Оцените отзыв
«Как далеко
ты дошел? – поется в детской песенке. – До самого конца дороги…»
Прежде чем
дойти до самого конца дороги с героями этого фильма, придется вместе с ними
блуждать по мшистым камням в покрытых лесом горах, под проливным дождем, при
раскатах грома, а также посещать старые гробницы, тревожа покой мертвецов,
участвовать в ритуалах шаманов, не всегда безобидных, и наблюдать за
головокружительными схватками противников, обладающих сверхъестественными
способностями… придется погрузиться в их мир – мир страшной сказки, запутанной,
завораживающей, с неожиданными поворотами сюжета, причем все происходящие
события с дотошной подробностью рассматриваются с точки зрения всех действующих
лиц, и каждый любит и страдает, и любовь эта огромна и беззаветна, а страдание
превышает всякую меру, и каждый готов пойти на жертвы, однако дело заключается
в том, что эти жертвы допустимы и оправданы, только если они личные, не
затрагивающие больше никого.
Ради спасения дорогой жизни можно отдать свою жизнь, но не
чужую. В противном случае благородный поступок превращается в свою противоположность,
становится отвратительным и вызывает ужас и отторжение.
На наших глазах происходит и то, и другое, и отчаянные
усилия, способные, казалось бы, горы сдвинуть, все равно не в состоянии
изменить финал, закономерность которого обусловлена самим ходом действия. Жертвоприношения
приводят к неожиданным результатам, переселение душ препятствует изощренным планам мести, ошибки и преступления множатся, кровавое море захлестывает, и спасения нет
ни для кого. Да и помощи ждать неоткуда.
ОХОТНИК, посвятивший
себя защите мира от монстров, плохо разбирается в проблеме (не удивительно, что
сам становится добычей). МАГИСТРАТ использует служебное положение в личных
целях, корысти ради. ШАМАН, озабоченный продлением своего омерзительного
существования, норовит извлечь выгоду в виде доведенной до нужной кондиции
печени из любого конфликта, так что про него и говорить нечего.
При этом имеются намеки на некую горестную историю в
прошлом, когда погибла женщина, а ее сын лишился дара речи, и прежняя трагедия
бросает свою темную тень на трагедию новую, давая понять - ужасные вещи здесь
не новость, что, понятное дело, отнюдь не обнадеживает.
Поскольку же часть персонажей – создания мифические, попутно
приходится еще раз поразмышлять на тему о том, кто является демоном в большей
степени – тот, кто принадлежит к демоническому миру, но никому не причиняет зла
без нужды, или тот, кто, гордясь званием человека, изменяет человечности и
внутренне превращается в зверя.
Действие
киноповести обладает своеобразной динамикой: нельзя сказать, что все стоит на
месте, но в то же время присутствует некоторая затянутость, однако данное
положение вещей служит скорее на руку повествованию, поскольку в конце концов
создается ощущение изнурительного, бесконечно длящегося кошмара, из лап
которого невозможно высвободиться ни героям, ни зрителям.
«Как далеко ты дошел?» - вопрошает снова и снова песенка, и
напев ее становится тем более зловещим, чем бесхитростнее и безобиднее звучит,
и бубенчики, которые должны отгонять злых духов, звенят слишком тихо, а
светлячки, пойманные на цветущей полянке возле реки, уже разлетелись.
Каждая сцена
разыгрывается обстоятельно и подробно вплоть до мелочей, с одной стороны, позволяя
актерам проявить все свое мастерство, а со стороны другой являясь проверкой
этого мастерства, так как времени присмотреться к их игре достаточно. Своего
рода экзамен, который каждый из них выдержал с блеском, показав все градации
состояния своих героев, в разных условиях и с учетом происходящих с ними
метаморфоз, причем до того убедительно, что наблюдать за этим иногда становится
нестерпимо и хочется отвернуться, не вглядываясь больше в потаенные закоулки
мятущихся душ, высвеченные вспышками грозовых молний, когда не остается ничего
скрытого, и все становится явным.
Знатный ГОСПОДИН (исполнитель роли - Чан Хён Сон), ставший
покровителем кумихо после ее незадачливого мужа-пьяницы, представлен как неплохой
по своей сути человек, которому, однако, не хватало силы характера, чтобы не
баловать детей без удержу и противостоять напору старшей супруги, а также
недоставало и критической оценки тех шагов, которые он совершал под влиянием
скорее чувств, чем разума. Нежность к ребенку, увлечение женщиной, колебания и
сомнения, жестокость вместо прежнего добродушия, овладевающее безумие, – все
это подано так, что веришь каждому слову, жесту и взгляду. Это очень сильная
работа, до дрожи и восхищения.
КУМИХО (актриса Хан
Да Гам), чей красота кажется призрачной в лунном свете, наводя на мысль о том,
что это создание не от мира сего, неотразима в обоих своих образах -
очаровательной женщины и хищной лисицы-оборотня. Ее глаза завораживают, будучи
то черными, словно ночь, то ярко-золотыми… великолепно.
Скоро становится понятно, что возможности, которыми она
обладает, преувеличены ее врагами, как и исходящая от нее опасность. Вступая в
сражение, она получает раны, прибегая к хитрости, не может обойти все ловушки,
и вообще ведет тяжелую жизнь, находясь между двумя мирами, будучи чужой и
ненавистной и для зверей, и для людей.
Между тем именно с кумихо наибольшим образом связана
тема ЛЮБВИ в лучшем, высоком понимании, поскольку для
нее потребность любить превышает потребность быть любимой. Недаром ей суждено
было пробудить чистое горячее чувство в сердце хорошего мужественного человека,
оставшегося верным ей до самого конца, до самой смерти.
Даже пережив неимоверное горе от потери своего ребенка, она не
может расправиться с виновницей всех бед, ведь это тоже дитя, нуждающееся в
заботе матери, в свою очередь признавая ее право на ненависть, со всеми
вытекающими.
Актерский
состав наполовину состоит из ЮНЫХ АКТЕРОВ,
уверенно конкурирующих со взрослыми, что является особенностью и
достоинством фильма.
Со Син Э, здешняя круглолицая звездочка, представившая худшую из всех избалованных
принцесс, Чжо Ок, вызывает своей игрой сильные эмоции, то демонстрируя
надменность и грубость, то умирая от болезни, то перевоплощаясь в свою противоположность
и порой, в процессе бурных объяснений, не только доходя до истерики сама, но и
доводя до нее же окружающих.
Ён И (исполнительница - Ким Ю Чжон) – светлая, талантливая
маленькая красавица-лисичка, «хрупкая, словно цветок лотоса». Ее уход разбивает
сердце влюбленного в нее юноши (актер Ли Тхэ Ри, здесь ему 16 лет), и слезы из
этих глаз остаются в памяти неизбывностью печали.
Детская любовь, которая уже и не очень детская, к тому же
перерастающая в любовь всей жизни, кажется недостаточно правдоподобной, но в те
давние времена люди взрослели рано, торопясь и жить, и любить.
Обещание новой встречи в будущем, вероятно, после
перерождения Ён в новом обличье, когда две половинки сломанного украшения снова
соединятся, - это обещание, при всей своей эфемерности, подобно светлому лучику,
тем более значимому, что таких лучей, выводящих за пределы мрачного наваждения,
в мире, населенном чудовищами, совсем немного.
А песенка
звучит себе, задавая один и тот же вопрос, не слишком задумываясь над ответом:
«Как далеко ты дошел? До колодца, до перекрестка, до самых восточных гор…» Звенят
магические бубенчики, и вспыхивают янтарно-золотым огнем глаза кумихо.
Дата публикации: 26.12.20