Оцените отзыв
Да, посмотрев этот фильм несколько раз, прекрасно понимаю высокие оценки критиков.
Как по мне, в этом фильме не стоит искать реализма или попрекать его за картонность боевых сцен. Это скорее даже не фильм, а театральная постановка, драма в лучших традициях Шекспира. С драмой этот фильм роднят сразу несколько вещей. Во-первых, четкое деление на акты и сцены - евнухи, отмеряющие время, и служанки, приносящие лекарство, пришлись как нельзя кстати. Во-вторых, единство места (с оговоркой, вряд ли уезд, в который направили лекаря, находился так уж далеко от столицы), времени и действия.
Итак, перед нами императорский дворец, роскошные декорации развернувшейся трагедии. Мира за его пределами как бы не существует, так что не стоит задаваться вопросами, с кем там воевал император или почему императрица не могла сбежать к семье.
Дворец – это не просто стены. Это сложный отлаженный механизм, а люди в нем – легко заменяемые детали. На подобные мысли нас наводит уже первая сцена, где служанки одеваются с механичностью шарнирных кукол.
Император – такая же деталь этого механизма, такая же кукла с жуткими стеклянными глазами. На протяжении всей драмы он спокоен, расслаблен, словно действительно находится в окружении любимых и любящих его людей, а не на поле боя. Лишь когда прошлое, в котором он был живым, дает о себе знать, он срывается и подчиняется эмоциям, но очень быстро успокаивается и вновь превращается в золотого истукана.
Император карает императрицу вовсе не за измену, а за нарушение ритуала. Он сам не властен над ритуалом. Ритуал – это то, что довлеет над происходящим, как Рок в греческих трагедиях. Императрица – мать нации, мать принца Вана, хоть она и не давала ему жизнь. И она, эта мятежная душа, желающая жить и чувствовать, соблазнила его, тем самым нарушив иерархию и породив беспорядок. Потому и наказание соответствующее – принимаемая строго по часам доза яда – тоже ритуал.
Фигурам принцев уделяется меньше внимания, но они не менее интересны.
Наследный принц Ван – мягкий, слабовольный, боящийся идти против правил, крутящий роман одновременно с императрицей и очаровательной дочерью лекаря Чан. Во время первого просмотра я полагала, что он любил лекарку, однако впоследствии я изменила мнение. Ван любил императрицу, любил не меньше, чем она его, но боялся этого чувства и бежал от него, пытаясь заменить его чем-то более чистым и правильным (смотревшие поймут иронию судьбы). Этот человек не способен сопротивляться ритуалу. Он его слуга и раб.
Принц Цзао – совсем другое дело. Сын своей матери, решительный и волевой. Не будем забывать, что на войну он был отправлен отцом именно за свой характер.
Принц Ю – самый младший, лишний принц. Принц Ван – любимец отца, принц Цзао – любимец матери, а принц Ю в этом раскладе не нужен никому. До поры на него не обращают внимания, как на предмет мебели, но, как и все персонажи данной драмы, он не случаен и еще сыграет свою роль.
Бунт императрицы – вовсе не обычный государственный переворот. Это борьба за жизнь, попытка вырываться из сковывающих тисков ритуала. Недаром ею был избран именно праздник хризантем – семейный праздник, чья лицемерная суть обнажилась благодаря ее стараниям.
Отдельно стоит выделить финал. Хоть механизм устоял, но ритуал оказался окончательно нарушен.
«Проклятие золотого цветка» - то произведение, которое нужно смотреть внимательно и вдумываться в значение каждой детали. Уверена, разгадывая этот сложный ребус, вы получите массу удовольствия.
Дата публикации: 10.05.20