Оцените отзыв
Очень много лестных отзывов слышала об этой дораме, нередко видела комментарии о том, что это чуть ли не самый реалистичный корейский сериал про маньяков, и во время отпуска решила все же глянуть его.
Я не отношусь предвзято к детективам и не ищу в них полного соответствия с реальностью: ведь если сюжет полностью выдуманный и основан не на реальных делах и кейсах, а только на авторском воображении, то его идеально прописать не получится, как бы ты ни старался.
Собственно, как в реальности выглядит пропажа и розыск людей:
1. сначала человек подаёт заявление о пропаже, на его основании открывают дело; в заявлении человек обязан расписать все подробности, связанные с обстоятельствами пропажи: где, когда, как, во сколько, во что был одет, характерные признаки и черты, номер телефона, адрес проживания и адрес родственников, если таковые имеются, а также возможные внешние угрозы (например, ему угрожал вот этот и этот).
Так работает полиция не только в России, но и в Корее, и, несмотря на это, девушка пропавшего иностранца ТОЛЬКО СПУСТЯ ВРЕМЯ говорит о том, что вообще-то он жил в общежитии и вообще-то ему кто-то угрожал. Вопрос: кто это дело открыл? Как приняли и рассмотрели заявление? Почему листик с данными о пропавшем висит на доске, но никто ничего не знает? Ни в какой из существующих стран это не может быть возможным, даже при полном отсутствии интереса к делу, чтобы заявление приняли и завели дело, нужны хоть какие-то данные. В сериале же дела завелись сами по себе. Ладно, предположим, полиция и впрямь так халтурно работает, что даже не проверяет заявления.
2. дальше начинается розыск: проверяют адрес проживания, последнее место, где видели человека, опрашивают людей, звонят в бюро. В сериале ни намёка на розыск нет: героиня даже не удосужилась сказать о том, что с ней поделились адресом проживания. Она первым делом обязана была проверить комнату, опросить жителей, проверить все возможные контакты. И оправдать ни ее, ни остальных полицейских нельзя: это невыполнение должностных полномочий, и за такое не просто штрафы выдают, а проводят проверку и увольняют. Эта же героиня увидела похожие часы на одном из жильцов общежития, и что она сделала? Просто проигнорировала это. Оперативно-розыскные мероприятия, видимо, в мире сериала отсутствуют. Человек числится без вести пропавшим, но при этом никто даже не проверил место, где он последний раз появлялся.
В реальности пропавших обычно находят в первые же сутки. Людей ищут, нехотя, но ищут. Без вести пропавшие - это редкие случаи, и даже так проводят проверку. Какую-то, но проверку. А здесь - ничего. Сценаристы ничего бы не потеряли, если бы добавили пару сцен, как полицейские опрашивают жителей общежития, осматривают его, и ничего не находят. Наоборот - подобными сценами можно только подчеркнуть незаинтересованность полиции в раскрытии дел и поиске пропавших. Пропавших без вести в этом районе несколько, в таких случаях корейская полиция докладывает о них начальству. Причём, хочу добавить, случаи, когда группа людей убивала и заманивала к себе кого попало, встречаются в реальной жизни. И эти люди тоже пользуются халтурной работой полиции, но, повторюсь, в жизни-то хоть подобие розыска существует. Полиция в сериале существует сама по себе, в вакууме, не как государственный орган, а как мифический объект, который вроде и есть, а вроде и нет, и правила ему не писаны, только интуиция девушки ведёт его куда-то.
Однако, несмотря на этот минус, дорама все же хорошая. Визуальное повествование, работа с цветом и освещением заслуживают особой похвалы. Лицо персонажа Ли Дон Ука часто подсвечивается красным цветом, давая зрителю понять, что каким бы обаятельным он ни был, он опасен. Красный цвет всегда присутствует в те, моменты, когда главный герой наиболее беззащитен и находится в опасности. Освещение и свет меняются в зависимости от его настроения, и его эмоции так же передаются на экране: проявляя эмоции, цветовая гамма и палитра подстраиваются под него, и зритель улавливает состояние героя не только вербально, но и визуально. Нарратив в сериале подводит зрителя к тому, чтобы он не просто сочувствовал персонажу, но и сам переживал те же эмоции. Мысли героя не остаются в стороне, он не просто рассказывает, но показывает. Это простой и стандартный прием, но в сериалах о нем часто забывают, предпочитая ставить зрителя перед фактом. У главного героя проблемы с агрессией, он постоянно раздражён и пребывает в вечном стрессе; из-за докучливых и жутких соседей страх для него стал перманентным чувством, преследующим даже во снах. Он не может сбежать от себя и других, и здесь двойственность натуры человека хорошо раскрывается. Фрустрация и отсутствие возможности поделиться своими эмоциями и переживаниями рано или поздно доведут до срыва, он находится в подвешенном состоянии, чем пользуется антагонист. Персонаж Ли Дон Ука (Мун Джо) понятен и логичен, его стремление контролировать Чон У проявляется в каждом его действии, он следит за ним дома и преследует его, заполняя все пространство Чон У, и не давая тому выдохнуть. Антагонист верит, что Чон У - прирожденный убийца, и ведёт его по пути, который когда-то прошёл сам. Игра в кошки-мышки - не редкость для психопатов (насчёт диагноза Мун Джо ничего не скажу, пусть он будет экранным психопатом), антагонист здесь одержим полным контролем и властью над жертвой, он не просто одержим героем, он хочет "слиться" с ним, стать одним целым. Насильник и жертва часто порождают отношения, в которых оба принимают обе роли, и Мун Джо именно к этому и стремится. Он создаёт из другого человека себя же самого; он хочет, чтобы переживший абьюз стал абьюзером. Признавшись полицейской о том, что он вырос в приюте, он даёт зрителю понять: он такой же, как и главный герой. Фраза «Я творец, а не убийца» вполне характерна для убийц, которые в своих жертвах видят объекты, а не живых людей. Дегуманизация стала для Мун Джо привычным делом и в повседневной жизни, и во время убийств. Он низводит людей до уровня простых вещей, считает их своей собственностью и легко от них избавляется. Себя же ставит на пьедестал и видит в себе Бога - он не убийца, он творит судьбу и жизни других людей, он не просто человек, он выше их. Вырванные им зубы - «трофей», оставшийся от жертв как напоминание, что они принадлежат ему. Мотивы убийц из гошивона прослеживаются и в пытках, и в убийствах. Мун Джо вырывает зубы, получая абсолютный контроль над жертвой; близнецы издеваются над котами и людьми, таким образом мстя за своё прошлое и проецируя обиды; извращенец кастрирует бандита из первой серии, подчеркивая сексуальную подоплеку; владелица заманивает к себе женщину из ее церкви и смотрит, как та страдает. Персонажи сыграны отлично, каждый актёр играет так, что ты ему веришь. Они живые и настоящие, и вызывают у зрителя те же эмоции, что и у главного героя. Зритель не просто наблюдает за Чон У, он и есть Чон У.
Мун Джо - эталонный «экранный» психопат. Он обаятельный, харизматичный и спокойный. Он ведёт главного героя по пути, который известен только ему, и заманивает того в ловушку. У него нет раскаяния и эмпатии, его не интересуют люди сами по себе, он хочет найти своего преемника и того, кто бы стал с ним одним целым. Реалистичен ли он - вопрос хороший. Зачастую серийные убийцы в жизни «срываются» и идут убивать, когда их жизнь идёт под откос (развод, отказ от отношений, увольнение и тд), они не постоянны в работе, среди них практически нет обеспеченных людей или тех, кто работал бы на хороших должностях. Их биография забита приводами, мелкими нарушениями или псих. болезнями с последующей госпитализацией. Многие убийцы стремятся к власти и контролю, поэтому их привлекает работа, где ты влияешь на жизнь человека (полиция или охрана, например), но устроиться на неё получается редко. Медицина - как раз об этом, профессия Мун Джо ему подходит: пациенты приходят к нему лечить зубы и только он решает, что с ними делать и как. Непонятно, когда у него произошёл тот самый «срыв» - триггер, который и заставил его убивать людей. Он ведёт себе спокойно двойную жизнь и обманывает людей, в то время как в реальности убийца не смог бы так долго вертеться в двух местах сразу. Все же стоматолог - это слишком хорошая профессия, для которой нужен огромный самоконтроль. А самоконтроль - это то, с чем у серийных убийц как раз проблемы. Ну да ладно, Мун Джо - это скорее такой демонический персонаж, который наводит на путь истинный главного героя, а не супер реалистичный убийца. Кто-то вроде Ганнибала.
В сериале есть как и прямое цитирование различных писателей, так и визуальное цитирование, которое прослеживается в самом сюжете. Коридор из общаги - это своеобразная комната из пьесы Сартра. Что в начале, что в конце дорамы, главный герой находится в «Эдеме», давая понять: выхода отсюда нет.
«Ад - это другие» - цитата из книги Сартра о том, что люди, будучи существами социальными, зависимы от одобрения других настолько, чтобы забывают, чего на самом деле хотят и кем являются. Чон У подавляет свои желания, ограничивает себя из-за социальных норм и старается им следовать. Он думает об убийстве, ему снятся убийства; травмы прошлого превращаются в ночные кошмары, в которых его темная сторона личности выходит наружу. Этот ад, о котором говорит Сартр, не о том, что люди злые и плохие. Этот ад о том, что мнения других о нас играют важную роль в нашей жизни и что желания навязываются извне. По мнению Сартра, человек не может быть свободен в своих желаниях и мыслях. В пьесе, из которой взята эта цитата, каждый персонаж загоняет другого в угол, предотвращая любой вид побега и не давая ему уйти. Настоящая сущность одного персонажа проявляется через других людей; они пытаются скрывать самые темные стороны самих себя, но так или иначе правда выйдет наружу, и их отношение к самим себе изменится. В конце пьесы персонажи настолько становятся зависимы друг от друга, что теперь связаны навсегда вместе; они останутся там, в комнате, которая для них является адом. Для жителей общежития, узнающих через друг друга себя все больше, общежитие - это их комната, их личный ад, который сплетает желания и стремления вместе, порождая зло и отсутствие возможности сбежать. Близнецы прямо говорят о том, что Мун Джо убьёт их, когда ему надоест, осознавая всю порочность ситуации, но продолжают убивать дальше, выпуская наружу свои детские травмы и обиды. Именно другие и то, как они взаимодействуют с Чон У, раскрывают новые грани его личности, которые ранее были подавлены им же. Ад - это не общежитие или физический объект, это психологическая пытка, которая заманивает главного героя в ловушку. Он загнан в угол и страдает от других жильцов; у него нет друзей, девушка отдаляется от него, сонбэ начинает раздражать. Его ловушка - это зависимость от других жильцов и хозяйки, от которых он не может сбежать. Чон У изначально был таким, и все эти ситуации были просто триггерами, которые сработали не в нужный момент. Переезд в «Эдем» материализовал ад Чон У в его реальности, но настоящий ад - это другие.
Дата публикации: 30.07.22