Оцените отзыв
"Я рассказал закату о тебе": новый уровень тайского кинематографа
(Внимание: в рецензии могут содержаться спойлеры, в той или иной степени раскрывающие сюжет. Не рекомендуется к прочтению, если вы еще не смотрели сериал или не любите спойлеры)
Тайский кинематограф - по крайней мере, его телевизионная часть, - довольно специфичен и для неподготовленного зрителя кажется странным, временами даже отталкивающим. Помимо необычного звучания тайского языка, который, как я уже отмечала в другой рецензии, работает на сильно напряженных связках и в некоторой степени искажает голос говорящего, новичкам чуждыми могут показаться несколько моментов: актерская игра, обилие рекламы (причем не скрытой, как многие привыкли видеть в тех же корейских сериалах, а довольно прямой), повторяющиеся из раза в раз сюжетные клише (студенты-инженеры, совместное проживание, забытые и потерянные друзья детства, дождь), постоянно дергающаяся камера и странные углы съемки, местами не менее странный постпродакшн (рваный и не совсем логичный монтаж кадра и звука, однотипная цветокоррекция, не совсем логичный саундтрек). По крайней мере, эти элементы я смогла отметить, посмотрев несколько лакорнов в категории "яой". Затем вспомнила свои попытки ознакомиться несколько лет назад с "Озорным поцелуем" и "Полным домом" и поняла, что эти же черты есть и в гет-сериалах. То есть все перечисленное выше свойственно тайским сериалам в принципе, а не продуктам отдельного жанра. На их фоне вышедший в 2020 году пятисерийный лакорн "Я рассказал закату о тебе" не просто выделяется, а сияет огромным солнцем среди тысячи звезд. И такое положение, на мой взгляд, ему позволяет занять не только содержание - рассказанная история, но и форма, выполненная идеально, без нареканий - так, что сериал однозначно можно отнести к категории "искусство".
История, раскрытая в этом сериале, на первый взгляд кажется обычной. Все пять эпизодов сосредоточены на развитии отношений между двумя главными героями: друзья детства, ставшие в итоге соперниками на пути к общей мечте и в то же время влюбившиеся друг в друга. Казалось бы, это довольно типичный сюжет для многих тайских лакорнов, причем даже в той его части, где один из героев мучительно долго пытается принять свои чувства к другому и так внезапно раскрывшуюся новую сторону сексуальной ориентации. Во многих сериалах категории "BL" - и тайских, и тайваньских, и даже корейских - можно встретить похожий сюжет: один парень влюбляется в другого, пусть раньше и был "по девочкам", и либо довольно долго принимает свою бисексуальность, в итоге с ней примиряясь, либо идет на этакий компромисс "мне не нравятся парни, я люблю только его" (практически слово в слово так говорит Хаотин в "Его истории 3: сделай наши дни важными").
Однако принятие чувств к О-Эу у Тэ показано гораздо интереснее, динамичнее, ярче. Если раньше у меня возникали вопросы к похожим на него персонажам - как ты так быстро с этим смирился, если раньше был открытым гомофобом (вопрос к Тайпу), как принял наличие у себя чувств к парню (воспрос к Тайну и Юй Сигу), - то здесь у меня этих вопросов не было: я видела, как страдал от собственных чувств Тэ, как его ломало, как он одновременно тянулся к О-Эу и при этом стремился сохранить свою "нормальность", строя отношения с Тан. Я видела, словно под лупой, как все его попытки причиняли боль и ему самому, и О-Эу, и Тан, да еще и рикошетом били по Бассу, который в принципе не заслужил полученную в итоге боль. То есть создатели лакорна сделали акцент не на факте отношений как таковых, а на пути героев к этим самым отношениям. Со стороны Тэ это были болезненные, изматывающие попытки признать собственные чувства, принять новый аспект своей сексуальности и смириться со всем этим, со стороны О-Эу - осознать тот факт, что, возможно, у него никогда не будет отношений с Тэ. И развитие этого персонажа не менее интересное.
О-Эу - это герой, который уверен в своей ориентации. Он не кричит о ней направо и налево, не кичится и не кидается защищать права ЛГБТ, но и не боится чувств, которые он испытывает к Бассу, а затем - к Тэ. В плане сексуальной ориентации О-Эу устойчив, однако его переживания не менее интересные и ценные, особенно с того момента, как он понимает, что все-таки влюблен в Тэ - своего друга, соперника и гетеросексуала... Метания О-Эу между Тэ и Бассом на самом деле могут быть понятны многим зрителям: Басс нравился ему раньше (О-Эу все еще испытывает к нему теплые чувства), Тэ же нравится ему теперь. Басс - это оплот уверенности (когда он признается в своих чувствах и предлагает О-Эу отношения) и верности, Тэ - это сомнения и неуверенность в себе, но именно к Тэ чувства сильнее, ярче, достовернее. Эти чувства причиняют О-Эу боль и заставляют сомневаться в себе. Наиболее наглядно это продемонстрировано в сцене, где он примеряет женское белье. Нет, он не сомневается в своей половой принадлежности, но он задумывается: неужели Тэ не может любить его, О-Эу, только потому что он не девушка? А если бы он был девушкой?.. Но О-Эу тут же отметает эту мысль, выкидывая белье и удаляя фотографию. Ему больно, потому что это от него не зависит, потому что он такой, какой есть, - и его таким не готовы принять. Постепенно О-Эу смиряется с этим, ведь его чувства к Тэ сильнее. Он готов согласиться на простую дружбу, на общение без романтики, лишь бы быть рядом с ним и видеть его. Он отказывается от собственного счастья с Бассом, потому что понимает: это, во-первых, нечестно по отношению к Бассу, которого О-Эу под конец воспринимает как очень близкого друга, а во-вторых, это самообман. По сравнению с Тэ О-Эу эмоционально более сильный и одновременно более слабый: он отказывается от собственного счастья ради призрачной тени, в то время как Тэ эгоистично и собственнически пытается усидеть на двух стульях: и с О-Эу отношения сохранить, и с Тан попытаться что-то построить.
И все это максимально жизненно, натурально и не романтизированно: здесь нет идеальной сцены признания от О-Эу, нет внезапного счастья у оставленного ни с чем Басса, нет громких заявлений от смирившегося со своими чувствами Тэ, нет надежды на счастье и у Тан. Финал истории в плане отношений между главными героями вроде бы и однозначный - Тэ спрашивает, может дли он стать парнем О-Эу, - а вроде бы и нет, потому что ясно: Тэ, постоянно сомневающийся в себе, неустойчивый эмоционально, эгоистичный, несколько самовлюбленный, может еще не один раз повести себя грубо по отношению к О-Эу, не один раз может пошатнуть его уверенность в себе - хотя бы потому, что в профессиональном плане он не получил желаемое.
Несомненный плюс этого сериала состоит в том, что в пяти часовых эпизодах создатели не стали "разделять" историю любви главных героев и историю их соперничества, а показали это все вместе. При этом их учеба и стремления поступить на актеркий факультет не были просто фоном для любовной линии, а стали полноценной составляющей сюжета. Их соперничество является частью их отношений, потому что именно на нем базировалась сначала их взаимная неприязнь, затем - любовь. Именно общая мечта добавила остроты в их отношения: медвежья услуга Тэ оскорбила чувства О-Эу, стала плевком ему в лицо, очередным ударом под дых, потому что он и сам сомневался в своих силах. Но видеть, как в нем сомневается его друг и возлюбленный, гораздо больнее... В итоге О-Эу добивается того, к чему шел, а Тэ упускает свою возможность. И этот сюжетный элемент интересен по двум причинам.
Во-первых, для гордости Тэ потеря места в самом престижном университете, пусть и по собственной глупости, - сильный удар. Он будет сомневаться в себе и своих силах и при этом, вероятно, будет завидовать О-Эу, который своего добился. Может быть, не явно, не открыто, но будет - уж такое впечатление создает персонаж по итогам первого сезона. А значит, это скажется на их отношениях (и тизер второго сезона показывает, что проблемы у них в отношениях будут, в том числе и из-за профессиональной деятельности).
Во-вторых, это несколько нетипичный шаг в развитии сюжета. Будь это стандартный романтический сериал, этакое легкое развлечение, авторы бы сделали так, что Тэ, несмотря на все свои переживания, сдал бы общий экзамен и поступил бы в тот же университет, что и О-Эу. Однако сценаристы выбрали нетривиальный, более реалистичный вариант: Тэ отказался от места по особому конкурсу, провалил экзамен и потерял свое место. Итог его поступков - это иллюстрация важной жизненной догме: у всякого выбора есть свои последствия. Мы пожинаем плоды собственных трудов. И Тэ придется жить со сделанным им выбором.
На фоне всего этого финал сериала выглядит неоднозначно. Вроде бы Тэ предложил О-Эу быть его парнем. Значит, они вместе? Значит, Тэ принял свои чувства к парню в лице О-Эу, новый аспект своей ориентации? Будет ли у них все хорошо? В то же время Тэ не поступил туда, куда хотел. И они все еще остаются соперниками. Сможет ли он с этим смириться? Или в своих сомнениях снова начнет причинять боль всем вокруг? Такая неоднозначная концовка видится даже более интересной, чем типичный happy end большинства ромкомов: тут есть над чем подумать, над чем поразмыслить. Здесь есть и намек на второй сезон (который, как мы знаем, точно будет). Но гораздо важнее то, что герои лакорна не предстают какими-то однобокими картонными фигурами, они объемные, трехмерные, они все еще переживают и сомневаются, пусть и обрели какой-то кусочек своего счастья. Такой финал является, на мой взгляд, наиболее гармоничным для этого сериала и еще больше приближает его к инди-проектам. Например, мне неоднозначность и недосказанность концовки чем-то напомнила по своему настроению "Оставленных" и "Настоящего детектива", пусть те и находятся в абсолютно другой жанровой категории.
Особое удовольствие при просмотре сериала доставляет не только сюжет и хорошо написанная история, но и ее воплощение - как в актерской игре, так и в работе всей производственной команды. Пожалуй, я могу смело назвать "Закат" первым сериалом, в котором все без исключения актеры играют потрясающе (уже после я посмотрела "Девушку из ниоткуда" и узнала, что все-таки можно найти хороших актеров на тайском ТВ, но здесь стоит сделать пометку: "Девушка" - продукт Netflix, который всегда делает ставку на качественную актерскую игру, а "Закат" - это чисто тайский продукт без вмешательства западных киноделов). Ну, разве что с одним примечанием: Биллкин плачет "слишком". Сцены, где он рыдает, для меня при повторном просмотре показались какими-то излишне утрированными, даже гротескными, переигранными. Но в остальном выступление Биллкина и ПиПи было на высоте. В их мимике и жестах не было напыщенности, вымученности, резкости, излишней милоты или грубости. Там, где требовалась неловкость, они были неловкими (чего только стоит сцена в комнате Тэ, когда О-Эу остался у него на ночь). Там, где требовалась нежность, они были нежными. Причем все эмоции и чувства они играли не только телом, но и взглядом: мало сделать бровки домиком, чтобы показать грустное лицо - нужно чувствовать грусть. И при взгляде на ПиПи зритель может почувствовать его грусть, я чувствовала его грусть, боль, страдания, сомнения, метания - и плакала вместе с ним, потому что я верила его игре и его чувствам. Важно, что и актеры второго плана, даже те, кто появлялся совсем ненадолго, продемонстрировали высокий уровень игры. То есть с точки зрения актерского воплощения сериал получился целостным, единым, словно кусок гранита, но при этом каждый из персонажей выделялся там, где это было необходимо.
Впервые при просмотре тайского сериала я обратила пристальное внимание на его форму, на то, как он сделан с точки зрения производства. И главное, что мне бросилось в глаза, - полное отсутствие рекламы. Возможно, весь сериал можно назвать одной большой рекламой Пхукета, и многие критики не раз отмечали, что в нем потрясающе сохранены и переданы особенности этого региона Таиланда, его самобытность и уникальность. Но я имею в виду постоянную, навязчивую рекламу товаров, которую часто можно встретить в лакорнах. В "Закате" ее просто нет, и это радует.
Следующее, что так сильно привлекло меня, - это операторская работа. Казалось бы, ну кто обращает внимание на работу оператора, угол съемки и так далее? А я вот обратила, причем сама потом этому и удивилась. А здесь на самом деле стоит присмотреться. Заметили ли вы, что в сериале практически отсутствует дрожащая камера? Почти все пять серий она абсолютно статична. Полагаю, камера была на штативе - за исключением моментов на пляже, под водой и во время движения по дороге. А ведь это нетипичный для тайских сериалов прием, потому что в большинстве случаев камера покоится на плече у оператора и где-то слегка, а где-то заметно подрагивает. В "Закате" же даже при съемке движения транспорта камера не дрожала, позволяя сосредоточиться на том, что происходи в кадре. Помимо отсутствия "дрожащей камеры" я также обратила внимание на саму постановку кадра и углы съемки - здесь уже идет совместная работа оператора-постановщика и режиссера. Вы обращали внимание на то, как в кадре расположены герои? На пять серий очень много кадров, когда героев снимают прямо, то есть камера стоит напротив них, по прямой, каждый раз полноценно показывая нам расстояние между героями: они могут стоять близко друг другу, прям в центре кадра, а могут по краям кадра, и тогда пустое пространство между ними наполняется смесью напряжения, невысказанных чувств, сомнений и взаимного притяжения. Посредством камеры и постановки кадра режиссер дополнительно показывает, как развиваются отношения между главными героями: когда они эмоционально близки, а когда отдалились; когда они на равных, а когда один находится выше или ниже другого. В этом сериале камера - не просто способ заснять события и показать их зрителю, но дополнительный инструмент, передающий историю, раскрывающий скрытый смысл и чувства, о которых сами персонажи молчат. При этом качественно выполненный монтаж, без мельтешения и излишнего повторения одних и тех же сцен, позволил сохранить скрупулезно созданное настроение.
При просмотре сериала меня наконец-то не раздражала выполненная явно на стадии постродакшн цветовая коррекция. Характерная практически для всех лакорнов, здесь оранжево-желтая гамма выглядела наиболее правильно, гармонируя и с местом развития событий (солнечный Пхукет), и с названием сериала, и с финальной сценой, снятой на закате. Создалось впечатление, будто все события, вся история стремились к одному моменту, к одной сцене: признанию Тэ на мысе на фоне заката, когда кадр из оранжево-желтых предзакатных цветов окрасился в оранжево-красные, с бордовым, оттенки собственно заката...
Но не только операторская работа заслуживает внимания. Музыкальное сопровождение также находится на высоте. На моей памяти впервые в лакорне саундтрек проработан настолько тщательно и глубоко, а отсутствие типичных популярных песенок стало только плюсом. Частично инструментальный, частично вокальный саундтрек служит не просто фоном, заполняющим пустоту в разных сценах, а еще одним способом передать мысли и чувства персонажей. Для меня наиболее яркой в этом плане стала сцена с Тэ и Тан в саду: Тэ раскрашивает по просьбе девушки цветок, Тан сидит в максимальной открытой позе с явным намеком на что-то. Сама сцена спокойная, расслабленная: Тэ раскрашивает нарочито медленно, Тан сидит в ожидании. Как таковое напряжение отсутствует - нет даже характерного для таких эпизодов быстрого, рваного монтажа с хаотичной сменой кадров. Как же зритель понимает, что здесь есть напряжение? Музыка! Весь накал, вся хаотичность сосредоточены в сумбурной, ускоряющейся, несколько нелогичной мелодии фортепиано, удивительно похожей (метафорично, конечно) на рой мыслей в голове. И эта самая музыка неоднократно - как до этой сцены, так и после - дополняет и передает чувства персонажей зрителю. Важно ли это для сериала? Определенно! Без качественной композиторской работы он был бы уже не таким полноценным. Я бы даже сказала, что сериал вполне мог бы скатиться в пошлую посредственность, выбери его создатели для саундтрека готовые и заезженные поп-песенки.
На самом деле говорить о том, насколько качественно выполнен это сериал, можно бесконечно. Здесь и потрясающая работа стилистов (обратите пристальное внимание на одежду героев, на надписи на ней и на то, в какой момент и что на каждом из них надето), и работа художников-постановщиков (выбранные локации, интерьеры, вплоть до мелких деталей), и качественная режиссура, и отличная постановка кадра, сохраненная при монтаже, и актерская игра. В общем, сериал выполнен без нареканий.
При этом, как было отмечено в СМИ, сериал пусть и поднимает ЛГБТ-тему, но делает это без присущей обычным BL-сериалам оглядки на аудиторию (в большинстве своем женскую), по-настоящему анализирует проблему однополой любви, ее принятия в обществе (вспомните, как Тэ переживал о том, что скажет его мама), а главное, принятие ее самим человеком (в лице Тэ). Это действительно важно, потому что команда не идеализировала и не романтизировала гомосексуальные отношения, как это привыкли делать многие телеканалы, а показала обратную сторону, полную боли, страданий, переживаний, терзаний... Не даром сериал получил множество наград на различных премиях и высокие рейтинги на телевидении - заметьте, при наличии всего одного поцелуя на пять эпизодов! А все потому, что суть не в поцелуях и сценах сексуального характера, а в эмоциях, чувствах и самой истории, на которую работает абсолютно каждый элемент.
На мой взгляд, "Я рассказал закату о тебе" показывает, насколько высоким все-таки может быть уровень тайского кинематографа, раскрывая и актерские, и режиссерские таланты. Сериал, пожалуй, не просто выделяется на фоне других в своем жанре, но в принципе стоит в стороне, задавая новый тон телевидению и поднимая планку качества на труднодостижимый уровень, который придется сохранить даже создателям продолжения этой истории. При этом "Закат" дает надежду зрителям, демонстрируя, что среди однотипных тайских сериалов все-таки можно найти достойные, интересные, качественные работы, не отпускающие еще долгое время после завершения!
Дата публикации: 22.05.21