Не о любви, а о матери.
Заканчивая (с некоторым трудом) просмотр, я осознала, что продержало меня до конца только одно обстоятельство: главные герои - художники. И, пожалуй, процесс изготовления бумаги, который показан хоть и не столь подробно, но хорошо. А главная тема дорамы, любовная, не проникла в моё сердце, хотя здесь именно та вариация этой темы, которая у меня всегда в фаворитах. У героев взаимное чувство, но по каким-то обстоятельствам они не могут быть и жить вместе как счастливая пара. Однако, герои не отказываются от своей любви, а, наоборот, бережно несут свои чувства друг к другу через года, храня сердечную верность и по возможности помогая. Очень светлая, хоть и несчастная, любовь, порой даже и с хэппи-эндом.
Такие истории мне нравятся, но не здесь. Наверное, так случилось из-за некоторых сюжетных деталей, которые с самых первых серий дают зрителю понять: того финала, на который вы надеетесь, не будет. Здесь такой деталью послужило замужество и наличие четырех детей у героини. С этого момента я знала: героиня будет и останется прежде всего матерью, а уже потом всем остальным. А потому ни на никакие любовные страсти и накал уже не рассчитываешь, только светлая и непорочная любовь.
В "Саимдан" романтика и любовь похожи на воздух: она вроде бы есть, но её не увидеть и не почувствовать. Похожий вариант незримой любви гораздо лучше, на мой взгляд, был показан в китайской дораме "Императорский лекарь", а пылкость чувств и жар в таких отношениях - в "Сияй, или сойди с ума", притом что герои всех этих сериалов были в одной и той же ситуации: любим, но никак не можем быть вместе, даже увидеть друг друга - проблема. "Саимдан" в этом ряду оказалась наиболее скучной и даже занудной, прямо как показанный быт многодетной матери времён Чосон. Да, не хватило мне того, что показали. Мало, мало было именно выражений любви: жестов, поступков, помощи, фраз, зашифрованных в рисунках посланий, хотя здесь, в отличие от других историй, герои могли свободно видеться друг с другом - никто не был заперт в своих дворцах! Как картины в исключительно пастельных тонах, которым часто не хватает контраста, тёмных пятен, чтобы выглядеть завершенными.
Необычная сторона "Саимдан" заключается в том, что это скорее пример образцовой женщины-матери, чем история о несбывающемся счастье влюбленных. Через образ Саимдан авторы нарисовали нам восхитительную картину того, какой должна быть мать: заботливой, но дающей свободу действий и мыслей, желающей добра, оберегающей от зла, даже если это не нравится её детям, понимающей и прощающей, ласковой даже в минуты полного отчаяния и усталости. И ставящей детей и семью выше всего остального, черпающей в ней свою силу. К слову, персонажи детей здесь прекрасны и отлично сыграны, никаких безучастных лиц и бездарной игры! Если кому-то близка тема материнства и семьи, если кто-то задаёт себе вопрос "как мне быть хорошей матерью своим детям", то этот сериал рекомендован к просмотру.
Итак, у нас есть любовная линия, творчество великих художников Чосона, многодетная мать и её дети, есть две ветки сюжета, которые развиваются в прошлом и в настоящем времени, есть даже исследование и расследование тайн произведений искусства. Всё это плюсы дорамы.
Что же меня не устроило?
В сценарии очень уж много сценаристских вольностей, и отсюда - логически несостыкованных моментов. Сделаем босячку без роду и имени женой самого влиятельного и богатого чиновника? Гениально! Покажем антипатию одного героя к другому, но никак не объясним её причину? Чудесно! Создадим предательство на пустом месте по выдуманной причине? Превосходно! Устроим из-за этого пожизненные гонения на героев и усложним им жизнь? Отличная мысль!
Нелогичность сюжета неизбежно сказывается на проработке персонажей. Злодеи здесь набросаны весьма условно, их мотивация лишь обозначена парой штрихов, отчего героям не хватает глубины, непонятно, как они пришли к такому типу поведения. Объяснения в духе "детство у него тяжелое было", "власти он хочет" тут не годятся. А ведь у авторов в распоряжении было целых 28 серий хронометража! Зато на слёзы и жалость времени не пожалели...
Тут мы подходим к следующему минусу, который выражается в затянутости, многочисленных повторах и нагнетании тумана (читай: интриги) на пустом месте. Многие пишут, что давно не смотрели дорамы без перемотки, а я, наоборот, замечала, что "Саимдан" частенько проседает по динамике, наблюдала абсолютно пустой хронометраж. Почему не использовали его на благо сюжета, на раскрытие персонажей? В довершение дорама делает упор на драматизм и слезоточивость, поэтому заполняет время многочисленными, но такими бессмысленными для сюжета слезами, а не хотя бы забавными юмористическими сценками с второстепенными персонажами, как во многих других исторических сериалах.
За плохое использование экранного времени дорама и потеряла один балл в моей оценке. В целом, это добротный исторический сериал о страдающих влюбленных, о художниках, о несправедливости и неравенстве, царящих в обществе. Получил бы все 10, если бы авторы потрудились глубже прорисовать образы, окружающие историю героев. В конечном счёте, самыми сильными и впечатляющими для меня в той истории оказались моменты, где мы видим действия главной героини, Саимдан, в качестве матери и главы семейства, её несгибаемость и упорное трудолюбие.