Отзыв на дораму Ainu Mosir

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

   Этот фильм - один из самых спорных и неоднозначных, встреченных мною на сайте.
   Сюжет построен на реалиях жизни современной деревни айнов.
   Айны - древняя народность, населявшая Японские острова. Жили они и на Сахалине, и на Курильских островах. У айнов были крайне сложные отношения с японцами, которые, многое взяв от айнов, вытесняли их, угнетали. 

    Канто живет в туристическо-показательной деревне айнов. Ему всего 14 лет, он учится в школе, играет в местной группе. Канто стоит на пороге самоопределения. Кем ему быть, японцем или айном? Где ему учиться, в деревне или уехать в город? У Канто нет отца, а мать держит магазин промысла айнов. Чтобы поддержать мальчика, друг его отца, человек из круга старейшин деревни, начинает посвящать Канто в саму суть народа айнов. Поначалу Канто с радостью принял эти традиции, но однажды совет старейшин решил возродить один из самых старых обычаев - иоманте. И вот тут собственные метания Канто отошли в сторону, потому что он столкнулся с настоящей морально-этической проблемой. Что может быть серьезней, чем выбор между жизнью и смертью?

     Этот фильм начинается и продолжается до середины, как будто любительская съемка туриста. Незамысловато, довольно однообразно. Но это своего рода трамплин. Некоторая монотонность позволила событиями финала максимально захватить внимание зрителя. И полностью вникнуть в серьезную дилемму, которая сложна не только для подростка, но и для взрослого.

     Айны той деревни живут на границе между современным и древнем миром. Они не японцы, но уже и не те древние айны. Жизнь в туристической деревне для них - способ заработать. Такие места - явление международное и повсеместное. Кажется, что это жизнь обычной туристической деревни, которые в большом количестве разбросаны по миру, но японцы не были бы японцами, если бы не вложили в фильм серьезный смысл и размышления.

     Айны помнят о том, кем являются. Обряд иоманте бесчеловечен и непонятен для современного человека. Суть обряда - ритуальное принесение в жертву бурого медведя (рыбной совы или косатки), их дух должен стать духом предков. Древние айны не считали этот обряд выражением жестокости (критиковать древних современный человек не имеет никакого права, все родилось из обстоятельств и правил жизни, которых современный человек не испытал), скорее, наоборот, особой милостью, это в фильме дается понять, но принять такой взгляд современному человеку практически невозможно. Мир слишком изменился. Так что с одной стороны, намерения айнов понятны и даже благородны - возродить утраченный дух народа, но с другой, издревле обряды обращения к богам носили другой характер, просили о гораздо более серьезных вещах: дать хороший урожай, тем самым выжить; усмирить стихию - выжить, победить в войне - выжить. Но может, возродить дух народа - это тоже способ дать ему выжить? Как совместить прошлое и настоящее? Имели ли право те, кто пользуется всеми благами современности, те, кто уже не одним поколением живет в современном мире, так поступать с беззащитным животным? Что это, вера или особо циничная жестокость? Эти вопросы каждый зритель должен решить для себя. Как факт стоит принять, что когда-то запрещенный обряд совсем недавно стал снова разрешенным по причине его религиозной принадлежности. Правильно это или нет, также сложный вопрос. Невероятным кажется тот факт, что возрождая обряды древних эпох, а значит, жестокие и малопонятные в силу духа времени, айны стараются со всем уважением и почитанием относиться к природе и животному миру. Вот такое сочетание.

   Режиссер многогранно показал глубину потери и попытки айнов найти себя среди японцев, среди мира. С одной стороны, песни, промыслы, воспроизведенные с максимальной точностью, с другой, караоке в баре и традиционный пир, постепенно перетекший в банальную гулянку.
Традиции художественной резки по дереву, плетения, народные напевы соседствуют с современной мебелью, видеомагнитофонами. Современная гитара и тонкори, древний струнно-щипковый музыкальный инструмент айнов. Катер на современном моторе с туристами и мать Канто, развлекающая их игрой на муккури (варган). Традиционные расшитые накидки и головные уборы из плетеной соломы и банальный современный спортивный костюм
"- Вы прекрасно говорите по-японски!" - восхищается турист матерью Канто.
"- Я упорно училась." - отвечает она с совершенно серьезным лицом.

    Фильм немногословный, со своим символизмом. Как тот финальный штрих - сидящая на вершине высокого дерева сова, также раньше иногда приносимая в жертву вместо медведя.

     В фильме очень мало действующих лиц, некоторые источники утверждают, что играли в фильме не актеры, а действительно жители деревни айнов.

    Этот фильм сложно рекомендовать всем и каждому. До половины он простоват, вторая часть - это драма в полном ее понимании. Но все же такие фильмы нужны. Мир уже долгими годами стремится свести все к среднему роду, обезличенности во всем, начиная с внешности, заканчивая однотипностью взглядов и мышления. Утрачивается уникальность. У кинематографа большая сила влияния, поэтому хорошо, что иногда снимают фильмы, где надо думать, надо встряхиваться, надо искать свои ответы, а самое главное, не забывать, кто мы такие. 

     Для тех, кого заинтересует тема айнов, хочу напомнить еще об одном фильме. "Давший имя Хоккайдо", его сюжет о путешественнике и географе Мацуура Такэсиро (1818-1888), совершившего многочисленные экспедиции на Курильские острова, Сахалин, Хоккайдо, поднявшего проблему вырождения айнов.
Автор: lilitana1
Аватар lilitana1
Все отзывы lilitana1 124
Все отзывы на Ainu Mosir
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 13.03.21

Меню