Знаете, есть такие красивые торты, многоцветные, художественные, архитектурные, с украшения и фигурками, притягивающие взгляд, обещающие невероятное, уникальное счастье сладкоежки. А потом отламываешь кусок и оказывается, что это все тот же обычный тортик за два рубля. Вроде вкусно и счастье состоялось, но чувствуется какой-то обман.
То же самое могу сказать об этой дораме - красиво, атмосферно, увлекательно и с парой -но, которые основательно портят впечатления и оставляют ощущение обмана. Тем не менее, спустя довольно много времени и несколько похожих сюжетов, дорама не забылась.
В тексте есть СПОЙЛЕРЫ.
Сюжет рассказывает о судьбах трех сестер. У короля канцлера киданьского государства Ляо Сяо Сивэня, было три сына три дочери. Когда-то повелось и закрепилось в традициях государственным указом, что дочери рода Сяо становились женами императоров рода Елюй. Старшая дочь Хуньянь вышла замуж за брата актуального императора. Средняя дочь Яньянь за Елюй Сяня, будущего императора Цзиньлуна. А младшая за сына бывшего наследного принца. Так сестры, по велению судьбы и интриг своего отца, стали женами тех, кто так или иначе претендовал на трон страны. И заскрежетала, закрутилась мельница судьбы.
Как понятно из списка жанров, сюжет основан на исторических событиях. Все три сестры, их отец, их мужья, их родственники - это все исторические личности.
Сяо Яньянь, киданьское имя Бали - вдовствующая императрица Чаньтянь (953–1009 гг.)
Ее старшие сестры Сяо Хуньянь, киданьское имя Хэхан (953-1009 гг.) и Сяо Ши, известная под именем Илейлянь (?- ~ 982 гг.) В дораме Угули.
Отец принцесс Сяо Сывэнь (? - 970 гг.) - канцлер Ляо, строил карьеру при правлении трех императоров.
Муж Хуньянь Елюй Янсагэ, король Ци (935 - 972 гг.) и Елюй Сиинь (? - 982 гг.), муж Сяо Ши. Главные политические противники Яньянь.
Хань Дэжан, любезное имя Чжияо, киданьское Лунюнь (941-1011 гг.), прошел путь от простого чиновника до правой руки Яньянь и, по слухам, мужа.
Муж-император Яньянь Елюй Сянь, император Цзинцзун (948 - 982 гг.)
О них известно немного, и это дало сценаристам простор для воображения, чем они и в воспользовались. Перед вами художественное изложение истории жизни вдовствующей императрицы Чаньтянь с завитушками украшательств из подробностей взаимоотношений.
Яньянь - любезное имя главной героини, младшей из трех сестер. Все в ней поровну. Такая же серьезная и рассудительная, как старшая сестра. Но азартная и порывистая, как средняя. Ведя жизнь знатной барышни, она развлекалась от души. Выйдя замуж в 16 лет, ей пришлось измениться.
Яньянь истинная дочь Ляо - степная принцесса. На просторах зеленых степей она встретила и полюбила Хань Дэжана. По происхождению он из китайских ханьцев, его дед попал в Ляо пленным, отец уже служил чиновником, так Дэжан оказался в обществе высокопоставленных персон Ляо. Уже в молодом возрасте в нем чувствовался потенциал политика. Таков его характер - сдержанность, дальновидность, рассудительность и верность слову. Яньянь и Дэжан пронесли свою любовь через всю жизнь.
Другой главный мужчина жизни Яньянь - Сянь Елюй. Второй сын бывшего сверженного императора. Слабый и болезненный, он не выглядел тем, кто может возглавить страну. Его дядя, действующий император-тиран, имевший скверный характер, но звериное чутье, держал его на коротком поводке и на всякий случай всеми способами ослаблял и без того болезненного племянника. Но все это не помешало Сянь Елюю расставить ловушки, сплести сеть интриг и добиться успеха. На нового императора близость трона подействовала целительно - выпрямилась спина, расправились плечи, походка и взгляд стали царственными. Вот таким он вошел в жизнь Яньянь в качестве мужа.
Отношения Яньянь с Сянь Елюем были иными, чем с Дэжанем. Романтический флер присутствовал, но совсем легкий и ближе к желанию обладать, и только со стороны Сянь Елюя. А сквозь проглядывал его трезвый расчет помноженный на ее, пока неявные, амбиции. Для императора она была прежде всего советником, он не скрывал своих намерений сделать из нее правящую императрицу.
Один из главных плюсов дорамы - актерская игра. Но именно тут кроется огромный минус - образ Яньянь в исполнении Тиффани Тан. Всю дорогу актриса либо недоигрывала или переигрывала. Юная девушка из нее получился слишком веселая, игривая, какая-то бездумная стрекоза. После свадьбы с императором, Тиффани Тан меняет лад поведения своей героини - погрузила в печаль... на словах. Конечно, никто не требует от такого персонажа заламывания рук и заливания слезами помещения, но что-то ведь должно было поменяться - взгляд, например, мимика, что-то еще должно выдавать в ней печаль влюбленной девушки, выданной насильно замуж за нелюбимого больше, чем на полсерии? Дальше, героиня становится императрицей. И снова не верится, что это женщина - глава могущественного государства, довольно жесткий правитель. Образ Яньянь всегда где-то посередине. Все серии я видела Тиффани Тан, а не Яньянь. Красавицу-актрису, а не легендарную женщину-правителя.
Конечно, сильно подпортили образ Яньянь фантазии сценаристов. То, о чем я говорила в начале. Слишком много топорно сыгранной романтики в начале, при заданных амбициях. Слишком много слезливых терзаний из-за интриг сестер при предполагаемом жестком характере героини и т.д. Было ощущение, что сценаристы четко не решили какой именно быть Яньянь. Но возможно, дело и в актрисе тоже, частенько в ее работах чувствовалось, что она не взаимодействует со своими партнерами-коллегами по фильму. Какая-то игра в одни ворота. Не хочу никого обидеть, но сразу вспомнилась фраза одного нашего режиссера в адрес нашей же актрисы: "Она была красивой, и на тот момент, это был ее главный талант. "
Именно по причине картонной романтической линии, в начале сильно царапал образ Хань Дэжана в исполнении Шона Доу. С одной стороны, налицо потенциал образа и талант актера. С другой, неестественность персонажа в первых сериях. Но с поворотного момента замужества героини все претензии к герою пропали. Шон Доу создал цельный образ царедворца, военачальника, того кто стоял за репутацией и силой Ляо.
Самым любимым персонажем стал брат императора-тирана Янсагэ. Его сыграл харизматичный и талантливый Тан Кай. Пока шальной брат-император героя буянил, пил, резал слуг, Янсагэ правил страной. Он в любой момент мог сместить своего брата, но не делал этого по многим очевидным причинам. Герой просчитывал все, даже его женитьба на Хуньянь, старшей дочери канцлера - не просто порыв. Но в результате, Янсагэ и Хуньянь составили прекрасную гармоничную пару. Умная и верная жена, сильный и проницательный муж. Красивая, изящная девушка и высокий мужественный мужчина. Она верила в него, он носил ее на руках. Именно тут, во второстепенной романтической линии вся неподдельная любовь, нежность, страсть и забота.
А самым двойственным персонажем стал Елюй Сянь в исполнении Цзин Чао. Актеру снова досталась роль вероломного разлучника из-за обстоятельств и настоящего императора (настоящим генералом он уже был). Он двойственен в симпатии и антипатии, но сам по себе персонаж получился цельным. Все, начиная от женитьбы по расчету и заканчивая его академическим отпуском с должности императора, логично и исходит из характера и обстоятельств.
Другим любимым персонажем стал отец сестер канцлер Ляо в исполнении актера Лю И Цзюня. Актерский талант именно в том, чтобы при естественной игре какими-то малозаметными изменениями во внешности и поведении показать шквал чувств или вписаться в сюжетные повороты. Я поверила и в его отцовскую любовь к дочерям, и в боль отдачи амбициозных планов, и в его добропорядочность, и в хитроумность. Он не плохой и не хороший. Этого персонажа принимаешь таким, каким он есть.
Ну и про антигонистов. Есть один безусловный - император-тиран. Тот, кто убил родителей Елюй Сяня; тот, кто проводил жизнь в пьяном угаре; тот, кто посеял такую ненависть среди слуг, что в конце концов они преодолели даже страх.
Неявными антагонистами тут являются младшая сестра Яньянь Угули и ее муж Елюй Сиинь. Почему она неявные? Может потому что в их сюжетной линии вся сантабарбара дорамы. Бесконечные глупости из себялюбия, интриги, лживые слова, и, конечно, обиды, перерождающиеся в месть, когда они заслуженно получали отпор. Может потому, что приравнять их к главному антагонисту мешает харизматичность - парочка обаятельных мерзавцев. А так же натуралистичность. Это тот случай, когда напористость, хитроумность, эгоизм направлен не в ту сторону. Другие цели и все это сразу превратилось бы в настойчивость, сообразительность и заботу о ближнем, то есть о своем. Так же подкупали и отталкивали их взаимоотношений, они уродливы и прекрасны, в них столько всего кипит с такой яростью, что становится не по себе от силы их чувств.
Еще одним минусом, или скорее легким разочарованием для меня стало практически полное отсутствие в сюжете политической жизни героев. То есть обычная дворцовая суета борьбы за власть среди родственников имеется и даже отношения с соседним царством Сун показаны, но как-то пустяково, акцент сместили на личные взаимоотношения, на события не государственного масштаба, а семейного.
Но все-таки дорама больше хорошая, чем плохая. В ее активе красивый визуальный ряд. Прекрасная степь и роскошные, привычные для зрителя, дворцы. Дикая, великолепная красота киданьских костюмов и украшений и легкая изящность классических китайских костюмов, которые актеры носят, как привычную, безусловно украшающую их одежду. Основательность декораций - заключительный штрих в картине. Можно любоваться.
Финал здесь как положено, торжественные, величественный. Многие выжили. Сами понимаете, это немаловажно для китайской дорамы.
И еще немного об императрице. Если вам захочется увидеть Яньянь, императрицу Ляо, более серьезной, такой, которая правила железной рукой в бархатной перчатке, милостивой и жестокой, добросердечной и безжалостной, то добро пожаловать в дораму "Поэзия династии Сун". Лю Тао и Вик Чоу в главных ролях прилагаются.