После прочтения книги всё думала, как же можно всё это снять. Ведь если убрать то, что нельзя показать изобразительными средствами, то что останется можно будет принять и за эротику. И упоминание данного жанра может заманить в ловушку людей, вовсе не подготовленных к последствиям. Судя по некоторым отзывам, так иногда и происходит. Мураками половину, нет, гораздо большую часть книги посвящает тому, что нельзя увидеть - внутренним переживаниям героя, его мыслям. Мне казалось, без этого невозможно передать сам дух произведения. Поскольку мы здесь обсуждаем всё же не книги, а фильмы, то о нём и поговорим. Авторам удалось добиться того же эффекта, что и после прочтения первоисточника. Стеснение в груди не проходит ни после нескольких глубоких вздохов, ни после пары гимнастических упражнений. Пройтись по комнате и позаниматься домашними делами тоже не помогает. Вздохнуть тяжело, виски давит. Придётся попробовать выговориться.
Японцы гениальны во всём, что касается нематериальной сферы. И кино - лучшее тому подтверждение. Даже без закадрового голоса, который иногда используется для передачи внутреннего мира героев, и прочих приёмов, им удалось не скатиться к простому пересказу последовательности событий. Мы можем почувствовать и боль персонажей, и тяжесть их бремени. Сама атмосфера фильма погружает нас в эпоху семидесятых - неспокойных, мятежных, переломных для судеб не только людей, но и страны. Причёски, интерьеры, костюмы - всё соответствует духу времени. Но весь глобальный антураж только подчёркивает отчуждённость героя от окружения. Он внутри ситуации и вне её одновременно. Случайно попадает в толпу демонстрантов, но так и не становится её частью. Нам словно показывают, что политика и устройство общества никак не относятся к сюжету. Да и к жизни персонажа. Совсем другие проблемы вокруг него. Потеря друга, встреча с любимым человеком, эмоциональный надрыв в каждом действии и поступке. Всё, как по обнажённым нервам. И его, и нашим. Что есть любовь? Существует ли она вне "телесных" отношений? Вернее, даже не так. Существует, конечно. Переплетение духовного и бездушного настолько плотное... Любить ту, что даже не знает, как к тебе относиться. Каково это, соперничать с тем, кого по определению нельзя победить. С тем, кто сбежал, ушёл от ответственности и навсегда останется статичным и неизменным единственным. После его ухода остались лишь руины в сердцах и душах. Ничего нельзя залечить, ничего нельзя исправить. Как расцарапывание уже заживающей раны. Чтобы боль физическая хоть слегка притупила боль эмоциональную. И даже жить с этим нельзя. Хотя живые очень пытаются. На фоне прекрасных зелёных холмов (кругом символизм). На то они и живые, чтобы надеяться, верить и строить планы. Каждый хочет понимания, тепла, заботы - самых простых и приземлённых вещей. Родного человека рядом. Кто-то выберется из бездны отчаяния и боли, кого-то она поглотит.
Одиночество. Бушующий океан, безбрежный и равнодушный. Холодные камни. Возможность полностью отдаться горю. Существование почти на уровне животных инстинктов - чтобы справиться с потерей и жить дальше.
"Ничто не способно излечить нас от потери любимого человека.
Ни правда, ни искренность, ни сила, ни доброта.
Всё, что мы можем, это выживать в обнимку с этой трагедией и учиться, что никакая очередная трагедия не будет менее горькой..."
Музыка используется исключительно для создания соответствующего настроения. Гнетущая, безнадежная. Для тех, кто ещё не понял, как всё плохо. Как контрольный выстрел. На добивание. Вот этого у японских кинематографистов тоже не отнять. Не оставят ни одного шанса обмануться.
Самое забавное (даже не знаю, насколько уместно это слово), что и в книге, и в фильме конец "хороший". Прямо-таки happy end. Телефонный разговор с Мидори - тень и свет - прошлое и будущее: "Я люблю тебя...". И реально верится, что у героя всё будет. Он своё счастье выстрадал и выболел. Только не обманывайтесь этим. Вашей тяжести это не облегчит. А эротику бы я действительно из жанров убрала. На мой взгляд, её там нет. Несколько эмоционально окрашенных сцен не в счёт. Они не для этого. Только для расстановки акцентов - или конец, или начало.
Приступать ли к просмотру, каждый решает сам. Просто не будет. У меня - в "любимые".
Спасибо за внимание!