Отзыв на дораму It's Okay to Not Be Okay

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

Лекарство от равнодушия – счастье.

 

100 % корейская дорама исключительно для корейцев. Социальная направленность истории, то бишь, социальная «деградация» корейского общества, сформировавшаяся на фоне культурного наследия, которое не менялось веками, будет не очень доступна для понимания человека, воспитанного в западной или европейское культуре. Мы свободнее во взглядах на социальную адаптацию в обществе, которое нас окружает. Поэтому европейскому зрителю она может показаться заштампованной, неинтересной (всё время об одном и том же показывают из дорамы в дораму) и даже немого подбешивать в итоге.

С корейцами такого в настоящее время нет. Там всё подчиняется правилам, которые сформировали не только мировоззрение корейцев и, но и прочно осели в их повседневной жизни. Это чётко «узаконенный» уклад жизни, сформировавшийся на основе культурно-традиционного пласта, берущего своё начало в древности. Если ты отличаешься от нас – значит, ты не с нами. Значит, таких индивидов следует искоренять в обществе. Изолировать. Травить. И делать это публично. Самое страшное в Южной Корее – стать изгоем. Считай, твоя жизнь закончена.

Имеет место быть стигматизация (клеймение, навешивание социальных ярлыков) по отношению к лицам с психическими расстройствами. Обычно, психическое заболевание воспринимается, как исключительно наследственное, неизлечимое, недоступное пониманию и опасное.

      Как правило, психически здоровые члены общества не считают людей с психическими расстройствами равными себе. Если о наличии в семье душевнобольного родственника знают окружающие, они ограничивают контакты с членами этой семьи, причём такая изоляция может сказываться и на последующих поколениях. Распространённое заблуждение – люди с психическими расстройствами всегда опасны для общества. Хотя на самом деле люди с психическими расстройствами не агрессивны. Случаев агрессивного поведения среди них столько же, сколько и среди здоровых особей.

Дискриминация имеет быть в любом современном обществе, но именно в станах Азии она на особом, социальном уровне. Там осуждение бунтарей и «особенных» людей носит масштабный, коллективный характер. Помните, как в фильме «Аватар»?  Комплексная культура, основанная на глубокой духовной связи с природой, друг с другом и с божеством, называемым Эйва. Вот так и корейцы, создали себе общественное коллективное взаимодействие по схожей модели. Вот только их «духовная» связь друг с другом основана на социальном контроле всех и вся. И их божество – общественное порицание тех, кто отличается, выбивается из установленных границ.

Именно это и является основой в сюжете дорамы. Сценаристка Чо Ён вытащила эти проблемы общества и показала, как может быть, если отступить от догматов, въевшихся не только в жизнь, но и в кровь целой нации.

Мы пришли за счастьем!

 

Как много тех, кто боится быть счастливым. Но недостойных счастья в мире просто не бывает. Людям важно просыпаться с мыслью, что в душе жива надежда, что нельзя сдаваться и опускать руки. И когда кто-то согревает душою – это, значит, что счастье всё-таки бывает. Ведь, когда встречают добрые улыбки, то о своих проблемах забываешь на время. Стоит лишь остановиться, оглянуться и присмотреться. Вдруг в чьём-то сердце есть заветная дверца к счастью. Надо просто отринуть страх и постучаться в эту дверь. Пусть сначала робко, но, может быть, с той стороны услышат, повернут ключ, отопрут замок и распахнут дверь. И вот оно – счастье. Надо только суметь его найти.

Незамысловатый сюжет, поведанный нам за гранью фантазии. Место действия – психиатрическая больница «Всё в порядке». Почему за гранью фантазии? Потому что авторы истории показывают, что быть «особым» человек вовсе не стыдно. Стыдно, быть закостенелым хейтером.

«Давным-давно в замке, который был скрыт в дебрях тёмного леса, жила маленькая принцесса. Она была красивой, но печальной. А всё потому, что её родители были странными и жестокими людьми. Они никогда не испытывали счастья и не умели дарить теплоту души.  Мама – сумеречная ведьма с запада, которая хотела слепить из девочки свою точную копию. И папа – не монстр, и не чудовище, а намного страшнее – равнодушный человек. Он делал вид, что не замечает, как его жена-ведьма ранит и калечит душу их дочери.

Так бы и выросла принцесса очередной ведьмой, если бы однажды она не встретила маленького мальчика, который в порыве страха и усталости пожелал смерти своему «особому» старшему брату. Принцесса спасла мальчика. Но об этом узнала её мама-ведьма и наложила смертельное заклятье на маму братьев. Отец принцессы, испугавшись своего малодушия, расправился с женой-ведьмой и попытался избавиться от дочери-принцессы, но лишился разума.

Братья испугались и убежали. Маленький мальчик «потерял» своё лицо. Его «особый» старший брат запер себя в «коробку». А маленькая принцесса стала пустышкой. Так прошли год за годом. Замок опустел и покрылся паутиной и патиной. Братья и принцесса выросли, но так остались мальчиком без лица, принцессой пустышкой и  «особым» старшим братом в коробке.

Вновь встретившись, принцесса заманила в свой замок старшего брата с «особенностями» и стала ждать, когда «мальчик без лица» постучит в ржавые ворота её замка. Ведь эти ворота, может быть, и есть та самая дверца к счастью, в которую следует постучать, даже если страшно и привык убегать. И судьба опять свела их в заброшенном замке в тёмном лесу. Чтобы один, наконец, смог найти своё «потерянное» лицо. Второй выбраться из старой коробки, в которую заточил себя добровольно. А принцесса сбросила броню, которая звенела при каждом шаге и открыла своё сердце навстречу счастью».  

Удивительная дорама. Она похожа на исцеляющий отвар для израненных душ. Для каждого героя в истории, главного или второстепенного, был найден идеальный рецепт от его болезни. Для одиноких потеряшек в этом мире нет ничего полезнее, чем люди, которых можно назвать семьёй. И кровное родство в этом рецепте отнюдь не самый главный ингредиент в составе исцеляющего лекарства. Тепло семейного очага может отогреть самую замёрзшую душу в промозглом одиночестве.

Резонансная история, которая не только вытаскивает на свет социальные проблемы закостенелого «больного» современного корейского (и не только) общества, но и «выписывает» подробный рецепт для лечения этого заболевания. Болезнь застарелая и заключается в осуждении и травли людей, которые отличаются. «Особых» людей. Разрушать намного легче, чем создавать. Отбирать проще, чем дарить. 

Работа, не побоюсь этого пафосного слова, была проведена масштабная. Детально прописанные персонажи. Клишированный сюжет, показанный под другим углом. Все возможные канонизированные штампы, которые легли в основу истории в новом «прочтении». Бесподобная операторская и режиссёрская работа. Талантливая актёрская игра. Грамотная работа сценариста. Изящная работа костюмеров и отличное музыкальное сопровождение. Умело расставленные акценты. Удачно подобранная атмосфера в стиле сказок братьев Гримм в современной интерпретации. Отличные диалоги. Всё это – пазлы, сложенные с любовью создателями истории в жизнерадостную картинку «Мы пришли за счастьем», на которой пусть иногда с неба и проливался дождик непреодолимых преград, но потом снова выглядывало тёплое солнышко. Потому что непреодолимых преград не бывает. Бывают непреодолимые заблуждения в умах людских.

Картинка получилась без изъяна. В дораме показали, как привычные в реальности осуждение, порицание и гонение, которые приводят к трагическим последствиям, можно и нужно заменить милосердием, добросердечием, добродушием и любовью. И вот оно – лекарство от болезней искалеченной души и сломанного разума. Не зря, ещё с давних времён, болезни разума называли душевным расстройством. Ведь оно и правда, когда расстроена душа, то и разум не в порядке.

Авторы дорамы предлагают новые установки в общении с людьми, которые отличаются своим «особым» мироощущением от нас. Обычных. Условно здоровых. Они словно говорят – Попробуйте! Попробуйте не иронично усмехаться и презрительно шептать в след, цинично осуждать и злобно травить, а улыбнуться. Приласкать. Подарить душевное тепло. Протянуть руку помощи. Отнестись  сочувствием. Вкусно накормить. Приютить. Обогреть. Человечность – это не панацея от всех болезней разума и души. Но это первый этап к исцелению. Ведь те, кто смотрит  на «особых» людей с осуждением и презрением, тоже «больны». Хронически. Бездушием и чёрствостью.

Герои полюбились. Ненастоящая настоящая мать в исполнении любимой аджуммы. Главврач психиатрической больницы, который выписывал своим пациентом свои индивидуальные рецепты. И удивительное дело – они работали! Претендент на роль ещё одного брата главного героя – милаха Джису. Простоватый, но обаятельный директор издательства. И его хитрая девочка-лисичка помощница. Плакса-медсестра с грустными глазами и отличными знаниями корейской нецензурной брани. Даже главная антагонистка не вызывала ненависти. Её было жаль. Она  пример того, что не все болезни разума можно излечить, подарив семейное тепло и любовь. Но ведь и болезни разные бывают, и лекарства от них подбираются, согласно, поставленного диагноза.

И самые невероятные – тройка главных героев. Сан Тэ – старший «особенный» брат в коробке. Ган Тэ – тот самый мальчик, который «потерял» лицо. И Ко Му Ён – принцесса-пустышка. Какие же колоритные и нестандартные персонажи получились у сценаристки. И как же незабываемо их воплотили на экране О Чжон Се, Ким Су Хён и Со Йе Джи. О Чжон Се, была б моя воля, не отходя от кассы, вручила Оскара. Бесподобное единение с персонажем и стопроцентное попадание в роль человека с диагнозом аутизм.  Ким Су Хён и Со Йе Джи, лично для меня, стали самой «химичной» парой года. И даже вездесущий олень не смог этому помешать.

Очень понравилось, как сценаристка обыграла общение между Му Ён и Сан Тэ. Именно то, что надо. Му Ён, в силу собственного душевного раздрая, с первой встречи воспринимает Сан Тэ, как взрослого и здорового человека. Если брат всячески заботился, притворялся и делал вид, что «всё в порядке», то девушка сразу выстроила отношения как по Фрейду. Да, именно так и надо воспринимать людей, которые «живут в своём особом мире», как равных себе. Не унижая. Не делая ненужных поблажек. Вероятно, именно это и позволило Сан Тэ впустить в «свой мир» чужака – Му Ён. И не просто приоткрыть дверь в свою жизнь, а распахнуть и пригласить войти. Не сразу. Робко приотворяя. А потом и беря под крыло.

Герои стали семьёй. Настоящей. Со своими странностями, особенностями, проблемами. Но они счастливы только от того, что вместе и каждый – это надёжное плечо друг друга. Ведь никто из нас не идеал. Все мы со своими «изюминками», только надо найти того самого человека, своего, который будет любить тебя со всеми достоинствами и недостатками.

Все мы хотим, чтобы в нас кто-то нуждался, и все мы в ком-то нуждаемся. Несмотря на то, что каждый из нас принадлежит только себе, нам жизненно необходимо разделить себя с кем-то родным и близким.

Каждая «страшная» сказка в дораме – это история из жизни героя. Отражение внутренней боли, усталости, борьбы с внешним миром. И вера, что кто-то услышит твою боль через призму сказочной истории. И надежда, что, нет, не пожалеет, а протянет руку помощи. Поймёт. Они, эти «страшные» сказки не только о них. Они и о нас с вами.

Финальная борьба с ведьмой с запада – это долгожданное освобождение из тёмной и зловонной темницы разума. Взросление персонажа, осознание собственных желаний, стремление изменить жить – Живи так, как тебе хочется! Без оглядки на тех, кто так и не понял, и не принял, и всё так же строчит гневные комментарии, изливая своё недовольство на тех, кого в народе называют бунтарями. Освободись от социальных оков и посмотри на мир другими глазами. Потому что улыбка близких – это тоже счастье…

Однозначно – в любимые!

Автор: Янтарина Снежная
Аватар Янтарина Снежная
Все отзывы Янтарина Снежная 46
Все отзывы на It's Okay to Not Be Okay
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 12.08.20

Меню