монгольских завоеваний легенда о Тангуне играла важную роль в консолидации нации. Косиндо (고신도, 古神道) — ветвь корейского шаманизма, почитавшего Тангуна за бога.
В конце XIX — начале XX веков на волне борьбы с японцами возникло движение Тэджонгё (대종교, 大宗敎), являвшегося преемником Косиндо. Японцы всячески подавляли его, как одно из проявлений корейского национализма и идеологию подпольного патриотического движения. Тэджонгё и по сей день имеет последователей…
Анализ мифа о Тангуне дает предположение, что за мифическими событиями, предшествующими появлению на свет Тангуна, кроется миграция предков современных корейцев на Корейский полуостров и занятие ими доминирующего положения по отношению к коренному населению.
Свита, с которой Хванун сошёл на землю, может истолковываться как культура земледелия и другие передовые технологии, которые принесли с собой на полуостров протокорейские племена. Женщина-медведица Уннё символизирует аборигенное население, а её брачный союз с Хвануном аллегорически изображает процесс смешения пришельцев с насельниками и формирование единого этноса.
Тангун выступает как предводитель этого нового этнического образования и одновременно как его символ. Поэтому у корейцев принято называть себя потомками Тангуна.»
История красивая и пугающая одновременно. Речь ведётся не только о политических интригах, но и о человеческих взаимоотношениях, в основе которых страх, ненависть, предрассудки, жажда могущества и, конечно же, любовь.
Дорама разделена на четыре части по 6 серий:
1 часть – «Дитя пророчества»;
2 часть – «Небо наизнанку, пробуждение Земли»;
3 часть – «Ас, прелюдия всех легенд»;
4 часть – «……» (есть название, которое трактует фандом дорамы – «Бог незримый и неделимый», но является ли это действительно названием последней, завершающей части, неизвестно).
Хитросплетения сценария непривычны для дорамы. Много параллельных ответвлений в истории, которые по ходу повествования скрупулёзно и интригующе увязываются между собой в одну единую нить. Немалое количество персонажей, каждый из которых - главное действующее лицо в определённом контексте. Вместе – они словно кирпичики, которые позволяют добротно выстроить сюжет. Непрерывный поток информации и динамичное развитие сюжета завораживает и заставляет зрителя погружаться в рассуждения о жизни. Ведя немалое количество параллельных нитей сюжета, сценаристу с режиссёром удаётся увязать все события в одну логическую цепочку, не допуская провисания и понижения градуса зрительского интереса, и не оставляя героев надолго за пределами экрана.
С каждой серией загадок всё больше. И в финале каждой части, шарады, озвученные в начале, раскрываются перед зрителем в ответах. Но эти ответы порождают новые, ещё более таинственные головоломки, разгадки на которые зритель жаждет найти вместе с героями истории.
Сюжет увлекает с первых минут. Он наполнен загадочностью и мистицизмом. На фоне распрей и интриг внутри клана Ас, масштабных порабощений племён, завоевания новых земель и язычества, разворачивается масштабное по своей эпичности падение одной цивилизации и образование другой.
Цивилизация и варвары. Человеческой истории не одна тысяча лет, но становление той или иной цивилизации во главу угла - путь неизменный и закономерный с точки зрения природы и развития людского племени. Несмотря на эволюцию, кровь, жертвы, хаос, человеческое неведение – это и есть следующий виток развития общества. И сколько бы человек ни утверждал, что он вершина эволюционной цепи, всё же человек – это животное. Интеллектуально развитое животное. Поэтому зов крови и природные инстинкты берут верх – сильный пожирает слабого.
В центре сюжета союз племён, которые образовали клан Ас. Его возвышение и падение. То, что дало трещину, обязательно рухнет – говорит один из героев истории.
Глава союза, великий Санун жаждет земель и власти. Может, изначально цели и благородные в основе жажды: клан разрастается, процветает ремесленничество, но плодородных земель не хватает. А у загадочного племени Неанталей, детей природы с пурпурной кровью, лиловыми губами, глазами цвета ночного неба и боевой звериной формой, этого добра в избытке. Но они, дети ветра и неба, берут то, что даёт им мать-природа и не засматриваются на большее. И они неумолимы – дары цивилизации им не нужны. Но то, что не делает нас сильнее – убивает. Вот тогда-то благородные порывы великого Сануна становятся всего лишь амбициями обычного человека. И начинается Великая охота.
«Главный подвиг будущего великого предводителя клана Ас – истребление…»
Героев в истории много. Все личности сильные и непредсказуемые. Каждый со своей жизненной нитью, что, переплетаясь с остальными причудливым узором, ложится на полотно истории, создавая единое, насыщенное красками жизни и смерти, панно. Мифы, сказания, легенды, вера в божественную благодать, невежество народа и скептицизм правящей элиты, замешанный на практичности и расчётливости. Вот оно - «лицо» будущей нации. Умные и коварные главы племён и «тёмный», верящий в пророчества народ. Фундамент для амбиций целеустремлённых и нестандартных личностей. Тех, кто может и станет во главе народа и войдёт нетленной вехой в историю. И они будут вершить эту историю своими руками, омытыми в чужой крови.
Любое древнее ли, современное ли цивилизованное общество построено на крови и костях народа. Своего или порабощённого - для «строителей» неважно. Важна цель, а не способы её достижения. Любая смена политического режима – это реформы, репрессии, уничтожение и подчинение. Воля одного сильного мира сего насаждается не только с помощью политических интриг, но и манипулированием божественной составляющей.
Сила духа, стремление к выживанию, многогранность личности – это вызывает неподдельный интерес у зрителя. У каждого персонажа своя «главная» роль в истории. И это создаёт завораживающий эффект от действия, что творится на экране. Заштрихованность и «темнота» картинки – это своего рода приём, который позволяет погружаться зрителю полностью в сюжет. Окунуться с головой в атмосферу того времени и почувствовать себя одним из действующих лиц. Попробовать рассмотреть в «темноте», разгадать, построить собственные теории. Это захватывает. От первой до последней серии – непрерывность действия. Движение вперёд.
Персонажи в истории невероятны. Они лгут, манипулируют, используют друг друга в своих интересах. Каждый преследует свою собственную цель. Чтобы выжить, нужно лишиться доблести и чести и научиться изворотливости. И для того существует лишь один способ – обмануть судьбу, чтобы выйти победителем из игры, под названием жизнь.
Тагон (прототип Тангуна). Великий Тагон – всего лишь расчётливый лидер. Сильная личность с мощной энергетикой. История его рождения – загадка, покрытая тайной. И он, в будущем великий лидер своего народа, ненавидит свою тайну всеми фибрами души. Ненавидит и презирает кровь, которая струится по его жилам. Именно эта ненависть и толкает его на поступки, которые будут омыты кровью невинных и виновных. Ему мало города Асдаль и любви народа. Его амбиции распространяются намного дальше городских границ. В неизведанные земли. Он жаждет большего – повелевать всем миром. И как умелый политик он использует три вещи, которые позволяют стать у руля: страх врагов, любовь народа и раболепие перед богами. Безжалостный, но осторожный.
Таэрха – будущая великая царица? Возможно. Непризнанная, но уверенная в себе женщина. Недаром говорят, что за великим мужем стоит не менее великая женщина. Именно женщина, которая может и сделает своего мужчину царём. Её вмешательство, подстрекательство, умение играть на слабостях Тагона и окружающих приносят необходимые плоды для достижения их мечты о царстве и троне. Таэрха и Тагон – судьбоносный союз. Кто же в реальности хочет править миром, она или Тагон? С самой юности она училась выживать в жестоком мире мужчин, чтобы в итоге повелевать ими. Сильная личность, красивая женщина и талантливый политик.
Два этих персонажа - и двигатель сюжета, и главные антагонисты истории. Но осуждать их не поднимается рука. Они в своём праве и в своём времени. И именно время диктует свои правила поведения и ведения войны и политики. Страшное время. Тёмное. Но именно так и зарождается великое царство. Именно так и рождается история народа.
Противостоят им трое. Три души, которые связаны одним пророчеством:
«Меч, Колокол и Зеркало – три небесных предмета. Когда эти три вещи появятся на землях Асдаля, Асдаль падёт…»
Уникальность любого пророчества в том, что стоящий у власти решает, как следует его трактовать. И этим воспользуется не один персонаж в истории. Неважно, существуют ли боги, важно, что народ верит в богов.
Три небесных предмета – это три дитя, рождённые во время знамения – прихода лазурной кометы, предвестницы грядущих изменений.
Меч – Ынсом. Мальчик со сложной судьбой. Его рождение тоже тайна. Юноша с пурпурной кровью, дитя союза человека и неанталя. Он избран стать карающим мечом для города Асдаля? Или же он меч, которым воспользуется в своих интересах Тагон? Его роль в падении Асдаля записана на скрижалях истории и заклеймена в его крови. Полукровка, не чудовище и не человек. Ему приходится пройти все круги ада, чтобы стать сильнее. Он – возможное будущее новой цивилизации? Он – возможный закат уже существующего клана Ас? И если Тагона и Таэрху к новым изменениям толкает алчность и жажда могущества, то Ынсому приходится сражаться за каждый свой вдох, за каждый прожитый день ради любви и свободы. Свободы себе. Своей любимой. Своему племени.
Колокол – Танъя. Будущая великая мать племени Вахан. Рабыня, порабощённая великим Тагоном. Ловкая, добрая и наивная, она принимает условия игры в реалиях жестокого мира. Чтобы стать сильнее, чтобы тоже обладать властью. Именно власть может дать ей то, к чему она стремится – освободить свой народ от рабства. Надо лишь малость – стать глашатаем божьей благодати. Словно колокол, озарить мир своим звоном. Неважно, как жить, если есть причина для жизни. Её причина – Ынсом. В нём она видит будущее для своего племени Вахан и для себя.
Зеркало – Сайя. Самый загадочный персонаж истории. Он отражение для Ынсома и Тагона. В нём отражаются страх и ненависть Тагона к собственному происхождению. И он так похож на Ынсома, который не стыдится своей уникальности рождения и хочет жить свободно, не прячась в тени. Его судьба так же сложна и неприглядна, как и судьба остальных детей пророчества. Вынужденный скрываться и жить отшельником по воле Тагона, он жаждет выйти на свет. Умный, хитрый кукольник, который с осторожностью и непревзойдённым умением дёргает за нужные ниточки. И «куклы» пляшут под его дудочку. Одинокий и ранимый, он умело маскирует свои слабости, научившись выживать в мире искусных интриганов правящей элиты города Асдаля. Своими навыками в манипулировании он не уступает Тагону и Таэрхе.
Второстепенные персонажи не уступают главным в «сочности» образов. Их мышление, выбор стороны, совершаемые ими поступки – каждый штрих, каждая мелочь – это рукопись всей летописи. Именно из мелочей складывается великое. Они не просто фон для главных героев, они – необходимые нити истории, которые сплетают сюжет воедино, образуя полную картину происходящего.
Мубэк – уважаемый воинами Тэкхан, Асарон – коварный жрец Белой горы, Михоль – хитрый глава племени Хэ, Янча - безмолвная тень великого Тагона, Исахон – невольная жертва интриг великого Сануна, Хэтуак – женщина-телохранитель Таэрхи, Чиин и Нунбёль – сёстры-знахарки, Рагаз – один из племени неанталей. Даже те, кого нет на экране, те самые боги, благодаря которым рождаются пророчества: Ассасин – признанная богиней клана Ас, Арамун Хэссула – признанный богом клана Ас. И животные - Канмуру – потомок небесных лошадей. Все интересны. Каждого хочется разгадать и внимательно рассмотреть. Понять их суть.
Несмотря на то, что Сайя претендует на роль чуть ли не главного антагониста в истории, его жизнь завораживает зрителя больше всего. И это заслуга не только сценариста и режиссёра. Актёр Сон Джун Ки приложил к этому немало усилий. Сыграв два диаметрально противоположных персонажа, злодей в лице Сайи получился более ярким и колоритным, нежели Ынсом. И вот уже зрительское внимание полностью приковано к персонажу Сайи. Ынсом остаётся за бортом. Сайя более сложный и интересный персонаж.
Не обошли создатели истории и романтическую линию сюжета. В дораме три любовных истории. Тагон и Таэрха. Ынсом и Танъя. Сайя и Танъя. Все истории неоднозначны, и каждая невероятна и красива по-своему. Предпочтения нельзя отдать только одной. Каждая – словно грань самоцвета, которая в умелых руках ювелира становится драгоценным камнем.
Тагон и Таэрха – любовь и расчётливость. Они настолько похожи, что даже их чувства по отношению друг к другу замешаны не на преданности и нежности, а на предательстве и безысходности. Он – нелюбимый сын, которого боится даже собственный отец. Она – дочь, которая должна отдать всё: честь, молодость и даже жизнь, если придётся, чтобы удовлетворить амбиции своего отца. Любят ли они друг друга, или просто используют? Так сразу и не скажешь, но то, что они готовы ради своих целей на всё, даже на любовь, это очевидно.
Ынсом и Танъя – любовь и нежность. Робкая. Несмелая. Первая. Для обоих это чувство бережно хранимое. И пусть они даже себе боятся в этом признаться, всё же то, что они чувствуют по отношению друг к другу, наверное, и есть любовь. Может и не вечная и не негасимая. Но всё же любовь.
Сайя и Танъя – любовь и коварство. Сайя. Ах, Сайя. Злодей с ангельским лицом. Ну как в такого не влюбиться? Даже Танъя что-то, да и испытывает к этому коварному, но ранимому юноше. А то, что Сайя покорён, влюблён и даже одержим Танъей – это очевидно. И пусть сердце и разум борются с этим новым для него чувством, он уже запутался в любовных сетях. И так хочется, чтобы любовь победила коварство.
Актёрам, оператору, режиссёру, сценаристу и всему съёмочному составу – всем БРАВО!!! Действительно качественная вещь от освещения и музыкального сопровождения до созданных образов, нарядов и декораций. Красивая нательная роспись племени Ваханов, потрясающие пейзажи, воссозданный интерьер того времени. Всё продуманно до мелочей.
Финал… Третью часть закончили. Клубок загадок и шарад почти распутали, но…
Это первый такого рода проект для Южной Кореи. И зритель корейский не слишком воодушевился увиденным. Отсюда и низкие рейтинги, и затраты, которые так и не смогли окупиться прокатом дорамы. Четвёртая часть повисла в воздухе…
Стоит ли ждать логического завершения и последних шести серий, не знаю. Создатели намекнули, чем бы могла закончиться история создания нового древнего царства-государства, известного по историческим хроникам, как Кочосон, в минутном рисованном ролике и распрощались со зрителями, утонув в туманных объяснениях о выходе последней части дорамы. А жаль. Ведь Танъя могла бы стать следующим воплощением богини Ассасин, а Ынсом (хотя я бы хотела на этом месте видеть Сайю, но…) – воплощением бога Арамун Хэссула, и они, возможно, как и первые будущие боги, покинули бы новое царство, чтобы основать своё собственное, свободное от рабства (эх, мечты...) и предрассудков. А Сайя… А Сайя наверняка стал бы следующим Тагоном… А, может… всё же… воплощением бога Арамун Хэссула???
Дата публикации: 24.01.20