Оцените отзыв
Я не собиралась писать здесь рецензию на «Безымянного»: думала, что его и так оценят по достоинству. Однако за последнее время видела несколько отзывов, где авторы сетовали на обманутые ожидания. Поэтому хочу кое-что прояснить. Прежде всего, чем этот фильм НЕ является:
1. - Это не советское кино про разведчиков. У режиссера Чэн Эра свой, уникальный авторский стиль. Повествование нелинейно, множество флэшбэков могут затруднять понимание сюжета. Истории персонажей намеренно не проработаны, намечены лишь пунктирно – и это оставляет зрителю простор для воображения, догадок. О происходящем зритель узнает из сообщений по радио, скупых диалогов, в которых больше намеков, чем явной информации, и визуальных подсказок. Если такой стиль – не ваша чашка чая, лучше не смотрите.
2. - Это не крутой боевичок и уж точно не айдол-дорама. Хотя там есть экшен-сцены, а одного из актёров недавно называли айдолом. Но смысл фильма совершенно не сводится к показу зрелищных драк. И тем более к демонстрации красавчика-героя в разных выгодных ракурсах. А насчет глубины образов, проработки ролей, актёрского мастерства я даже распространяться не буду. Имеющий глаза увидит.
3. - Это не пропаганда в чистом виде. Вообще, современное китайское кино, даже снятое по заказу КПК (или в подарок ей, как данный фильм), подаёт идеологический компонент довольно аккуратно. Здесь нет громких лозунгов, никто не славит компартию – действия героев говорят сами за себя. И исторические факты. Партизанский фронт и разведка в тылу врага во время антияпонского сопротивления относились в основном к сфере деятельности членов КПК.
4. - Это не так называемое «интеллектуальное» кино, понятное только самому режиссеру и, возможно, небольшому количеству чрезвычайно умных и подготовленных зрителей. Хотя предыдущие фильмы Чэн Эра в большей степени подходили под это определение, в случае с «Безымянным» он действительно старался сделать свой фильм доступным для понимания более широкой аудитории. Так, вся нелинейность, временные скачки - это не просто потому, что режиссёр увидел сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, и рассказывает его эзоповым языком. Это форма контакта со зрителем. Режиссёр предлагает ему собрать «паззл» из разрозненных на первый взгляд кадров и обрывков диалогов. Первые 10-20 минут озадачивают. Дальше начинаешь понемногу понимать взаимосвязь кусочков «головоломки». К концу фильма паззл складывается полностью, практически не оставляя недосказанности. И тогда осознаёшь, что тебе не показали ни одного случайного или бессмысленного кадра, ни одно слово не было сказано зря. Второй просмотр подтверждает этот вывод и приносит новые маленькие открытия, помогает увидеть новые нюансы. Это вполне себе демократичное интеллектуальное удовольствие, доступное любому, кто смотрит достаточно внимательно и заинтересованно.
В В общем, если вы ожидали чего-то из вышеперечисленного, лучше про свои ожидания забыть и настроиться на восприятие своеобразного, может быть, в чем-то неожиданного и уж точно обладающего ярко выраженным авторским стилем кино. Потому что Чэн Эр – это Чэн Эр, а не Лиознова, не Тарковский и даже не Чжан Имоу. Хотя с последним его объединяет, помимо национальности, особое внимание к визуальной части фильма. Ну, возможно, это и есть национальная черта китайских режиссёров, за что я лично их особенно люблю. Гарантированно будет красиво. Руины, бомбежка, промышленные здания, грязь, кровь – красиво так, что дух захватывает! Наверное, этому фокусу невозможно научиться, надо быть китайцем, чтобы так снимать. И еще у Чэн Эра особая любовь к симметрии. Симметрия образов, симметрия событий – кому-то это покажется слишком искусственной чертой, но так уж он плетёт свое кружево…
Можно подумать, что «Безымянный» - просто красивый паззл, не оживлённый эмоционально захватывающим содержанием, - но и это совершенно не так. По крайней мере, для меня. Хотя события и персонажи фильма обрисованы лишь поверхностно, лёгкими штрихами, они производят глубокое впечатление. Прежде всего потому, что штрихи очень точные, просто «искусство лёгких касаний». «Откуда у тебя муж? Мы ведь пять лет вместе», - говорит героине Чжоу Сюнь коллега-подпольщик. А спустя несколько минут мы видим долгожданную встречу мужа и жены. За этими объятиями, за одинокой слезой радости – пять лет мучительной разлуки… Или якобы невинный диалог двух приятелей: «У тебя проблемы с женщиной?» - «Откуда ты знаешь?» За этими незначительными фразами - страх, предательство, подозрение, угроза. Но сами по себе диалоги ничто без актёров, без их способности донести скрытые и подразумеваемые смыслы - взглядами, позами, жестами, мимикой. Актёрская игра здесь настолько прекрасна и так эмоционально затягивает, что хочется смотреть это великолепие снова и снова.
Я посмотрела уже три раза. В последний раз обратила особое внимание на музыку. Она у Чэн Эра создает особый эмоциональный фон, а перекликаясь с актёрской игрой, многократно усиливает впечатление. Так, сюжетную линию господина Е сопровождает печальная мелодия, подчеркивая эмоциональный фон этого персонажа. Иногда музыка живёт своей жизнью: изысканная мелодия концерта для струнных сопровождает мрачные и жестокие сцены – и этот контраст создаёт особый эффект. Короче, этот фильм – удивительная коллекция прекрасного: кадров, музыки, актёрской игры, идеально подходящая для большого экрана. А смысл пусть каждый определит для себя сам. Назвать его пустым и бессодержательным – большого ума не нужно. Но тому, кто проникнется искусно рассказанной историей самопожертвования во имя победы, дополнительные пояснения будут не нужны. А кто не проникнется – ну что ж, кому арбуз, а кому свиной хрящик, как говорится… В общем начинайте смотреть, отбросив ожидания и предрассудки, и эти два часа пройдут для вас с пользой. Если «Безымянный» и не войдет в число ваших любимых фильмов, то хотя бы получите представление о том, чем живёт сейчас китайское кино.
Дата публикации: 16.04.23