Оцените отзыв
Предупреждение: данная рецензия — результат полемики на одном небезызвестном форуме в соответствующей теме.
"Странники" обнадеживают - как бы это странно ни звучало.
В них говорится о том, что никогда не поздно встретить родственную душу, с которой и для которой ты лучше, чем ты есть - в том числе и в своих собственных глазах. А вместе вы можете быть больше, чем то, что представляете собой каждый из вас по отдельности. Наедине с родственной душой ты можешь быть более мягким и расслабленным, чем обычно, потому что доверяешь другому как самому себе, потому что готов защитить другого любой ценой и знаешь, что этот человек готов пойти на то же самое ради тебя.
Немного о героях: Вэнь Кэсин - разбитый пазл, частички которого спрятаны в тайниках, а некоторые из них разлетелись настолько далеко, что найти их практически невозможно - они утрачены в прошлом; Чжоу Цзышу - это уже собранный пазл, только у него остались частички в запасе - и благодаря им заполняются пробелы в разбитом пазле Вэнь Кэсина. В "Странниках" вэньчжоу (аббревиатура имен гг - ВКС И ЧЦШ) защищают друг друга от самих себя, защищают свою родственную душу от самоуничтожения. Каждый подвергает себя опасности ради другого, ради их общего мира и ради их общего будущего - в этом и есть суть соулмейта. Каждая их жертва - это акт любви (не имеет значения, в какой плоскости - это совершенно вторично здесь) и доказательство того, что им дорого. И каждый из этих двоих ставит другого превыше всего, в том числе и себя (кажется, я повторяюсь). Вот почему порой они не рассказывают друг другу о своих планах - им просто нужно знать, что при неудачном исходе другой избежит опасности и его жизнь продолжится. И тогда они выбирают умолчание, чтобы не позволить другому рисковать жизнью ради осуществления замысла друга - ведь каждый из них ни на секунду не сомневается в том, что другой последует за ним, забыв обо всем. Но парадокс здесь в том, что каждый из них не колеблясь готов пожертвовать собой в попытке защитить друга от еще большей боли, забывая о том, что нет ничего на свете больнее для них, чем потерять другого.
А еще - только своему соулмейту ты можешь рассказать о своих непролитых слезах в прошлом и в настоящем, о своей агонии, и этот другой не воспользуется моментом, когда в миг откровений спадет твоя маска, а напротив - в любой момент готов утешить тебя, разделив с тобой твою боль. В "Странниках" герои пронизаны чувством вины и боли, страха и сожалений, а также сполна пережитым обоими чувством удушающего одиночества, невыносимого для любого человека. И в этой дораме даже люди с таким невыносимым грузом в душе оказываются способны открыться, поскольку они больше не одиноки: и пусть они не способны унять боль другого,но в их силах разделить свою боль и свое бремя с другим.
Самое интересное - то, как филигранно проработана в ходе развития сюжета смена первоначальных стремлений героев и их желаний. Изначально ВКС преследовал ЧЦШ, стремясь увидеть истинное лицо ЧЦШ за его гримом, а позже ЧЦШ тратит время, которого у него столь мало осталось, стараясь убедить ВКС в том, что в этом мире есть что-то еще, помимо предательства и вражды, и своей открытостью побуждая его открыться и показать себя настоящего. По сути, они как бы меняются ролями - теперь уже ЧЦШ преследует ВКС, но это преследование основано на откровенности, любви, доверии. Как ВКС в начале ждал, когда ЧЦШ снимет маску, так позже ЧЦШ ждет, когда ВКС поделится с ним своей правдой. В конце концов герои постоянно ждут друг друга - ждут момента полного совпадения.
Никогда не поздно сделать правильный выбор. Так, для некоторых зрителей кажется не очень убедительным то, почему история с Чэнлином нарушила все планы ЧЦШ. Так вот. Сначала ему навязали мальчика, связав его клятвой, от которой он по своим моральным принципам отказаться не мог (каким бы он ни был грешником, но у него свое представление о чести, и своих клятв он никогда не нарушал), а потом - постепенно - мальчик стал для него воплощением надежды и возрождения.
В "Странниках" также звучит тема о настоящей радости жизни. Настоящее счастье - в мелочах: в недолгом ужине с вином на двоих с человеком, в присутствии которого ты больше не одинок, как всегда прежде - даже в толпе народа, - теперь есть тот, с кем ты по-настоящему вместе. Счастье в нескольких мгновениях совместной трапезы с вином и дружескими тостами, и даже в моментах молчания вдвоем - когда тишина не давящая, а роднящая. ЧЦШ знает, когда можно быть искренним и вдоволь посмеяться, когда нужно настаивать на правде, а когда молча отступить с улыбкой, когда протянуть руку в разговоре о будущем, а когда пребывать в настоящем - здесь и сейчас. ВКС знает, когда можно заполнить собой всё пространство вокруг - своим смехом, шутками и подколками, художественной декламацией, а когда нужно молчать, когда можно приблизиться, а когда нужно ждать, когда подлечить, а когда достаточно одного лишь скользящего прикосновения. И эти двое - вместе и по отдельности - учатся полагаться друг на друга, постепенно становясь один для другого сильной стороной - надежной опорой и защитой от мира, каким бы сильным каждый из них ни казался окружающим.
Уже в третьей серии Чжоу Цзышу говорит, что проблемы мира сводятся к трем вещам: жадности, ненависти, глупости/одержимости. Говорят, в буддизме это три яда, которые мешают живым существам достичь просветления. И именно вэньчжоу не видят в столь нужном всем вокруг артефакте той ценности, ради которой можно пожертвовать человеческой жизнью, но понимают, что другие считают иначе. ВКС воспользовался этим знанием, чтобы взбудоражить мир Цзянху и натравить друг на друга "героев", лично или опосредованно причастных к его трагедии, а ЧЦШ дает Чэнлину дельный совет: отдать свою часть артефакта жаждущим его заполучить, обезопасив себя от преследований и покушений. Пусть жадных глупцов манит чужое - что с того? Лучше сбросить чужую ношу, доставшуюся по наследству, - пусть другие бьются за это проклятое наследие. И тот совет, который ЧЦШ дал Чэнлину в самом начале, они с Вэнь Кэсином смогли воплотить в жизнь - сумели осознать, что не смогут достичь мира в душе, если будут и впредь распинаться на своих былых невзгодах и зацикленностях; и можно сказать, что именно Вэнь Кэсин и Чжоу Цзышу помогли друг другу справиться со всеми проблемами и избавиться от личного бремени, тяжким грузом давившего на них долгие годы.
В "Странниках" тема искупления грехов и освобождения от груза прошлого играет куда большую роль, чем вся эта скучная борьба за власть, выраженная в суетной и жестокой беготне всех в Цзянху за призрачным артефактом. Вся эта борьба неплохо демонстрирует, как порабощенные своими желаниями люди не видят главного или попросту игнорируют то, что по-настоящему важно: жизнь в мире с собой и с окружающим миром. Оба героя считают себя закоренелыми грешникам: ЧЦШ - его уделом может быть только котел с кипящим маслом в Аду, а ВКС - уровень в Аду, где грешники вновь и вновь переживают свои худшие кошмары на протяжении вечности без права перерождения (специальное место создано для тех, кто совершил любое из пяти страшнейших преступлений: пролил кровь Будды, убил просветленное существо, развратил человека на пути к просветлению или убил родителей).
А еще в "Странниках" показан парадокс всего происходящего в сравнении истории вэньчжоу и предыстории артефакта: плохой человек, отрекшийся от смертоносного оружия, способен достичь просветления, а хороший человек, однажды совершивший роковую ошибку, будет проклят и попадет в Ад. Яркий тому пример: настоящее время - главные герои с руками по локоть в крови и прошлое двадцатилетней давности - идеалист Жун Сюань, собравший вокруг себя молодежь Цзянху и создавший Арсенал.
Все мы - люди разные, у каждого свое мнение и свой вкус, у каждого свои причуды. И "Странники", как и все другие дорамы - не торт, чтобы всем нравиться. Я с вами в полемику вступила ни в коем случае не с целью переубедить - скорее,чтобы выразить свою точку зрения, противоположную вашему мнению. Как я уже ранее говорила, есть множество причин, по которым чьим-то душевным струнам что-то окажется созвучно, а у другого в душе ничего не шелохнется. И нет ничего в этом мире, чего мы ранее не видели, - в самой обыденной повседневности, в литературе, в кино.
***
Что еще хочу подметить. Вы в чем-то правы, когда говорите, что видите в героях юношей, насаженных на булавки и трепыхающихся на них. Но это не результат недоработок или промахов режиссера или сценаристки. Так оно и есть. После произошедшей в далеком прошлом трагедии ВКС остановился в развитии. Он в какой-то мере остался ребенком. Это было обусловлено и пережитой травмой, и условиями, в которых ему потом пришлось жить, - Долина Призраков явно не Диснейленд - не здоровая среда для развития, становления личности ребенка и его нормальной социализации. Он - инфантильный, эмоционально неустойчивый - со всеми "прелестями" этого состояния: полярность чувств и склонность к перемене настроения. ПризнАем, есть в нем психопатические проявления - ну, а как иначе? У него были веские причины для возникновения отклонений в самоидентичности и ее целостности, в становлении самооценки и ее эмоционального компонента - отношения к себе. Он во многом "заморозил" себя и, чтобы выжить, отрастил такие клыки, что потом с ним не многие рисковали потягаться, а те кто его знает - говорят, предшественнику кожу содрал, мало ли что на этот раз сделает. И это еще было при его становлении на вершине "пищевой цепочки" в этом адском мирке. И он ведь из тех детей, кто предпочтет драться при ничтожных шансах на успех, чем в ужасе забиться в угол. В такой вот нечеловеческой обстановке полностью похоронить в себе человеческое ему не дала Гу Сян, которая была с ним со своего младенчества. Именно забота о ней не дала ему полностью утратить остатки человечности, которые в то время проявлялись у него только с ней. Она реально заменила ему семью, став ему сестрой.
ВКС отличает также то, что при всей своей напускной браваде он на самом деле склонен не доверять себе и вовсе не так в себе уверен, как демонстрирует. Очень больная для него тема - рассказать правду ЧЦШ о своем нынешнем статусе - со всеми вытекающими.
ЧЦШ - человек с затяжной и хронической депрессией, выбравший смерть в обмен на свободу. Он не из тех, кто не знает, как ему относиться к этому миру и чего он хочет от жизни. Он доверяет своим чувствам, но всю жизнь прожил, делая то, чего от него ожидали другие. Это сыграло с ним злую шутку и стоило ему потери всего, что ему было дорого. Данный урок он усвоил и дал зарок не повторять своих ошибок. И если ВКС сокрушался о том, что, когда ему следовало учиться по напутствиям родителей - он думал о развлечениях, а когда захотел получить знания - было уже поздно, то на ЧЦШ с детства была возложена роль первого ученика своего учителя, к которой он относился со всей серьезностью. Но вынужденно став в ранней молодости главой "Четырех сезонов", он на деле полностью провалил все то, к чему его так долго готовили: пошел по темному пути, думая, что нашел лучший вариант спасения школы от упадка и вносит свою лепту в якобы благородное дело. Ирония заключается в том, что ЧЦШ, вопреки своему комплексу отличника с детства, после пережитого решил прожить остаток жизни в недеянии - отказавшись от всего. ЧЦШ - подросток, которому после ранней смерти учителя пришлось в одиночку нести легший ему на плечи тяжкий груз ответственности - и поэтому тоже он принял предложение принца - в поисках хоть какой-то опоры для себя и братьев по учению. А спустя 10 лет он поклялся в верности своему сердцу - и никому больше. И тут вскоре встретил своего соулмейта. Вот почему, когда приходит время, он перестает быть сторонним наблюдателем в мире Цзянху, поскольку он больше ничего не может сделать, и нет у него жизни, которую он мог бы прожить, если бы в ней не было ВКС. У ЧЦШ в ходе развития сюжета происходит внутренняя борьба по осознанию собственной правды - выбор между тем, чему его всю жизнь учили, и тем, что он узнал благодаря общению с ВКС, у которого своя правда.
И я буду повторять снова и снова: меня торкает то, как оба знают, что каждый из них встанет на сторону своей родственной души, независимо от того, сколько людей - пусть даже весь Цзянху - пойдет против нее. Каждый готов жертвовать своей жизнью ради соулмейта и знает, что тот готов на такую же жертву, хотя оба и не хотят подобной жертвы от другого. И оба поступают в порой в какой-то мере эгоистично лишь ради того, чтобы другой не просто продолжал жить, но жил хорошо - благополучно.
И под конец: вначале для ЧЦШ было важно хоть ненадолго получить перед смертью физическую свободу, если уж от разрывающего его нутро тяжкого груза все равно не избавиться. Позже ему достаточно было провести остаток жизни в полную силу с обретенной родственной душой, быть с ней - с ним - наравне, даже если на это у него оставался небольшой срок. Под конец для ЧЦШ "мир не важен, единственное, что имеет значение, - найти свою вторую половину" - и больше не играет роли, где и как он будет жить, поскольку единственный смысл жизни для него теперь - быть вместе с родственной душой.
У ВКС же в планах было уничтожить междоусобицами Цзянху, отомстив всем за всё. Для него изначально было не важно, как сложится его дальнейшая судьба, поскольку после завершения своей мести он себя в живых не видел. Зачем ему было жить дальше? Разве что собирался пристроить и обезопасить Гу Сян, предприняв с этой целью путешествие по Цзянху.
Таким образом, герои эволюционируют - казалось бы на полностью распланированном пути, близясь к финалу своих жизней, они встречают своего соулмейта - и помогают друг другу преодолеть свое прошлое. Прошлое, от которого, как они думали, они никогда не смогут сбежать, стало фундаментом их настоящего.
Даже финал (37 серия - пасхалка) на горе, сцена боя параллельна поединку на реке в 6 серии - за исключением того, что их роли и сами сцены поменялись. В 6 серии поединок происходил ночью, во время того поединка под конец они сталкиваются и расходятся. В 37 серии показан ясный день, когда они бьются, и момент, где они пропустили друг друга в 6 серии, изменен - в конце они не стоят спиной друг другу и их руки соединены. Теперь они - едины. И в 6 серии ВКС гнался за ЧЦШ, но в финале ЧЦШ преследовал ВКС. В "Странниках" таких "перевертышей" более чем достаточно - и благодаря им также подчеркиваются произошедшие в героях перемены.
Опять у меня вышел лонгрид, но когда горишь - это простительно. Я не хочу "Странников" сравнивать с "Неукротимым" (или с чем-то еще). Бывают исключения, но чаще это выливается в обесценивание одного и вознесение на пьедестал другого от каждой стороны. Особенно это ощутимо с возникновением хайпа вокруг "Странников" и ответной реакцией на это других фандомов. Такая игра не стоит свеч. Просто есть вещь, от которой я получила давно забытое удовольствие и которая вызывает у меня внутренний отклик.
Дата публикации: 12.10.21