Далеко не обо всем из просмотренного хочется что-то написать – даже если оно зацепило, даже если очень понравилось – бывают порой какие-то очень личные впечатления, и ты лелеешь их внутри – и этого совершенно достаточно.
"Мистическая девятка" настойчиво требует: "А поговорить?" Ладно, попробую, ибо отвыкла уже обобщать и систематизировать свои впечатления после просмотра дорамы.
Будут спойлеры – я пишу для тех, кто смотрел, чтобы побеседовать именно с ними о том, "что это было", поэтому раскрываю все и всяческие тайны и секреты порой – просто походя, иначе не рассказать...
«Девятка» у меня в закладках томилась года три – мне ее настоятельно порекомендовали, но я не спешила ее смотреть – "Свеча в гробнице" не пошла у меня, тема не увлекала, актеров я не знала, что тут могло меня завлечь, казалось бы. Но я запомнила слова, которыми мне о ней написали: "Мне там понравились все, абсолютно ВСЕ!" Я еще подумала, помнится, что ВСЕ мне понравились только в "Нирване" первой, надо же какие параллели...
Смотреть решилась после "Вечной ночи" – ради Мо Шань Шань тамошней, которая тут "Девочка" (или, точнее, "Малышка" – "Детка" даже), но тут как раз "ЛОРД" со мной случился, а там Цилинь и Дарк – и они тоже в "Девятке" рассекают вовсю.
Пишут, что хороши тут только красавчеги, отношения между героями и красочные съемки – а остальное все только мешает – особенно долгие разговоры героев. Где там они долгие, я не отразила, – они все по делу - слишком высоки ставки в той игре, чтобы избежать "совета в Филях", да и китайская ритуальность меня лично завораживает в таких фильмах и сериалах – а зачем мы вообще смотрим их кинопродукцию, если нам подавай понятное и близкое лишь нашему менталитету? Соприкосновение, взаимодействие, взаимопроникновение культур – самое ведь главное тут, не? Они объясняют свои будущие поступки, договариваются, определяют стратегию – создают стратагемы – это никак не может быть ни скучно, ни тягомотно – это важно, это другое устройство повседневной психологии, если можно так сказать, – и это очень интересно – куда больше, чем китайские сериалы о современности, частенько подражающие Западу и потому безликие.
Героев главных тут не девять, как могло бы показаться исходя из названия, а четверо: Первый господин, Второй господин, Восьмой господин (ах, как мне нравятся эти их обращения) и помощник Первого господина лейтенант Чжан, причем последний – полноправный герой, совершенно самостоятельный; из героев второго плана очень важны Девятый господин и наследник маньчжурской династии Юань господин Бэй – весьма колоритная личность, человек авантюрного склада, томящийся в рутине повседневности, как тигр в клетке. Это мужчины.
Женщин главных всего две: "Девочка" – супруга Второго господина и невеста-жена Первого – наша ненаглядная "Шпионка" - Инь Синь Юэ. Есть еще Третья госпожа (она до поры будет в числе антагонистов главной четверки и "сил доброй воли"), а также доктор Мо; есть прекрасная старейшина уйгурского племени и японка Рёко Танака-сан – самурай в юбке чуть выше колен.
Понравилась стильность сериала – не уверена, что костюмы соответствуют времени целиком и полностью, но в сериале они смотрятся органично, как и интерьеры, – о подземных гробницах, где "на цепях гроб качается хрустальный" (помните у Пушкина?) – я вообще молчу.
В сериале несколько так называемых арок – отдельных сюжетов, связанных главными героями, мне лично это не мешало, а даже помогало смотреть – можно было хоть дух перевести порой.
Да, основной драйв начинается где-то с 12-й серии – с первого спуска под землю героев, но это не значит, что первые серии скучны – они установочные, мы знакомимся с героями, проникаемся духом и настроем сериала – видим таинственный поезд мертвецов, следим за прекрасной – без преувеличения – историей любви Второго господина и его "Девочки" – любви, вписанной в любовный треугольник, который до поры не смеет явить себя миру – выкормыш и ученик Второго господина Чэнь Пи – главный антагонист его и всей Девятки (всей Чанша даже) в этом сериале. У Первого господина тоже есть свой "черный человек" – пришлый начальник в военную администрацию Чанша – властолюбец, интриган и хапуга Лу Цзянь Сюнь (Дарк), который тут же начинает кроить всё на свой лад, и о котором Первый господин говорит, что это опасный человек – он принимает с каждым его манеру общения, таких людей следует остерегаться. Но его губит поверхность и ограниченность мировосприятия – главный его изъян.
Далее идет арка с поиском лекарства для смертельно больной Девочки, аукцион в пекинском отеле – из этого вполне мог бы получиться отдельный сериал – «Пэк Три хлыста и его команда».
Параллельно мы знакомимся с японской миссией в Чанша – и с "примкнувшим к ним", как формулировалось однажды в нашей истории, американским посланником господином Коксом (может, он никакой и не посланник, может, он там вообще как частное лицо действует – может, даже инкогнито; нам далеко не над всеми "ï" ставят все точки, но в мистическом сериале этого и не нужно, имхо, – достаточно векторов нужных, чтобы самим подумать.
Со следующей арки начинается, собственно, "погружение во тьму" – два спуска в пещеры. Первый – сумбурный и непрезентабельный – мрачный, грязный, тоскливый до одурения – больше говорит о героях поначалу, чем о цели их исследования: Первый и Второй господа что-то ищут в пещере – мы долго не понимаем, что именно, и полагаем – подобно всем картонным людям в их окружении, – что сокровища, а что же еще. Первое мое потрясение от этого сериала – зал с 64-ю окнами и с разветвленной сетью коридоров, из которого есть 4600 выходов – Карл, sweet Карл! – 4600! Те, кто написал, что это все скука и хрень: вы только представьте – 4600 выходов, лабиринт, в котором ты постоянно обречен возвращаться на то же место – но оно будет только казаться тебе тем же – а на самом деле оно другое – там и залов этих не счесть. На секундочку помещаем себя в такой зальчик – и обалдеваем, кайф запредельный...
Первый господин у нас – само хладнокровие, суперчеловек – почти небожитель – с демоническим существом, вытатуированным во всю его спину, – так он "за красных или за белых" – он на стороне добра или зла? А вот это еще один интересный момент – хотя вполне для китайских «продуктов» характерный – нет чистого добра и чистого зла – важны целеполагания и выборы в каждый конкретный момент. Восьмой господин кажется трусоватым, суетным и крикливым – обидчивым до идиотизма – и в целом склочноватым, но он такой лишь до того момента, как включается его профессиональное чутье – едва требуется решить что-то мистическое, фэншуйное и иже с ними – его как подменяют: спокойный, уверенный, предельно профессиональный человек без тени сомнения – вот так. И ведь весь сериал он разоблачает мистику, магию и чудеса – на пальцах объясняя всем, что нет ничего в этом мире, что может нарушать законы Неба и земли, – объясняет – и тут же демонстрирует очередное необъяснимое – это один из самых любимых моих фишек этого сериала :)
Второй спуск в пещеру уложил меня на обе лопатки – матушки мои и батюшки! – да это ж "Солярис" – культовый для нескольких поколений роман Станислава Лема и не менее славный фильм Андрея Тарковского, снятый по нему, – разумный инопланетный океан, посылающий каждому фантомы его подсознания – и часто вполне материализованные. Для меня – но не для всех, как видно по отзывам, – это больная тема до ужасти – воскресение мертвых, безвременно ушедших, молодых и любимых – и то, как с этим быть – принимать или отвергать безоговорочно...
И то, как они понимают – и только благодаря Восьмому господину, между прочим, поначалу, – что находятся в иллюзии – не вышли они из пещеры – они просто вошли в свои подсознания – а метеорит может обеспечивать и общее поле для нескольких людей. У меня такие вещи обычно не вызывают восторга, если плохо прописаны, – та же корейская "W" – с ожившей мангой показалась во многом нелогичной – тут такого не возникло, потому как космогоническая идея о метеоритном происхождении жизни известна давно и вполне конкурентоспособна. Но дело не в посылке, а в ее развитии – иллюзия распадается или застывает, едва человек ощутит ее таковой – но Второй господин этого не желает, отпустить вновь обретенную Девочку выше его сил, он предпочитает сначала навек остаться в иллюзии – но с ней. А она пробуксовывает – она может только стирать пологи и готовить лапшу, у нее заезженная пластинка и типичные реакции – она не человек... Еще страшнее подрывается на этом лютый мститель за госпожу Чэнь Пи – ученик Второго господина – он озлоблен с детства и в целом неразвит – Второй господин – помимо того, что мастер боевых искусств, еще и знаменитый исполнитель в традиционной китайской опере (это что-то типа контр-тенора современного, которым поет сейчас Чжоу Шэнь), – и это другой уровень развития души – это гармония разных планов – поэтому он выкарабкивается – хотя я – честно – не ожидала этого в его случае, но он выводит себя и других из тупика, справляется с иллюзией, а Чэнь Пи теряет память – сознание купирует эту взрывную для его мозга тему. Вот он – "Пикник на обочине", вот она – "Синяя бутылка" из "Марсианских хроник" Брэдбери – каждый получает свое счастье от такого исполнителя желаний…
Чэнь Пи становится обычным человеком – которым он вполне мог бы быть, если б не травмы детства, побудившие его стать убийцей, – это непростой для меня вопрос – насколько он был обречен стать тем, кем стал, или мог бы с той же данностью спокойно прожить нормальную жизнь со своей собственной Девочкой... Нет ответа... Но я с самого начала сказала себе, что для антагониста он слишком уязвим – у него есть Ахиллесова пята – распятость на госпоже – и это делает его слабым противником.
По поводу бойкого антагониста Первого господина – тот и вовсе смешон (хотя порой от него немало вреда и еще больше шороху) – он азбукой поверяет гармонию, он видит везде погоню за наживой – судит всех по себе, и это его и губит в итоге.
Арка про семью Чжан очень меня впечатлила – это хранители – такой а-ля масонский орден своего рода, цель существования которого – хранить то, что не должно достаться людям. И Первый господин, покинувший свой клан, казалось бы, тоже стоит на страже – почти как Сэймэй в "Колдуне" – не на властном, а на ином уровне.
Последняя серия – битва за Чанша – я все время держала это в голове, ведь она как раз в том году случилась – в 1939-м – и к ней и должно было все неизбежно подойти.
И мы понимаем, что Первый господин видел себя в той иллюзии у метеорита – то, как его жена в черном смотрит на его посмертную табличку – и так все и будет, скорее всего, – и тогда, спрашиваем мы себя, ради всего все это было – 47 серий об одном – а потом все равно война, буквально стёршая Чанша с лица земли, – мало того, в реале жителей не предупредили – они спали в своих домах, когда на город обрушились тысячи бомб...
Ну, это опять о двух планах – земном и надмирном – наша мистическая девятка спасла страну от худшего – от игрищ типа Ананербе германской, а войны – они были, есть и будут... Хотя вот не спасла ж она его от «идей председателя Мао» – и я не знаю, честно, что тут хужЕЕ.
В последних сериях показали историю прихода Первого господина в Чанша – то, как он выбирал людей на роль руководителей "домов" – и оказалось, что он совсем не такой, как мы привыкли о нем думать, – он отзывчивый и детский, заботливый и внимательный, – это было неожиданно и очень трогательно.
Смешон ли господин Кокс (пишут о смешно и глупо показанном американце) – да будь он хоть негром преклонных годов – он может быть кем угодно – тот, кто был уверен, что у него "нет демонов внутри" (победа над этими демонами – условие освобождения от иллюзий метеорита) – но у него таки был один – нежелание стареть, неприятие себя дряхлым и немощным – а что тут гротескного-то – только недавно я прочитала чье-то изречение, что "старость не для всех" – о Марине Цветаевой; есть те, кто психологически не способен справиться с возрастными изменениями – и имя им легион…
Так что и с этой стороны – психологически точно для меня.
И да – не оторваться, встаёшь утром и до вечера дергаешься – скорей бы узнать, что там дальше, как там они все – как там Девочка, как Второй господин – им я сочувствовала тут всего больше, хотя Первый господин с супругой меня очень веселили в дуэте.