Оцените отзыв
«Слово «свобода» в японском пишется как «причина почему я существую» …» (Мичи)
Люблю смотреть японские дорамы 90х годов. В них неповторимым образом сочетаются глубокий психологизм человеческих отношений и определенная неспешность, молчаливость, ненаигранность повествования, из-за чего у зрителя возникает ощущение полного проживания с героями всей их истории. Эмоции и поступки в этих произведениях отличаются многообразием оттенков и полутонов, что добавляет сюжету и персонажам дополнительной теневой, объемной глубины. Этому же способствует заметное предпочтение, которое отдается паузам и взглядам героев взамен криков и резких действий. Отдельно хочу заметить, что меня поразила игра японских актеров тех лет, в первую очередь, их способность отыгрывать глазами все порывы и противоречия человеческой души так, что в дополнительных словах нет нужды. Эти моменты тишины не образуют дыры в ленте истории, а напротив выводят ее на иной уровень наполненности и проникновенности.
Тонкая, молчаливая и одновременно чувственная, многослойная красота таких историй заставляет возвращаться к ним снова и снова, каждый раз раскрывая новые грани произведения. К ним относится и данная дорама. Не смотря на то, что изначально этот сериал не вошел в список любимых, я с интересом отметила, что раз в два года пересматриваю его и всегда погружаюсь в историю будто в первый раз, а значит пора, собрав свои мысли и впечатления воедино, отдать ему должное.
Эта история не столько о любви, сколько о взрослении. Двое глубоко одиноких людей, мерно плывущих по течению жизни, в прямом смысле неожиданно сталкиваются и заглядывают друг другу в глаза. Что именно они тогда увидели во взглядах? Для героини улыбка незнакомого мальчика по имени Хикару (означает «свет») мелькнула лучиком надежды в сером одинаковом мире. Может быть, в его взгляде она увидела отражение собственного понурого лица? Это лицо, совершенно незнакомое и непонятное ей в начале истории, она будет не раз рассматривать на протяжении всего пути, узнавая себя и различая все те маски, которые на нее надело общество, и которые она безропотно носила. Даже само имя героини означает «неизвестная», «незнакомая». Простое столкновение двух частиц вызывает сперва едва заметные круги на воде, а потом перерастает в настоящий шторм, преображающий не только самих главных героев, но и их близких людей. Образ воды жизни, ее течение будет присутствовать на протяжении всего сериала: беззаботный берег океана и солнечный песок в начале, хмурое небо и бушующие волны ближе к концу; постоянно проливающаяся вода из опрокинутых бутылок, стаканов, словно мгновения непрожитой жизни, утекающие сквозь пальцы. Сколько еще минут, часов, дней, лет герои бы провели, растрачивая себя впустую на чужие ожидания, если бы случай не свел их? Два одиноких человека увидели друг в друге спасительный свет и, во чтобы то ни стало, решили вырваться из парализующих оков.
Эта история не столько о борьбе с обществом, сколько о преодолении своих собственных внутренних ограничений. Любовь героев стала средством на пути к их становлению личностями. В течении всего сюжета зритель наблюдает, как они из пары трясущихся детишек перевоплощаются в сильных и уверенных в себе людей. Сперва мы лишь слышим их детские мечты о стране свободы, в которую хочется сбежать. Да, можно убежать к берегу океана, можно выбросить телефон в воду, можно ни о чем не думать и изобретать оправдания, но от себя и от своей жизни не убежишь. Вопросы «кто же я?», «что я делаю?», «куда я иду?» преследуют каждого из них. Но кроме самого человека никто не может дать на них ответы, и подбрасывать монетку бесполезно. Постепенно герои учатся не убегать, а принимать собственные решения, не оглядываясь на чужие ожидания, и нести ответственность за их последствия. Манифестом этого осознания звучат слова письма Мичи: «Ведь свободой называют то, когда человек живет себе в радость. Чтобы ни случилось нужно продолжать жить. На самом деле страны свободы нигде нет, но ее можно создать собственными руками…»
Зрителя подкупает простой и понятный символизм, который принизывает сюжет. Помимо воды, которую я упоминала выше, в повествование вплетаются стены и решетки, окружающие персонажей, низкие потолки и маленькие пространства на контрасте с берегом океана, нежно зеленая весенняя листва и поле первых цветов, дающие надежду, голубая луна как символ неосуществимой мечты, отсылки к библейским сюжетам, разговоры без слов со своим отражением в зеркале. Мне нравится отсутствие розового цвета в этой истории в отличие от других подобных сюжетов. Краски только сгущаются, пока герои не осознают, что свет заключен в них самих. Что интересно, розовый костюм носит лишь мать главного героя пока пребывает в мире собственных иллюзий, не желая понимать чувств даже любимого человека. Не смотря на весь ужас, который она сотворила, я рада, что ее персонаж получил вторую жизнь. Если бы в итоге она эгоистично покончила с собой в угоду своей прихоти, то главный герой никогда бы не смог от нее по-настоящему освободиться. А так она, как и другие персонажи этой истории, заново учится жить свою собственную жизнь и любить в близких людях именно их, а не свое эго.
Отдельно хочу упомянуть про разницу в возрасте главной пары. Кастинг очень удачный, и актеры потрясающе справились со своей задачей. Весь спектр непростых эмоций, разворачивающихся в столь непростых обстоятельствах, расписан и отыгран безупречно. Сама разница между героями становится ощутима ближе к последним сериям. Например, герой по-юношески наивно пытается отыскать способ, чтобы сделать счастливыми всех окружающих, героиня же осознает, что взрослый человек в состоянии отвечать только за свое собственное счастье. Мичи отпускает героя, чтобы он смог пройти все необходимые ступени для любого человека его возраста и лучше понять себя. Хикару приходится встать лицом к лицу с очень непростыми решениями, вплоть до выбора между жизнью и смертью любимого человека. Того и гляди, кажется, что его хрупкие плечи семнадцатилетнего мальчика не выдержат и сломаются. К концу сериала напряжение накаляется до предела. Однако, завершу словами Мичи: «Если чудеса и происходят, то только потому, что такие вещи как любовь, воля, смелость творят чудеса…»
Эта история поднимает сложные темы и не отличается легкостью, которой иногда хочется наполнить вечер, но она точно стоит того, чтобы вы обратили на нее внимание. И, кто знает, возможно, она даст ответы на те вопросы, что вы безмолвно задаете, когда в одиночестве смотрите в зеркальную гладь, ища глазами себя.
Дата публикации: 14.10.23