Прелестно-наивно-упрощенное представление о жестокостях режимов насильного счастья. Удивительно, но факт - государства, построенные на идее свободы и справедливости любой ценой, имеют самый разветвленный аппарат принуждения. Конечно, это не демонизация северно-корейских реалий. Скорее всего это представление сытого человека о голоде. Благополучного - о несправедливости. Выросшего в большой дружной семье - об одиночестве. И хорошо. Очень хорошо, что у создателей весьма приблизительное впечатление об этих реалиях.
Условности сюжета вписались без внутреннего сопротивления. Хотя затронуты первые лица государства, здесь нет подробного анализа политической составляющей. Дело не в том, что все спецслужбы Юга и Штатов погулять вышли. Дело в том, как шпионские страсти отражаются на судьбах обычных граждан. Что может "маленький" человек. А может нам удобно считать себя незначительными, чтобы не сражаться. Иметь оправдание для бездействия. Типа, куда мне... я слаб, без денег и власти... Но если идти до конца, то случаются удивительные вещи. Неожиданный эксцесс исполнителя, например. Особенно, в делах подзаконных и совершенно преступных. Хотели как хотели, а получилось как всегда. И тогда получается совершенно другой расклад.
Нам, не заставшим "дела врачей", поисков троцкистов, шпионов, врагов народа, лжеученых генетиков и кибернетиков не понять каково жить под вечным гнетом. Рожденные в середине прошлого века, застали отголоски этого ужаса. В литературе, кино, памяти вернувшихся из лагерей. Анекдоты про "товарища майора" непонятны их детям. И слава богу, что непонятны. Нет великого счастья в их понимании.
Закрытый городок медиков - не такая уж буйная фантазия. Достаточно вспомнить спецтюрьмы военных лет, где свет советского авиастроения создавал крылья родины. Так называемая туполевская шарага, она же КБ НКВД — ЦКБ-29, воспитала создателя космической ракеты. Того самого Королева, что отправил Гагарина в космос. Заключенный Королев, заключенный Глушко, заключенный Туполев. У конструкторов была в ходу горькая шутка, что настоящий конструктор должен отситеть свой срок. Если тебя ни разу не сажали - значит ты бездарь. В послевоенные времена были закрытые городки ядерщиков. Тот же Челябинск-40, где за 29 лет до Чернобыля рванул мирный атом. Только для советских граждан никакой аварии не существовало. Даже для тех 270 тысяч человек, что оказались в зоне радиоактивного загрязнения. Тему закрытых городов в советском кино приоткрывает фильм "9 дней одного года". Сегодня многие вещи выглядят дико даже для тех, кто восхищался фильмом 30-40 лет назад.
Искренне надеюсь, что сценарист и режиссеры знают о тоталитаризме только из внешних источников. Для таланта не обязательно самому воевать, чтобы снимать пронзительное кино о войне. Никогда не воевавшие Высоцкий, Леонид Быков ("В бой идут одни старики"), Владимир Рогов ("Офицеры"). Кстати, "Офицеры" вышли наполовину сокращенными. Полностью вырезана сюжетная линия, где генералы потеряли друг друга из вида, т.к. оба "сели". Творческие люди оставили нам точную картину событий, происходивших задолго до нашего рождения. Как жилось в стране, где половина граждан уже сидела, а половина - готовилась к отсидке.
Замечательно, что все чаще в кино, в литературе, в науке начинают говорить об образах. Не о формальных признаках: контурах-приметах-отпечатках пальцев. Образ каждого создания этого мира неповторим. Люди могут делать пластические операции, кардинально менять манеры, даже думать на другом языке, но образы неизменны. Образ - это портрет на уровне разума. Речь - на уровне ума. Внешний вид - на уровне взгляда. Чем ниже уровень - тем больше двойников. Проще всего подделать внешний вид. Чем и занимаются конкурсы двойников. С умом уже сложнее, но имеются единомышленники. Немного, но есть. Уровень разума индивидуален.
Виртуальность это не только трехмерные фигурки и картинки. Работать в поле образов дано не всем. Пока этим страдают только отдельные личности. Талант образного мышления позволяет нашему гению медицины оперировать на ощупь. Ведь "картинка" складывается непосредственно в его мозгу. Разум создает картину в уме, как художник накладывает краски на холст.
Формула "успех или жизнь" выглядит сейчас дурилкой картонной. Но очень часто вопрос "быть или не быть" зависел именно от успешности граждан в своем деле. На запустилась ракета, не выздоровел именитый пациент, не выросла пшеница квадратно-гнездовым способом, мало медалей привезли с мирового соревнования и все, ты уже враг народа. Со всеми вытекающими последствиями. 10 лет без права переписки (обтекаемая формулировка расстрела) можно было схватить за улыбку зарубежному гостю. Игры в прицеливания выглядят наивными. Действительность не столь зрелищна. Зато суровее, грубее, неприглядней.
Угрозы тоже имеют срок годности. В один непрекрасный момент шантажист обнаруживает, что в руках у него не козырной туз, а прошлогодний трамвайный билетик. Если тема для давления используется слишком часто, то наступает психологическая усталость. Жертва, что называется, сходит с резьбы. Впадает в состояние "что воля - что неволя". Жизнь в постоянной угрозе больше не имеет ценности и человек идет ва-банк. Больно, невыносимо больно соскакивать с крючка зависимости. Будь то врачебная непогрешимость, жизнь любимой женщины или жажда мщения. Тут не только отгрызенная лапа в капкане, жабры пополам, тут серце и мозг - в лоскуты. Но какая удивительная легкость полагается в награду тем, кто переступил через страх. Оковы тяжкие спадут, темницы (страхов) рухнут и свобода нас встретит радостно у входа... (да простит меня Пушкин А.С.).
С точки зрения точности и достоверности может и не самый великий сериал. Но идея подана блестяще, что дорогого стоит. Нас ведь не раздражает упрощенность врачебных сцен, а политические интриги представить на суд зрителя еще сложнее. На то они и тайные механизмы манипуляции сознанием. Ну нет у большинства из нас маккиавелевско-борджиевского интриганства. Наши козни попроще будут, никак не потянут на многоходовые замыслы. Какие там трехмерные шахматы, тут бы "чапаева" освоить.
Ведущая идея гласит - каждый должен следовать своему предназначению. Доктор - оставаться милосердным при любых обстоятельствах. Политик - договариваться с врагами. Контролировать противоборствующие стороны и, ни в коем случае, не поддаваться одной идее. Будь то чувство ненависти или жажда трона. Примечательно, что политикам разного масштаба: и государственного, и больничного, придется кардинально пересмотреть свои убеждения.
Любовь не расстилает ковровых дорожек. Не обещает легкой жизни. Да и сама жизнь может потерять свою ценность. Человек-марионетка все равно, что покойник. Зомби, лишенный выбора. Тему свободы воли - как отражение зеркала в зеркале - повторяют персонажи второго, третьего и прочих планов. Они берут свои "рубиконы". Любое препятствие вызывает страх перед его преодолением и благодарность - после. Благодарность, за возвышение над своими слабостями.
Итого: тем в сериале огромное количество. Можно еще штук десять рецензий написать. Главное, не упираться в прямолинейность. Здесь образно говорят о возможностях образного мышления. Так что прямой кавалерийской атакой авторской задумки не понять. Удивительно, как удалось создателям отразить трехмерность в плоскости экрана. Есть в этом нечто от 3-D рисунков. Вроде бы видим набор штрихов на асфальте, а перед глазами - пропасть. Так и здесь, наблюдаем череду событий, а в сердце возникает целый мир. И не просто мир, а уникальное пространство. Неповторимое для каждого зрителя.