Лично мне писать рецензию на фильм "Паразиты" довольно просто. Но не потому, что фильм прост, как раз наоборот. Для начала, я знала, о чем фильм. Также я сама не так уж далека от "паразита" на данный момент. И, как бы претенциозно это ни звучало, мне показалось, что фильм "распробовали" далеко не все.
Разумеется, как и одногодка "Джокер", этот фильм является злободневным, это слепок тенденций в обществе и ответ на них. И это радует - сценарии отвечают на тренды. Но многочисленные детали фильма говорят о том, что история эта шире, чем позиционируется во встреченных отзывах и описаниях. Возможно, фильм стоит пересмотреть несколько раз, чтобы увидеть детали и намеки автора.
Пон Чжун Хо, безусловно, заслужил все награды за режиссуру. Потому что именно его вклад здесь основной. И это видно. Каждый зритель прав в своей интерпретации увиденного, но режиссер намеренно создал всё именно в таком виде.
Первое, что бросается в глаза, - это легкость. Легкость происходящего. Конечно, зритель понимает происходящее, но всё то, что творится, хорошо описывается в конце.
"До сих пор тот день кажется мне ненастоящим, всё это похоже на сон".
Да и вообще сцена кульминации на барбекю снята достаточно сюрреалистично, размыто. Ну, знаете, как в боевике - отшвырнул одного, застрелил второго и побежал. Все происходящие вещи не кажутся ужасом. Весь ужас зрителя переключается на осмысление мышления человека. Не только Ким Ки Тхэка (отца), но и мистера Пака.
Это кажется очевидным, фильм ведь о социальном неравенстве. Но и это тоже неверно. Режиссер, словно заботливая мама миссис Пак, присматривается к каждому из героев. Каждый из них показан и с хорошей, и с плохой стороны. Таким образом я бы хотела поставить под сомнение вообще то утверждение, что фильм является социальной драмой. Точнее, что это не основной жанр. Мне кажется, что это просто драма, драма между человеком и его демонами.
Вообще же я бы очень не рекомендовала воспринимать этот фильм как историю вот этих конкретных героев. На такую мысль меня натолкнул персонаж Пак Со Джуна. Это единственный реально второстепенный персонаж с репликами. Но и его тоже можно назвать паразитом, если применит тот или иной фильтр. Ведь мы о нем ничего не знаем.
Да, кажется, что главная мысль фильма - это знать своё место и радоваться мелочам. Но образ таракана не вяжется с человеком и обществом. Хотя это именно то, что читается на поверхности фильма.
Второй важной составляющей фильма являются детали и иносказания.
Мне очень понравился символ подвала и лампы. Я подумала о древних временах и религии, о концепции греха. Хозяин дома становится этаким божком (тут стоит задуматься о том, не имел ли в виду режиссер что-то ещё, когда показывал иностранца - хозяина дома? преклонение перед западными тенденциями в обществе?).
А финал и его связь с подвалом является ключевым моментом. Чем же так привлекателен подвал для персонажей фильма? Разве тюрьма не лучше?
И вот, анализируя это, приходишь к выводу, что подвал олицетворяет жизнь вообще. Замкнутость мышления и человеческого сознания. Нежелание выйти за рамки, вера в предопределенность и стереотипы.
Я думаю, что в фильме важна не столько концепция своего места в жизни, а концепция мышления. Важно не то, что делают герои, а что думают. У каждого персонажа есть что-то хорошее, за что можно зацепиться в жизни, но почти никто этого не делает.
Я убеждена, что основной посыл фильма в том, что нужно смотреть на светлую сторону происходящего вокруг. Это простой и часто встречающийся посыл, но именно он объясняет каждого героя.
Кстати говоря, восприятие зрителями этого фильма тоже говорит о многом. Фильм, конечно, не без криминала. Но разве в нем все плохие? Дочка семейства Пак, такой скромный персонаж, появляется редко, да метко. Возможно, герой Пак Со Джуна и спорный, но он не просто так говорит о своих чувствах и не просто так беспокоиться о ней. А её чувства к герою - разве не символ добродетельности?
Так что фильм в каком-то смысле фильтрует и зрителя. Думаю, "Паразиты" могут многому научить, а внимательного зрителя заставят задуматься.
Что же, хоть рецензия и вышла сбивчивой, но я хотела донести несколько основных замечаний. Это фильм не просто о социальном неравенстве. Слово "паразит", конечно, не изменишь. Но всё же главные паразиты - это те мысли, что разъедают самое ценное, самое человечное в нас.