Оцените отзыв
Сижу перед монитором после просмотра фильма «Грубая игра», на экране - фотография Ким Ки Дука. Вглядываюсь в это лицо и пытаюсь понять, что за насекомые плодятся в голове у этого сценариста-режиссера-продюсера, что от фильма к фильму он замешивает крутое тесто из всевозможных людских пороков, один другого страшнее и непригляднее. Настолько отвратительных пороков, что хочется возопить: «Остановите Землю, я сойду!!»
Я пока не совсем поняла, какую цель ставит перед собой этот то ли сеятель «прекрасного и доброго», то ли ассенизатор скверного и отвратительного. Это очистительная шоковая терапия? Желание потыкать носом зрителя в его самые омерзительные человеческие качества, о наличии которых он не догадываемся, а если догадываемся, то глубоко прячет не только от окружающих, но и от самого себя? Действительно, периодически надо слегка взбалтывать нашу глубинную память и приподнимать на поверхность запрятанные от нашего сознания порочные качества, привычки, вкусы и аккуратно снимать эту пену. Но надо делать это осторожно и умело. И одно дело перемешивать замутневшую гладь ума серебряной ложкой и снимать пену божественной шумовкой. И совсем другое дело орудовать грязным веслом и навозным ковшом. Второй процесс не столько очистит твой ум, сколько еще больше осквернит.
В процессе просмотра меня не покидало ощущение, что нечто подобное я уже видела. Потом вспомнила где. Те же ощущения мерзости и неотвратимости я испытывала при просмотре фильма «Карнавал бесчестия». Но там-то все демонстрируемое насилие было оправдано бандитской тематикой. Но почему в кинематографической среде царят те же бандитские приемы? Ну если все действительно так, то недолго вселить отвращение ко всем продуктам деятельности этой индустрии. Если там царит такой беспредел, то чур меня. Ким Ки Дук, ты играешь в очень опасную игру!
В комментариях добросовестные зрители пытаются понять суть сего творения, разобраться в развитии характера главного героя. Каким он был и каким он стал? Что на него повлияло? На мой же взгляд изменений больших не было. Что в начале, что на протяжении фильма герой совершенно не ощущал границ между жизнью и игрой. Он игру превращал в жестокий натурализм, а жизнь в жесткую игру. И никто этого в нем не культивировал, вся грязь изначально в нем присутствовала. Просто в дальнейшем семя нашло благодатную почву и расцвело буйным чертополохом. Что в себе взращиваешь, то в дальнейшем тобою и управляет. И если в тебе есть вкус к насилию, этот вкус приведет тебя туда, где насилия и унижения – ешь сколько хочешь полными ложками.
Меня в этом фильме поразило другое. Как корейцы, воспитанные в традициях конфуцианства, соглашаются на такие роли? Они не читают сценарий? Очень любят скандальную славу? Или им посулили солидный гонорар? Или я где-то далеко отстала в своих взглядах на современное искусство? То ли это моя склонность к перфекционизму, не дающая право на ошибки и компромисс? Но ведь есть же актеры, чьи нравственные критерии заставлют пересматривать контракты и выдвигать требования не использовать их в сценах насилия и в «обнаженке». Но если актер соглашается сниматься в подобных сценах, которые изобилуют в «Грубой игре», которые даже не знаешь, как правильно их охарактеризовать, то ли грубая эротика, то ли мягкое порно, значит с самим актером, а точнее с его пониманием прекрасного, не все благополучно. И тут меня осеняет! Ай да Ким Ки Дук! Ай да хитрец! Он же просто расставляет как ловец порока свои сети! Герой фильма попадает в сети порока, потому что в нем самом этот порок присутствует. Идем дальше – актер, снявшийся в главной роли, тоже попадает в эти сети, согласившись сняться в подобном «шедевре». А дальше – самое грустное! Не только актер, но и зритель, то бишь я и ряд мне подобных, попадают на крючок. Ведь зарекалась, не смотреть фильмы этого режиссера, ну или в данном случае сценариста. А если полезла опять в эту выгребную яму, делай, дорогая, вывод – есть в тебе этот вкус к грязненькому! Я в шоке от такого открытия! Ай да Ким Ки Дук!
Ну ладно оставим в стороне самокопание, вернемся к фильму. Наверное, единственное, что мне понравилось в нем – это режиссерский ход. Фильм снят так, что реальная жизнь героя и эпизоды съемок настолько переплетены и симбиотически связаны, что порой пока не услышишь слово: «СТОП!» – не понимаешь, что сейчас нам демонстрировали: жизнь или игру. Только это «СТОП!» и служило ориентиром. Не только ориентиром, но и несло определенную смысловую нагрузку. Сколько раз оно звучало в фильме? Ну не менее нескольких десятков раз. И уже это не просто команда к остановке съемок, но и обращение к главному герою: «Ну стоп же, стоп! Остановись, пока еще не поздно!»
И еще один момент, достойный размышлений. Такое чувство, что Ким Ки Дук снимает свои фильмы не для Азии, уж очень он популярен и обласкан на Западе. Множество номинаций и наград на европейских кинофестивалях. На азиатские же экраны его творения протискиваются с трудом и зачастую окольными путями. Надежно стоит цензура родных соотечественников на охране нравственности зрительской аудитории. И не надо обвинять в ограничении свободы. Уши и глаза зрителей надо оберегать. Не все, что селевым потоком льется с экранов, является манной небесной.
Дата публикации: 13.10.14