Оцените отзыв
Тема взаимоотношений, а то и борьбы между автором и его героями не нова. Все мы знаем, что Анна Каренина никак не хотела слушаться Льва Толстого и еле-еле удалось таки отправить её под поезд... И ведь это не совсем байка, жаловался Толстой на своеволие героини. Правда, ему повезло: Анна не возникла однажды посреди его кабинета и не разрядила в хозяина Ясной Поляны пару дуэльных пистолетов. То ли силы воли ей не хватило, то ли творец оказался гораздо крепче господина О Сон Му, алкоголика и неврастеника, который сам не знает, чего хочет…
Тонкая грань между героем и человеком в дораме «W – между двух миров» выдержана мастерски. Герой почти всемогущ – особенно если автор на его стороне. И даже если вдруг автор героя невзлюбил, у него всё равно неплохо получается, он же герой, и пока держится в рамках своей роли – способен на всё.
Но что будет, если герой попытается выбраться за рамки роли?..
Выйти за пределы своих возможностей сложно кому угодно, будь ты живой человек или персонаж манхвы. Мы стремимся остаться в зоне комфорта, герои манхвы… Для героев манхвы сюжет и законы жанра никуда не денутся. Стоит герою сделать шаг в сторону – и вуаля! Ты уже вылетел из главных героев.
Проблема главного героя, кстати, решена изумительно. Ох уж эта подковёрная борьба за то, чьи в песочнице игрушки… кто главный, а кто второстепенный в данном случае. И неважно, что в роли дошколят выступают один золотой мальчик, один маньяк и один классический злодей. Всё по-взрослому и серьёзно. И проигрыш сохранений не предусматривает…
Не предусматривает? Правда?
Пока смотрела эту дораму, задумалась, отчего азиаты так спокойно относятся ко всяческим амнезиям, потерям воспоминаний, откатам в прошлое и временным петлям. Европейцы такое используют гораздо реже, а «эффект бабочки», жутковато прописанный Рэем Брэдбери, – вообще давно уже стал эталоном того, как НЕ НАДО возвращаться в прошлое.
Восточные герои подобными сомнениями не страдают. Возможно, это результат восточной религиозной философии с её цепью реинкарнаций, существующей, по сути, что в буддизме, что в чан-буддизме, что в синтоизме – только в разных вариантах.
Всё можно вернуть и исправить.
Да, ты станешь другим.
Да, это будешь не совсем ты…
Да…
И в то же время – это снова ты и никто другой.
Всегда можно начать сначала. Есть судьба – значит, делай, что хочешь, всё равно получится так, как она решила. Сюжет же. Жанр. И автор уже исправился и на твоей стороне...
Вот этот вот дивный фатализм, на мой взгляд, и позволяет героям (и авторам, разумеется) крутить-вертеть полотно повествования по собственному хотению. Ведь всё можно исправить.
Но если бы идея дорамы решалась так просто, было бы неинтересно. Легче лёгкого свалить всё на предопределённость, раз уж перед нами такой дивный букет из придуманного мира и тех, кто может этот мир изменять по своему желанию.
Однако…
Бойтесь своих желаний!
Не просите романтики в мире для мальчишек-приключенцев: получите такую романтику, что легче застрелиться.
Не просите славы – она, может, и придёт, но вам же и придётся за неё расплачиваться частичкой собственной души.
Не просите хэппи-энда – у вышних сил свои представления о том, что такое хэппи-энд…
Не просите покоя. Вы не Мастер, а здешние боги не всепрощающий Христос. Покой – он и смертным бывает…
Нельзя быть читером. Конечно, очень удобно, когда пистолеты, машины, одежду, шприцы с лекарствами и прочие ништяки можно взять и нарисовать. Но пусть планшет – не бумага и рисовать на нём можно сколько угодно, всё ж таки полотно мироздания, настоящего ли, вымышленного ли, – не терпит постоянных поправок. И игры в поддавки не терпит. Так что волшебный планшет в конце концов исчезнет, лишив и людей, и героев возможности снова и снова протирать реальность до дыр…
Но что, если нарисованный герой обретёт свободу воли? По-настоящему? Без поддавков? И герой начнёт выбирать сам, а злодей убивать без красивых речей?
Синтез фатализма и свободы воли превращается в дораме в совершенно убийственный парадокс. Сочетание несочетаемого. Если прав Кан Чхоль, если он сам и парочка других героев – всего лишь связующие звенья между двумя мирами, спасти его может только отказ от руководства судьбы и своего творца. Обретение свободы воли. Превращение в человека.
Ибо только для свободного человека и возможен настоящий, а не нарисованный хэппи-энд. История убийцы – тому пример. Не беги он по накатанной колее, может, и не случилось бы с ним то, что случилось.
И знаете? Это ведь хэппи-энд не только для героя или героини… но даже для наконец-то переставшегося бояться Творца.
Десять из десяти. Железная логика и блестящая выдержка напряжённости сюжета. Струну натянули до предела – и отпустили.
Дата публикации: 02.07.20