Нет повести прикольнее на свете, чем история кланов Тайра и Минамото на Диком Западе.
Собственно, само по себе сочетание Шекспира, войн в средневековой Японии и Дикого Запада уже вызывает интерес.
Небольшое отступление. Когда на улице непонятная погода, сердце не знает, куда метнуться, чтобы успокоиться, как говориться, "И дождь идет, и голова болит, и какой-то бегемот к попе прилип" - в такие моменты хочется чего-то особенного, чтобы душа развернулась и не сворачивалась. Садишься за комп, начинаешь искать, что бы такого посмотреть.
Я: Исторические сериал?
Душа: Будет грустно.
Я: Легкую романтическую дораму?
Душа: Своих соплей с сахаром хватает.
Я: Треш и кровища?
Душа: Тебе в жизни проблем мало?
Я: Такаси Миике?
Душа: Да-а-а-а!
Никогда не было так, чтобы Такаси Миике не доставил моей душе того самого удовольствия, когда летишь, как на американских горках, от романтических слез до гомерического хохота. И кажется, что ты псих в биполярным расстройством, у тебя маниакальная фаза в считанные секунды сменяется депрессивной. Но резкого отторжения такие переходы не вызывают. Его поток сознания утаскивает меня за собой, как водоворот, а потом.... главное, начать снова дышать.
Помимо идеально собранной динамики фильма есть еще множество головоломных печенек, из-за которых потом пересматриваешь не раз - и находишь что-то такое, чего не заметил. Такого количества пасхалок, идеально вписанных в сюжет, нет ни у одного автора.
Жанры? Возникает ощущение, что одновременно смотришь три-четыре отличных фильма. Хотя жанры-то трудно совместимые, связанные тонким стебом над спагетти-вестерном. Настолько тонким, что это даже стебом назвать неуместно: режиссер просто находил какую-то мелочь, улыбался, глядя на нее и показывал зрителю: "Вот тут среди грязи и боли есть что-то, приятное глазу."
Декорации... в принципе, в парке Голливуда уже есть египетские пирамиды, соседствующие с космическим флотом джедаев. Но это парк. А у Миике в его вестерне вполне органично сочетаются средневековая японская архитектура и интерьеры с городским пейзажем Дикого Запада. И совершенно естественно выглядят индейцы с лицами самураев.
Знаменитая японская созерцательность. Шекспир в средневековой Японии где-то в Неваде? Легко. Впрочем, Шекспира в Японию пригласил еще Акира Куросава, и это ему удалось более чем. Но Миике не просто пригласил. Он написал стихотворение об Алой и Белой Розе, в котором нет ни слова - только лепестки, медленно парящие в кадре.
Танцы. С танцами у режиссера, видимо, какие-то свои, странные отношения. Помню, как я была впечатлена танцем красного оттенка во "Взрывной любви". Здесь танец... напомнил шаманство Сальмы Хайек у Роберта Родригеса. Но тут уже не шаманство, тут была душа наизнанку в переносном, в потом и в прямом смысле.
Стеб. Сколько пересматриваю фильмы Миике, столько задумываюсь - а стеб ли это? Ну да, для тех, кто не совсем понимает логики режиссера, лучше использовать это слово. Иначе как понять клоунаду Тарантино или аплодисменты разрубленной голове. Но над стебными моментами у других режиссеров я не смеюсь, я их просто понимаю и оцениваю. А здесь - именно смех. Смех над смертью и болью, не злобный или саркастический - просто смех, который делает жизнь проще.
А еще, пересматривая вчера этот вестерн, я задумалась о том, что в исполнении Такаси Миике неплохо бы выглядела "Темная башня" Стивена Кинга... ну, если убрать львиную долю стеба. По крайней мере, у него стрелки, даже если это средневековые японцы в постапокалиптической одежде - это стрелки, а не актеры, держащие в руках муляж пистолета. И с жанрами Миике играть умеет, как никто...
Но вот печаль: вряд ли Миике и Кинг договорятся. А я бы посмотрела японскую "Темную башню" и даже простила бы Роланда-самурая.