Оцените отзыв
Мне не хватает слов, чтобы описать то, что я уже некоторое время чувствую в отношении этой истории. Столь яркое чувство у меня обычно бывает, когда ты находишь что-то действительно особенное, и оно захватывает и поглощает тебя абсолютно. На самом деле перед вами очень редкий жанр - философская сказка, где действительность соседствует с фантастическим элементом и это смешение органично и уютно, ведь красиво поданная метафора - как аромат духов, от головной до сердечной ноты - вступая, создают определённый настрой, насыщают и раскрываются тонким шлейфом смыслов.
Первая серия погружает в атмосферу 80-х годов, в известный торговый центр "Джонхуа" (кстати, реально тогда существующий), где происходят все события. Это история нескольких семей: детей, юношей и взрослых, живущих в одном общежитии торгового центра, с работой на первом этаже и проживанием на втором, с общим туалетом и душевой, куда утром, чтобы привести себя в порядок, выстраивается очередь. Торгуя разнообразной снедью: от обуви и одежды до предметов эзотерики, они вместе растят детей, развлекаются, частенько сплетничают друг о друге, совместно переживают горе. Мирок этот не то чтобы узок и незамысловат, однако суеверие и мистицизм дают пышные всходы в умах некоторых взрослых и детей. В этой благодарной атмосфере появляется патлатый бродяга-волшебник, цель которого внести свой посильный вклад в обдуривание легковерных невежд и разжиться лёгкими деньгами. Он сразу же привлекает внимание нескольких детей, потому что его чудеса кажутся настоящими. Ведь только он способен исполнить их нехитрые мечты, а детям и не только им одним, очень хочется верить в сказку.
Однако во всём этом изначально шаблоне про доброго волшебника в голубом вертолёте есть некая серая зона, ясно обозначенная уже во второй серии, когда в момент бурного ликования от исполнения желания, люди вдруг начинают зиговать на марше с остекленевшими газами и на вопрос одного мальчика, Волшебник с загадочной усмешкой замечает: "Что в этом такого, я лишь даю людям возможность немного помечтать". Вся эта впечатляющая демонстрация нужна была, чтобы понять одну вещь: мечтать можно и нужно, но некоторые целеустремления могут иметь не просто плохие последствия, но и приводить к губительной и человеконенавистнической идеологии, а заодно проиллюстрировать, как легко человек может подчиниться тонкому влиянию умного манипулятора, давая ему право воздействовать на свою жизнь.
Отсюда мы приходим к пониманию личности Волшебника, здесь не будет никаких душевыворачивающих сюжетов, он - никто, появляется из ниоткуда и уходит в никуда. Он - не то чтобы медиатор всех этих сложных человеческих взаимоотношений, а скорее зеркало, через которое каждый получает шанс на откровение в том, чтобы увидеть и осознать что-то жизненно важное о самом себе. А уж воспользуется ли он этой возможностью - вопрос выбора и ответственности каждого.
На это указывает ещё один момент: среди семей населяющий этот торговый центр, популярна местная легенда о 99 этаже, где время от времени якобы пропадают люди. В буддизме 9 - самое сильное число, означающее переход на более высокий уровень сознания, это число нравственного перерождения, причём удвоенная 9 стоит перед 100 - небесной числом, не принадлежащему этому миру, с 99 этажа можно только подняться на 100, то есть либо уйти в смерть или в некую гипотетическую нирвану, либо, обнулившись, вернуться к 1 - к истокам, к новому началу. Но и это не всё.
В самом начале, волшебник говорит одному из мальчишек мысль, что некоторые потерянные, но дорогие сердцу вещи нужно оставлять на 99 этаже, потому что они не существуют, но при этом именно они-то и существуют по-настоящему. Эти слова повторяются в финале, изящной петелькой завязывая всю историю в единый смысловой узел. Звучит запутанно, но как раз тут-то и раскрывается вся философская подноготная этой псевдосказки. Не хотелось бы сильно вдаваться в тонкие материи, но азиатскому ментальному сознанию очень близка идея мира как иллюзии или скорее сна. Сама реальность изменчива, её понимание весьма относительно и даже время — ещё одна аллюзия субъективного ума. Будущего нет, как и настоящего, потому что каждое следующее мгновение превращается в его прошлое. И только в памяти да ещё на киноленте оно зафиксировано в его чистой и первозданной бесконечности. Вопрос: как долго? Ответа нет. Возможно, память — это то единственное утешение, что доступно для человека здесь и сейчас.
Слишком заморочено, скажете вы. Да, философия здесь есть, но она скрытна и не бросается в глаза, и нужна не для того, чтобы задурить зрителю голову всякой духовной белибердой, а чтобы показать, что картина мира не всегда однозначна и проста, как кажется, что бывают вопросы без очевидных ответов, если вообще бывают какие-то ответы.
Наравне с "духовной" составляющей в сериале много бытовых и жизненных, но совсем не банальных историй отношений и даже немного политики. Так и соседствуют вместе великолепный психологический портрет из 7 серии, где тема несовпадения и не-судьбы развивается обыденно и почти совсем не волшебно (что неправда)), с 9 серией, в которой нужно немного представлять, что в буддизме символизирует золотая рыбка, а точнее 2 золотые рыбки, где финал имеет далеко не конкретное значение.
Ожидать чего-то иного от автора рассказов под общим названием "Волшебник с пешеходного моста" было бы странно. У Минь И имеет степень доктора по китайской литературе в Государственном Центральном университете Тайваня, плюс номинацию на Букеровскую премию по литературе. Другое дело, что не первый и не последний раз была и буду свидетелем того, как бестолково могут запороть самый превосходный литературный первоисточник. К счастью, этого не случилось. Для меня показатель мастерства хорошего режиссёра, это то, насколько он может невербально распечатать некое событие, не вдаваясь в подробности, одним чётким кадром. К примеру, вся трагедия, вся боль маленькой Тересы в 9 серии, передана всего лишь одним предметом, висящим на сушилке около дома. За этим непримечательным буквально 2-х секундным отрывком стоит целая история, да и не её одной на самом-то деле. Ну и выше всех похвал фантастической красоты образ мальчика, сидящего на крыше здания, как на плоту на поверхности спокойно разливающегося между высотными зданиями океана и посылающего в закат последнее прости ушедшему другу. Как и быстрый проход двух девушек сквозь медленно идущую толпу, как осознание того, что обе уже перешагнули ту грань. что отделяет мир реальный от того другого. Я целую неделю кайфовала от этих сцен, просматривая снова и снова. Это не просто идейно, это поэтично и глубоко.
Великолепен и подбор музыки, я не буду говорить о бесподобных опенинге и эндинге, но включите любимую арию Альмирены из "Ринальдо" Генделя и мне можно продать всё что угодно, даже если это будет совсем не моя история. От себя ещё похвалю актёра в роли Волшебника. Обалденные глаза: вроде бы отстранённые и равнодушные с каким-то неуловимым выражением, бывало там проскальзывали и дьявольские всполохи, но иногда в них мелькала особая терпкая нежность пополам с горечью. Редко, когда меня могут торкнуть и увлечь чьи-то глаза, но вот здесь прямое попадание.
Подводя итог, скажу: у китайцев есть одно занятное выражение - 天花板, буквально означающее "потолок", но имеющего смысл: пик, то есть выше этого предела ничего быть не может, потому что - это лучшее. Что касается сериальной продукции: это как раз оно. Это не обычный фастфуд, это высокая кухня. Must see.
Дата публикации: 12.05.23