Хорошая болезнь «склероз»:
Ничего не болит и каждый день новости.
(с) Бородатый анекдот
А теперь представьте себе склероз наоборот. Представьте, что можете запоминать всё, каждую мельчайшую деталь, любое, даже самое мимолётное событие. И нет, как ни старайтесь, стереть ничего не выйдет, ваш мозг - "флешка" с бесконечным лимитом места на ней. Подумать только, престижные университеты, уютные кресла титулованных компаний, золотые жилы - всё, куда только могут привести ваши мечты. И всё это без особых усилий. Представили? А теперь вспомните, как в детском саду намочили постель или как в юности вам жестоко отказал предмет вашей первой любви. Не хотите? Очень жаль. Но, к сожалению, такова расплата за безграничные запасы памяти на такой "флешке".
Перебрав все возможные виды онкологии, дефекты слуха и речи, амнезию и прозопагнозию, корейские киноделы ринулись осваиваться в новой болячке - гипертимезии, которой наделили главного героя. Казалось бы, ничего криминального в анамнезе этого заболевания нет, да и вообще - сплошные бонусы, умей только ими распорядиться. Но герой ужасно страшится рассказать об этом окружающим. И я его, если честно, понимаю. Корея, несмотря на ту яркость и лёгкость, которые она демонстрирует в своих сериалах, страна весьма консервативная и серая. Один из тех китов, на которых держится незыблемость Страны утренней свежести - принцип "быть как все". И рассказать герою о своей болячке - всё равно, что признаться в отросшем хвосте, рогах или копытах. Если ты иной - ты изгой. Человек же - существо социальное, и чтобы влиться в общество, приходится играть по его правилам, даже если это стоит невыносимых душевных страданий.
А вот героиня, наоборот, девушка самая обычная. Обычная в том плане, что никаких суперспособностей в своём багаже не имеет, зато имеет тайну и вырванный из памяти кусок воспоминаний, напрямую связывающий её с героем. У девочки наверняка ловкий ангел-хранитель: он так бережёт её и стремится сохранить жизнь, что попросту выдирает из её разума целый пласт воспоминаний. Это как вскрыть нарыв - ты вроде тот же человек, но больше не чувствуешь боли. Но жить с этой пустотой внутри - всё равно что повесить на шею часовую бомбу: никогда не знаешь, в какой момент рванёт. А воспоминания - штука такая, что имеют свойство возвращаться, если периодически на них давить, даже если их удалось запрятать в самые потаённые уголки сознания.
Какая драма! Как оголённый нерв. Вот первые мои мысли от просмотра начальных серий. Человек, который ничего не может забыть, и человек, который забыл целую веху жизненных событий. И эта веха напрямую связывает его красной ниточкой с тем, кто всё помнит. Какая бы история могла получиться. Какая любовь на острие ножа. Да и как всё хорошо начиналось! Совершенно прекрасная героиня. Фонтанчик неиссякаемого оптимизма и жизнелюбия. Достойно ведущая себя и достойно несущая свою любовь. Любовь совершенно чистую, безусловную, без скрытых мотивов и умыслов. Так бескорыстно и искренне любят только дети. И герой, хоть поначалу ответных чувств не испытывающий, но ощущающий моральную ответственность перед этим невинным ребёнком, инстинктивно стараясь защитить её, не допустить повторения былой ошибки. И пускай пока это не любовь, между героями чувствовалась такая связь, что хоть ножом режь. Жаль, ах, как жаль, что сценаристы вновь пошли по проторенной дорожке, превратив героев на пути осознания своих чувств в очередных жертв суровой и беспощадной корейской системы.
К слову, о системе. Дорама в очередной раз заставила меня задуматься о том, как же это прекрасно - родиться не в Южной Корее. Я серьёзно. Пускай в моей стране и полно недостатков, но никто не сможет загнобить меня за мои чувства. Никто не заставит возложить их на алтарь публичного осуждения и чувствовать себя при этом преступницей, готовой быть забитой камнями. Подобные чувства возникают, стоит пройти коридор бабушек старой советской закалки, которые не только под микроскопом тебя рассмотрят, но и такую биографию распишут - что любой писатель-фантаст обзавидуется. Так вот, жизнь в Корее, в моём представлении, - это бесконечный коридор таких вот бабушек-трещёток, которым виднее и которые знают, как лучше. Причём "бабушки" эти - вовсе не обязательно бабушки. Это и дети, и молодёжь, и зрелые рассудительные люди. В стране настолько силён страх публичного осуждения, что проще в гроб себя загнать, чем мириться со взглядами исподлобья.
Поначалу я испытывала симпатию к героям. Их путь был тернистым и медленным, но иначе быть и не могло - уж сильно тяготил груз пережитых воспоминаний. И когда они, пусть и не сумев забыть, решительно переворачивают старую, потёртую страницу их жизни, я испытала облегчение. Радость за двух несчастных, израненных людей, которые наконец-то смогли найти друг друга.
Но что же делают герои, обретя в беспощадной битве такое долгожданное и хрупкое счастье? Что решают, дав обет все трудности и испытания сносить вместе? Правильно - они швыряют свои чувства на растерзание толпе. И все их клятвы, обещания и признания растворяются в одночасье. Как с белых яблонь дым. И туда же вся моя накопленная к ним симпатия и переживания. Можно долго валить на менталитет, но я с этим не соглашусь. Ведь герои предстают совсем иными. Не такими, как все. Вместе против целой толпы. Чем и цепляют изначально. И для них отказаться от любви - всё равно, что уподобиться гнилой публике, смакующей подробности их отношений. Глупо, необдуманно и слишком безрассудно бросать всё, даже не попытавшись сберечь.
Отдельного упоминания стоит криминальная составляющая дорамы - совершенно бестолковая и топорная. Сначала зрителю предлагают сыграть в игру "Угадай маньяка" и какое-то время выходит неплохо: смотрящие с интересом пытаются вычислить криминальный элемент из нескольких предложенных вариантов. Но когда же эта линия подходит к своей кульминации, становится банально скучно. Ибо развязка вышла такой глупой и нелепой, что глаза на лоб лезут.
Порой я думаю, что корейцы стебутся над своей правоохранительной системой. Что, кстати, странно, так как Корея - страна с одним из самых низких показателей преступности в мире. Так почему же сценаристы настолько не любят своих блюстителей закона, что выставляют махровыми идиотами? И почему же опасный маньяк-сталкер, лишивший жизни невинную душу, живёт такой вольготной жизнью в тюрьме?
Можно сколько угодно хулить систему наказания в России - она действительно несовершенна. Но у нас хотя бы опасных деятелей общества закрывают без возможности посещения посторонними. Ну а тех, кто "отличился" чуточку меньше, балуют встречами раза 3-4 в год - и всё это с непременным шмоном имеющегося на руках имущества и под неусыпным надзором людей в погонах. Про заполнение всяких бумажек и прохождение всевозможных инстанций и говорить не стоит.
А что здесь? Ни тебе очередей на посещение. Ни мучительной беготни с документами. Ни даже компании из парочки бравых полицаев и грозной овчарки. Местная тюрьма похожа на проходной двор: можно прийти в любое время и поболтать по душам с опасным преступником. Как призыв будущим маньякам - заходите, набирайтесь опыта. Без регистрации и СМС.
На этом фоне дальнейшее и весьма ожидаемое бегство вышеупомянутого товарища уже даже не выглядит глупым - оно весьма закономерно и вписывается в рамки трещащего по швам сюжета. И снова прокол - как это в Корее, увешанной камерами наблюдения, можно не поймать преступника? Не иначе за годы заточения узник изучал карты Сеула - со всеми слепыми зонами и закоулками.
Ответ на этот вопрос прост - чёрная кепка и маска. Всё! Вы великолепны и можете идеально слиться с толпой, не вызвав никаких подозрений. Так глупо, что смотреть больно, ей богу.
Я понимаю, что дорамы крайне редко удаётся выдержать в рамках одного жанра, но раз уж взялись освещать криминальную составляющую - потрудитесь сделать её хоть капельку реалистичнее, ну или, на худой конец, более захватывающей. Здесь же линия с маньяком унылая и бестолковая донельзя, что даже дилетанту в системе правоохранительных органов вроде меня мучительно наблюдать такой беспредел. Впрочем, ляпов и нелогичных поступков в сюжете и так полно. В эту же кучу можно отнести злобного профессора, выставившего на торги личные данные героя. Герой бы вполне мог засудить поганца, отправив его на долгие годы хлебать баланду, отозвав из продажи злосчастную книженцию. Причём мог бы сделать это, не дожидаясь, пока скандал разрастётся в размерах из мухи в слона. Но нет же. Он предпочёл принять удар на себя. По собственной воле позволил себе быть заклёванным обществом. Где ж та решительность и уверенность, что были в начале? Вопрос без ответа.
Наверное, это первый раз, когда я позволяю себе писать рецензию на ещё не завершённый сериал. Последняя серия выходит сегодня, но даже она уже ничего не изменит в моём восприятии. Как не изменили, наверное, последние 5-6 серий (если не больше). Откровенно проходной сериал со скудно прописанной криминальной веткой и слитыми в канализацию героями. К просмотру не советую.