Шикарные декорации, талантливые и красивые актёры. Трогающая за живое тема, яркие образы главных героев - невинные как первые цветы девочки из школы при монастыре, бесконечно элегантные и обольстительные смешливые куртизанки, гробовщик с душой проповедника. И всеобъемлющая чернота войны, безумным вихрем забирающая жизни большинства пленников захваченного города, а остальных разделяющая на две четких линии - предателей и героев.
Бешеные вложения в этот фильм видно невооружённым взглядом - все актеры подобраны отлично и справляются с ролью, а картина завораживающе красива. При том красива даже в самых своих печальных моментах - бегущие на смерть солдаты с пулемётиками уже второй день флешбеками всплывают в моей голове, как и свет солнца через пробитое пулей ветровое стекло собора. Как и прелестная нагота гейш, то вольно посиживающих в переделанном ими подвале, то заматывающих себя полосами белого полотна перед самым страшным их выбором.
Но под впечатлением я ходила недолго - один вечер. Наутро я поняла, что кроме лозунга о самопожертвовании и красивой картины в фильме стоящего особо и не найти.
Обычно люди приходят к азиатскому кино, пресытившись постоянными попытками европейских режиссёров скормить зрителю очередное простое в понимании, развлекающее, самое "передовое" в расширении дозволенного и принимаемого обществом, в общем, "хавательное" кино. Не говорю про все, мир пестрит шедеврами кинематографа, но от большей части сериальной массы уже начинает подташнивать. И тогда зритель обращается к кино Азии - сдержанному, упрямому, очень самобытному, подверженному традициям, по-честному моральному. Стоящему за сохранение своей культуры, а не стремящемуся лишь лететь вдаль. Место, где философия смогла перерасти в целую религию - о Азия, как ты на нас непохожа! Ни одна расса или нация не является лучше или хуже другой, но в тех или иных вещах мы все различаемся, и эта часть Азии - ее достоинство.
Мы ожидали настоящее азиатское кино, снятое по реальной, одной из страшнейших трагедий Китая - захвата и разорения Нанкина, столицы страны, где были убиты сотни тысяч людей, а уж про подвергшихся ужасам потерь и насилия я вообще молчу. И тут нам подают типичную голивудскую историю про человека, пережившего утрату и поэтому превратившегося в наглого беспринципного смешливого паренька, который вдруг перед лицом опасности резко становится спасителем, даже героем и закручивает роман с самой красивой женщины из всего каста - загадочной главной героиней.
И даже сюжет нормально не продуман - главный герой то, на минуточку, за день из нахального гробовщика, у детей из полуразрушенного собора (которые даже хлеб уже много дней не видели, в отличие от смерти своих родных и друзей) выпрашивавшего деньги и вино, заигрывающего с куртизанками при детях и предлагающего одной из них деньги за уединение с ним в комнате почившего священника, превращается в героя. Который готов рискнуть всем уже не ради денег и развлечения, а ради жизни незнакомых ему людей, когда сам может спастись. Я уже молчу про ляпы с второстепенными персонажами по типу девушки, побежавшей под обстрел ради серёжек.
Да ещё и сошли в эротику, ну куда это годится! Может, я и преувеличиваю, но я злюсь на продюсеров и режиссёров, спускающих 95 млн долларов на то, чтобы превратить историю Нанкина - рану, кровоточащую до сих пор (это было не там давно, в сороковых) - в очередную банальную голливудскую вату. Сделали развлекаловку. Пускай красивую, пускай местами пугающую обилием насилия - но не вызывающую реальных чувств. И не заставляющую задуматься о реальной трагедии, не дающую никаких ключей к попытке ее понять, а использующую ее только как громкий привлекательный патриотизмов лозунг.
За действительно бьющую по самому сердцу красоту ставлю 7/10, но на оценку выше рука ни за что не повернётся. Хотя, людям, не любящим задумываться о сути вещей, картина вполне зайдёт. Приятного просмотра