“Будь на моей стороне” — дорама, по ходу финальных серий которой я поймала множественный катарсис :) А это случается, когда в сюжете концы сходятся с концами и с началом, и увиденная история начинает казаться кристаллом дивной красоты. По итогам сего нарисовала схему персонажей (пригодится тем кто смотрит чтоб не напрягаться запоминать кто есть кто) и написала небольшой комментарий к ней (потому что схема это своего рода интерпретация увиденного, а весь сюжет похож на игру в “китайские шахматы”).
Схема прикреплена ниже, загляните, пожалуйста, в раздел обсуждения этой рецензии.
Сюжет дорамы — на исторической основе, борьба за власть между императором и евнухами изображается как игра в сянци. Сянци — китайский вариант шахмат, и эта игра редкость для китайских фильмов где обычно играют в вейци (го). Персонажи играют в сянци сами, оценивают свои действия как ходы в игре, и в то же время сами являются фигурами на игровой доске, поскольку весь сюжет — одна большая игра шахматного типа, противостояние условно говоря “королей” и их “армий”. Условно говоря, потому что в шахматах по-восточному “Король” — не тот кто на доске, а тот кто играет.
Схема — условное расположение “фигур” персонажей на начало “игры” или первое появление в сюжете. Можно сказать, все что происходит с персонажами в дальнейшем и есть “ходы”. Например:
Персонажи могут быть не на той стороне на какой стоят в качестве фигур.
Есть персонажи с двойной личностью, которые на схеме занимают два места. Открывается их прошлое или их тайна.
Положение персонажей может быть результатом чьего-то хода.
Персонажи из прошлого могут появляться в настоящем.
На старые места (должности) могут приходить новые люди.
Персонаж может действовать под ненастоящим именем, скрывая свою сторону.
В целом, “фигура” — это место и соответствующие функции. Но не место красит человека, а человек на любом месте руководствуется своими целями и своими понятиями о верности своей стороне. Так что — все сложно на этой игровой доске:)
Две стороны, два игрока — император Ци Янь и князь Чу евнух Цю Цзылян. На стороне каждого из них фигуры разного достоинства, а не однотипные фишки как в вейци.
На кону в этой игре не просто власть, а законное наследование власти, при этом символом Закона выступает утерянное завещание предыдущего императора, Вэньцзуна. О том, в каких условиях оно появилось, рассказывается в предыстории (краткий пересказ будет ниже). В начале игры власть, наследование трона и лично император — под контролем Цю Цзыляна.
На стороне Цю Цзыляна — Шахматный Дивизион, организация, созданная по аналогии с сянци. Персонажи носят имена фигур, за исключением главы Дивизиона Цю Янчжи (в сянци “генерал”), и ее помощника.
См. илл. 1 в обсуждениях. Персонажи, составляющие Дивизион, изображены на фоне игровой доски.
Похоже, что действия персонажей-фигур соответствуют правилам сянци. Чем ближе к “генералу”, тем выше место в иерархии. "Генерал" Цю Янчжи не покидает свой "дворец" (4 клетки игрового поля), и отправляет, скажем, в провинции те фигуры которые по правилам игры могут пересекать "реку", то есть центр поля. “Кони” ходят особенно хитро. “Колесницы” могут ходить далеко. “Пушки” — эпизодические персонажи, которые действуют далеко от столицы.
На стороне императора Ци Яня, как видно из схемы, не только боевые организации (Пурпурное Бюро, Яшмовая Палата), но и весь императорский род.
См. илл. 2. Императорское генеалогическое древо, все члены семьи, которые упоминаются в дораме.
Напротив “генерала” Цю Янчжи стоит мечница государя, Чэн Жоюй (в сянци “маршал”). И хотя эта “армия“ не очень напоминает фиксированное расположение фигур Шахматного Дивизиона, некоторая аналогия прослеживается. Эта “часть доски” будто формируется по ходу действия.
Основные действующие лица — в схеме на центральной оси.
Другие силы, действующие в сюжете — армия, гвардия, провинции с их войсками, а также лекари, потому что какая костюмная дорама без удивительной китайской медицины. Есть еще и даосские пилюли бессмертия, от которых в Китае полегло немало исторических императоров.
Интрига насчет “кто за кого“ держится до самого конца, вот почему именно перевод названия как “Будь на моей стороне“ так удачен. Всё здесь в итоге зависит от того, кто на чьей стороне, или на чьей стороне в конце концов окажется. Кроме того, в ходе развития сюжета постоянно идет поиск “третьей стороны”, т.е. игрока, действующего из тени с никому не ведомой целью. В общем, загадка на загадке вплоть до самых последних секунд истории. Более того, даже о финале у зрителей нет единого мнения.
Сюжет дорамы, как водится, начинается с пролога. На схеме — участники событий в зеленых рамочках. А выше — другие значительные фигуры прошлого: предыдущий влиятельнейший евнух, предыдущая мечница предыдущего императора.
См. илл. 3. Фрагмент схемы с персонажами пролога, которых собирала по всем флешбекам.
И краткий пересказ пролога, чтоб было все ясно, а не как мне вначале :)
Император Вэньцзун с помощью советников (Ли Сюй, Чжэн Лу) пытается избавиться от засилья евнухов и вернуть себе власть над страной. Увы, организованное ими Восстание Утренней Росы провалилось, все кто выступал против партии евнухов были убиты, император попал под еще более жесткий контроль Цю Цзыляна. Однако сразу после восстания Вэньцзун успел в пику евнухам написать завещание в пользу своего кандидата на престол. Генерал Хань Юэ повез завещание старшему советнику Ван Яну, но участники восстания и их семьи были убиты, а завещание исчезло. Впрочем, все знают, что было в завещании: наследником назван принц Гуан, дядя императора.
Спустя 8 лет после этих событий император Вэньцзун умирает, а Цю Цзылян возводит на престол свою очередную марионетку, Ци Яня, младшего брата императора. В прологе показывают, как восемь лет назад Ци Янь был на стороне Цю Цзыляна и лично расстреливал невинных, ему также приписывают убийство брата-императора.
Итак, в 1-й серии у страны новый император, полностью подконтрольный евнуху Цю, а у нового императора новая мечница, в перспективе глава Пурпурного Бюро, т.е. личной охраны нового императора. По факту, раздражающе наивная девица лет 16-18-ти вряд ли соответствует своей должности. Правда, будь она другой, ее бы к императору близко не подпустили — зачем Цю Цзыляну кто-то, кто усиливал бы позиции его послушной куклы? Но впереди еще много серий и большая игра, которая сильно изменит и героев и мир вокруг них.
В фильме есть историческая основа, но из истории взяты лишь некоторые факты. Взята историческая ситуация когда в империи Тан была проблема с засильем евнухов при дворе и Заговор Сладкой Росы 835 г, когда император Вэньцзун попытался эту проблему решить, но неудачно. Более-менее соответствует реальной генеалогия императорского дома, несмотря на измененные личные имена. Прототип главного героя — император Уцзун, но изменено не только его личное имя (Ли Чань, позже Ли Янь), но и это, храмовое. И по фильму он не самый младший 9-й сын императора Муцзуна, а 5-й. Изменены взаимоотношения в императорской семье, развитие событий, местами есть биографическое подробности и исторические фрагменты, но то что вокруг исторических крох — совсем-совсем сказка с боевыми искусствами, таинственными ядами и красивой любовью.
Спасибо Идее Зелёной за всё, особенно за помощь в подборе слов :)