Оцените отзыв
Ius est ars boni et aequi
Право
– это наука о добре и справедливости
Одним обычным днём один обычный парень Ким Хён Су вместо того, чтобы веселиться с друзьями на вилле с бассейном, оказался в доме у незнакомой девушки, принял наркотики и проснулся подозреваемым в убийстве. На этом обычные дни Ким Хён Су закончились. И начался ад.
Что чувствует человек, когда его заковывают в наручники, а он уверен, что не совершал преступление? Страх, боль, отчаяние, гнев.
Что чувствует человек, когда его заковывают в наручники, а он не уверен, что не совершал преступление? Страх, боль, отчаяние, гнев и жгучую ненависть к самому себе и ко всем причастным.
«В один обычный день» – это не детектив, в привычном смысле этого слова. Расследование как таковое проводится только в последней трети дорамы. Нет, это саспенс. И меня, как зрительницу, погрузили в экзистенциальный ужас героя, наполнили им до краёв, а потом выбросили – пустую и печальную.
Когда смотришь хороший фильм, не можешь не представлять себя на месте главного героя. У меня хорошее воображение, поэтому я на каждое его действие реагировала болезненно, а ещё хуже – на комментарии людей, что называли Хён Су глупым и не могли понять, почему же он не может собраться с мыслями, почему ведёт себя так неразумно?
Хён Су
Он молодой студент. Не глупый, но и не отличник, у него есть два друга, и веселиться с ними – куда приятнее, чем делать домашнее задание. Когда необходимость писать эссе на пару неожиданно отпадает, он с радостью соглашается на предложение поехать потусить вместе с парнями и девчонками. Привычно крадёт ключи от отцовской машины, неловко управляется с навигатором, отключает видеорегистратор и, вот чёрт, не успевает отрубить надпись о том, что такси (а отец работает именно водителем такси) не принимает клиентов. Красивая незнакомка заваливается на заднее сиденье его машины, не слышит убеждений о том, что её никуда не повезут, закуривает прямо на заправочной станции и бросает сигарету возле лужи бензина.
Хён Су всего двадцать пять, и он легко влюбляется. Девушке достаточно быть загадочной, побегать с ним по пляжу и украсть мороженное. Девушке достаточно предложить Хён Су наркотики, поиграть с ним в пинфингер и поцеловать, размазывая кровь с собственных пальцев по столешнице. Хён Су с радостью поднимается в спальню и занимается с девушкой сексом.
Утром Хёнсу просыпается на диване, мучаясь от жуткого похмелья. Хён Су находит девушку, чьего имени не знает, мёртвой, в луже крови. Хён Су совершает одну ошибку за другой.
Ошибки
Не вызывает скорую и полицию. Пытается стереть кровь со стола на кухне. Зачем-то забирает с собой нож. Нетрезвый садится за руль и очень глупо попадается полицейским. Конечно же, Хён Су арестовывают. Конечно же, никто не верит в то, что он не убийца.
«Ну что ты, парень. Ты весь в её крови. У тебя орудие убийства в руке. Ты пытался стереть улики. Ну что ты, парень, как можно говорить, что не ты?» – следователь с добрым лицом, которому пора на пенсию, уверен в том, что мальчик с ангельским взглядом убил.
«Ты же не делал этого, сынок? Скажи мне, ты не делал?» – его славная мама плачет, низко опуская голову. Она пришла без сменной одежды для сына, она ничем не может помочь.
«Эй, парень, хочешь я буду твоим адвокатом?» – спрашивает странный мужчина с сальными волосами и дерматитом на ногах.
Так у Хён Су появляется первый союзник.
Правосудие
Мир жесток к человеку, которого нашли обмазанного кровью и с ножом в куртке. Ему никто не верит. И не от того, что люди, которые работают в следственной системе, злые. Вовсе нет. Расследования – их рутина, и им просто хочется поскорее закрыть очередное дело, к тому же, ну что тут думать, убийца сам пришёл в руки. Детектив, что скоро уходит на пенсию, и прокурорша, которая жаждет повышения – они не зло в последней инстанции. Они выполняют свою работу и совершают ошибки. А кто из нас без греха?
Их убеждённость в собственной правоте разрушает Хён Су. Отрывает одну его светлую часть за другой.
Тюрьма
Хён Су попадает в место, где сильнее всего в мире действует иерархия.
В тюрьме не место двадцатипятилетнему студенту, который не может курить из-за астмы, никому не забывает говорить «спасибо» и «до свидания», который всё ещё не понимает, почему ему не верят.
«У меня не было выбора. Нужно выживать», – говорит сокамерник, предавший Хён Су. И получает в ответ: «Спасибо. До свидания». Не потому что Хён Су всё ещё прежний добрый мальчик. Потому что он понимает.
В тюрьме тебе на шею накидывают петлю за то, что твоё преступление кажется им хуже, чем собственные. Тебя бьют по причине того, что принёс сигареты без ментолового фильтра. Тебя бьют без причины. Тебе прожигают руки. Приставляют лезвие к горлу. Тебя пинают ногами. Колотят дубинками. Тебя садят в одиночную камеру за слабую, болезненную, сумасшедшую попытку выбраться из бесконечных решёток. И ты всё равно не один, потому что за стенкой чей-то голос обещает тебя убить.
Хён
В тюрьме нужен союзник.
Джи Тэ когда-то попал в тюрьму по ошибке, барахтался в паутине бюрократии и насилия, а потом начал устанавливать свои законы.
In dubio pro reo. Фраза, которая первая появилась на теле Джи Тэ. Фраза, которая первая появилась на теле Хён Су.
В случае сомнения – в пользу обвиняемого.
Никто не руководствовался этой истиной из презумпции невиновности.
Два человека оказались друг другу близки. Джи Тэ хотел для Хён Су иной участи. Хён Су видел в Джи Тэ человека, за которым можно следовать.
Трансформации
Хён Су ломают день за днём. Каждый новый суд – сперва обычный, потом присяжных – отбирает у него личность. На последнем заседании, том самом, где его приговаривают к пожизненному заключению, сидит совсем другой человек. Этот уже не может улыбаться, как прежде. У этого – улыбка на правую сторону скошена. Этому больше не нужен ингалятор, чтобы дышать, и чёлка, чтобы оградиться от мира. У этого такой взгляд, что хочется свой отвести и склонить голову. Этот – другой. Неправильный.
Союзник
Адвокат Син Джун Хан правда пытается помочь. Только вот он из третьей лиги, защищает обычно всяких отбросов и всегда входит в сандалиях. У адвоката аллергия на весь этот прогнивший мир, и, если сперва она сфокусирована только на ногах, то потом, по мере ведения дела, перекидывается даже на лицо. Адвокат весь чешется, ему неловко в этой коже, в этом теле, потому что его тело такое же, как у тех, кто, не задумываясь, рутинно, перемалывает чужие судьбы в фарш. Адвокат говорит, что у него нет сердца, но снижает стоимость своих услуг раз за разом, и, в отличии от родителей, приносит Хён Су в тюрьму трусы и правильного, белого цвета рубашку. Адвокат по взгляду может определить, виновен человек или нет.
Адвокату не препятствуют. Ему просто не помогают.
Обыденное зло
Никто тут никому не помогает, и никто не делает свою работу хорошо, вот в чём дело.
Вот почему, когда Хён Су умирал в тюрьме, настоящий убийца даже не входил в число подозреваемых. Никто не входил. Самое очевидное – самое привлекательное.
И вот так обыденное зло сломало мальчику жизнь. Не самому умному, порядочному, честному, не талантливому, не лучшему представителю человечества. Но невиновному. Сломало, получило преференции, а потом сказало: «Мы работали изо всех сил, чтобы доказать твою невиновность. Выходи».
У Хён Су никого не осталось.
Родители не поднимали трубку, когда он звонил, и приехали забирать из тюрьмы на той же машине, на которой Хён Су отправился в ад. Сестра кричала ему: «Я тебя ненавижу», а потом, как ни в чём не бывало, ела с ним за одним столом. Их можно понять. Семьям осужденных тяжело приходится, порой тяжелее, чем самим подсудимым, но они никак не помогли. Даже словами. И мама, мама, которая плакала и не поднимала головы, даже не приготовила для своего сына мяса.
Человек, ставший Хён Су братом и примером для подражания, умер глупой и бессмысленной смертью.
Адвокат, боровшийся изо всех сил, взялся за новое дело.
Хён Су остался без извинений. С погаными словами на стенах уже не своего дома. С комнатой, из которой он вырос, которая теперь просто смешна, потому что она – чужая. С непониманием, что делать дальше.
«Не сомневайся», – говорил ему Джи Тэ.
Хён Су выбрасывает сигарету с крыши высотки. Качается. Вперёд. Назад. Вперёд. Назад.
Хён Су всё равно уже не жилец.
Мне всегда тяжело остановится, когда я чувствую за произведением второе, третье дно. Я хочу разбирать каждый кадр, каждую деталь, каждую ужимку лица. «В один обычный день» – может и не шедевр. Но в этой дораме есть кое-что безусловное, и это игра Ким Су Хёна. Он не зря получает свои 500 миллионов вон за серию, он каждую из них отработал. Если после последнего эпизода сразу включить первый, ужаснёшься: неужели один и тот же человек? Дело не в причёске, не в одежде, не в работе визажистов. Дело во взгляде. У Ким Су Хёна взгляд меняется, лицо меняется, походка меняется. Момент с последнего заседания, момент, когда его герою вынесли приговор на пожизненное заключение – это гениально сыграно. У меня до сих пор сердце не на месте. Оно болит и ноет за то, что у него отобрали.
Эта дорама периодически была отвратительной. Тут не
стесняясь показали насилие в таком объёме, в каком оно может быть. Не стесняясь
распотрошили человеческое нутро, и вывали его на зрителя. Неподготовленный
ушёл. Тот, кому интересно покопаться в ошмётках того, что когда-то было цельной
личностью, остался, и получил восхитительный подарок. Потрясающая актёрская
работа. Невероятная операторская и режиссёрская. Так снять все оттенки синего (цвет
тюремной робы, цвет рубашки, которую принесла ему мать, цвет неба, на которое
почти невозможно взглянуть из узких окон, цвет новой жизни Хён Су) – это колоссальный труд. Всё вкупе создало прекрасную, глубокую картину, выворачивающую наизнанку.
Какой финал ждёт героя? Как в дорамах? Может, он станет полицейским, который никогда не будет пренебрегать своей работой, или адвокатом, что будет браться за самые безнадёжные дела? Может он, наоборот, последует за Джи Тэ, вступит в какую-нибудь банду и через пару лет опять попадёт в тюрьму за наркотики, заработает себе авторитет? Мне кажется, Хён Су просто останется человеком, выброшенным на обочину. Тем, кто никому не нужен.
Человеком, которого сломали.
Дата публикации: 20.12.21