Оцените отзыв
лёгкія-лёгкія нашы далёкія
цяжкія-цяжкія блізкія нашыя
светлыя-светлыя нашы памерлыя
цёмныя-цёмныя нашы штодзённыя
© NRM
Очень много в кино и сериалах историй про школу. Так много, что аж тошно от них. Ведь далеко не всем хочется вернуться мысленно в школьную пору. Я даже не могу представить, кому хочется. Непосредственно школьникам и самим учителям? Ну так я уже давно или даже никогда не примериваю на себя подобную роль. Поэтому к большинству таких сюжетов отношусь с прохладцей. Конечно, речь именно о школе, а не о какой-то сторонней истории в декорациях школы. Но только к «Angry Mom» у меня в сердце воспылало. Потому что здесь впервые я вижу историю с позиции мамы, а не школьника или учителя. Я это принимаю. И вот это странно. Ведь я не мама. Как же так получилось вообще?
Несправедливость в школьной жизни цветёт и пахнет. О ней всегда школьные сюжеты. Завидовать тут нечему. Как нечего любить. Но мне вот вдруг в руки попалась дорама, где говорится, что ребёнка обижают. А я взрослый человек. Взрослый человек привычен к боли, только если он не маленький Будда. Он готов. Он всегда этого ожидает на всякий случай. Ведь что не убьёт меня, то сделает меня сильнее. А ребёнок к подобному не готов. Каждый раз при просмотре новой серии, даже новой сцены «Angry Mom» мне хотелось крикнуть: стой! Стой, прекрасное далёко! Стой, судьба! Остановись, сюжет! Помилуй, Боже! Ведь они не готовы. Они не знают, как нужно жить. Они всё ещё не готовы к суровой правде жизни. Я стала мамой? Отнюдь. Возможно, мои воспоминания о собственной школьной жизни в связи с просмотром этой дорамы позволили вдруг понять мне что-то такое в маме, чего я не понимала раньше. Ох, мама, прости, что я не чувствовала прежде того, что пришлось пережить именно тебе в эпоху моего взросления. Наверное, только сейчас мне открылось. Мне, знакомой с сотней школьных сюжетов. Даже тех древних советских, – но не менее жестоких, вроде «Дорогая Елена Сергеевна» или «Чучело», – что описывали твою возможную школьную жизнь. Пока не повзрослеешь, не поймёшь. Грустно, но это так.
Зачем вообще нужна общеобразовательная школа? Уж точно не для образования. Гораздо проще было бы учиться дома самому и сдавать периодически экзамены. Так, кстати, некоторые и поступают. Правда, не думаю, что в Корее метод распространён. Всё же коллективизм для них всё. Гораздо проще научиться самому. В эпоху интернета уж точно. Гораздо легче, спокойнее, быстрее, продуктивнее (можно как минимум отбросить предметы, которые тебе лично не нужны). И всё равно дети ходят в школу, что бы мы там ни думали. И будут ходить, пожалуй, пока существует общество. Потому что школа нужна для социализации. Если ты современный кореец, то людям будет не столько интересно, какие ты получал оценки в выпускном классе, а то, как ты научился взаимодействовать с другими такими же корейцами. Как ты научился приспосабливаться. Как ты научился манипулировать. Как ты научился жизни. Не зря же говорят про школу жизни, когда подразумевают просто способность выживать в социуме. Самым реалистичным персонажем кажется именно Чо Кан-Джа. Она приходит в школу не за знаниями. Она приходит дела делать. Сама себе и судья, и чиновник/учитель, сама себе закон. Ибо вся та власть, которая в мире должна была защищать её дочь, занималась чем-то другим. Таким простым в сравнении со школьными проблемами, что просто Ах!
Сын директора Хон Сан-Тэ учится обманывать. На примере отца. Подавая пример своим друзьям. Возводя ложь в отдельную касту. Касту богатых и успешных. Малолетний бандит Ко Бок-Дон учится безнаказанности. Детям всё можно. Всё прощается. Ведь у них эта самая детская жесткость, в которой они не виноваты. А значит, под видом буйства гормонов и неверного воспитания твори, что хочешь: всё равно по-настоящему наказать не смогут. Троица девчонок-заводил во главе с Ван Джун-Хи учится гнобить слабых. Дайте им хоть малейший намёк. Они придут и сравняют ваши светлые мечты с землёй. Ибо это так сладко: унижать, пока никто не ответит. Больше всего не повезло, конечно, девочке, искавшей дружбы, а нашедшей извращение в юном возрасте. Джин И-Кхён может показаться порочной. Но на самом деле на её месте мог оказаться любой. Ведь она не выбирала полное безразличие к самое себя со стороны мамы и окружающих сверстников.
И против них всех О А-Ран. Вот не думаю, что она хотела этой борьбы. Она просто не смогла социализироваться. Не смогла подстроиться. Унизиться. Обмануть. Схитрить. Пройти мимо. Не то воспитание. Не тот пример. Она ведь даже не осознавала, насколько яркий перед ней пример всегда был. Подростковый бунт говорил ей прямо в уши, что мама не поймёт и не поможет. Мама ничего не сможет. Но одно уже то, что А-Ран воспротивилась принятому порядку вещей, показывает, насколько в её воспитании что-то «не так» в сравнении с окружающей её школой. Окружающая её школа была похожа на гадюшник. И никто не мог этого разглядеть, даже она сама. Пока не появилась Бан-Уль. Хотя и у главной зачинщицы есть свои слабости. Например, когда та думает, что её дочь всегда будет оставаться «куколкой», вместо того чтобы протестовать и ломать действительность. Но она и только она меняет сложившийся порядок вещей.
Всем этим детям нужен был маленький толчок. Он же нужен был и даже очень сверстникам Кан-Джи. А что же нужно было самой маме? Разве только защитить свою дочь? Почему же тогда она продолжала лезть в дела остальных, меняя их жизни и души? Возможно, потому что она мама. А может, потому что она сама себе судья. Каждый день и каждый час вспоминая свой собственный реальный суд, свою собственную правду жизни. Что привела её одновременно и к главному разочарованию в жизни, и к рождению дочери, которой она отдала себя всю. Настолько сильно, что надела на себя школьную форму и вернулась в несправедливую школу. Нам сейчас кажется это фантастикой. В жизненной истории её поведение ни к чему бы не привело – вот как нам хочется думать. Она бы не смогла. Но она и не смогла в дораме, не всё осилила. Раз за разом проигрывая, Бан-Уль поднималась и снова шла отвоёвывать свои идеалы. И я поняла, что эта история не для воспитания или примера. Она для зависти. Я очень завидую и желаю, чтобы такие мамы действительно существовали. Чтобы они не боялись отвечать не только школьным хулиганам, но и чиновничьему произволу, боли и смерти. Не то чтобы я хотела себе заменить мать. Но мне очень хочется увидеть подобное в жизни. Хоть и до ужаса страшно такое повторить на собственном опыте.
Мама получилась космической. Невероятная мама, что не боится посадить на парту школьницу-забияку и завязать шнурки школьнику-забияке. О шнурках позже. А пока давайте поговорим о её собственных матерях. Их у неё аж целых три. С одной она взяла пример. Биологическую мать Чо Кан-Джа недооценивала так же сильно, как её саму не смогла рассмотреть собственная дочь А-Ран. И всё же есть в той слегка упомянутой владелице уличного кафе некий стержень, что смог связать различные эпохи и рассказать нам, как из поколения в поколение ничего не меняется. Проблемы подросткового бунта остаются, перестановка происходит только в ролевой модели. Второй мамой для Кан-Джи стала свекровь. Что мы знаем о ней кроме того, что у неё был сын, которому она уж очень сильно потакала? Да только то, что своему многообожаемому сыну она разрешила отвернуть себя от неё самой в пользу жены и неродной дочери. С одной стороны мало. А с другой – настолько много, что старушка до конца жизни сможет оставаться очень близким человеком главной героине. И как бы она вам ни была противна, в ней есть невероятно много правды, которую Кан-Джа до последнего ценит и лелеет. Не меньше, чем любовь мужа. Третьей мамой для Бан-Уль стала её подруга детства, товарка по школьным разборкам и дракам. Такой маме я тоже завидую. Пока остальные родительницы в школе не для самых бедных усиленно дают взятки и сподвигают своих деток на пороки и обманы, Гон-Джу наивно, по-детски отвечает на взрослые претензии кулаком и самовозвеличиванием. Прекрасно детализированный в шероховатых мелочах персонаж, которого бы я хотела увидеть в главной роли в отдельном сериале или хотя бы фильме.
И все три мамы взращивают в Кан-Дже человека. Втихую, скрытно, по-маминому. Ведь если матерям не дозволяют воспитывать детей потому, что их воспитанием уже якобы занято государство, то зачем отступать? Главная героиня перенимает это на своём уровне эмпатии и просто расцветает острым цветом справедливости. Кулаками или словом, болью и сочувствием она заставляет окружающих считаться со своим мнением. Больше всего меня покорило то, как стойко и унизительно она проставляла на свою сторону таких же мамочек, более опрометчивых и безразличных, чем она сама. А ведь на её стороне никого и не было поначалу кроме Пак Но-А. Вы его можете, конечно, обличить. Что непрофессиональный и слишком глупый. Но он единственный среди всех учителей. Единственный благороден, жертвенен. Единственный чувствует и сопереживает. Единственный посвящает себя полностью. Единственный верит в справедливость, пусть и в своей диковатой стихотворной манере подражания отцу. Можно, конечно, поприветствовать его коллег-женщин, заметивших в нём лишь смазливого наивного мальчика. И начать причитать о детском романтическом поведении персонажа Но-А. Но много ли вообще сейчас романтических героев взаправду? А в школах? Ему я тоже завидую. И очень даже понимаю, почему школьники признали его в итоге. Их голоса услышали – и это главное.
А потом, спустя десяток драк и склок, главной героине вдруг начинают открываться дети. От подобного можно словить непосредственный кайф. Дети открывают сердца, поворачиваются к маме, просят о помощи. Пусть они не говорят прямым текстом: «Помоги мне, пожалуйста», – но во взглядах тоска, которую греет физической болью Чо Кан-Джа. И вот так, на телесном уровне она узнаёт о воспитании. Могла бы и раньше. Когда была заводилой школьных хулиганок. Сейчас, в более взрослом состоянии, она просто глубже воспринимает. Вспоминая все самые-самые свои личные школьные опыты, она переносит на современных школьников мечты, чаяния, надежды, веру. Так и надо воспитывать. Не всем удаётся. Только самым-самым сильным персонажам. Самым-самым честным мамам. Чо Кан-Джа справилась. Одно лишь за это дораме стоит поставить десятку.
Перевоспитывается О А-Ран. Начинает замечать человеческое к ней отношение, а не только пренебрежение её собственной ролью в обществе. Начинает с чего-то более понятного – с подруги, попавшей в беду. Но в конце становится настолько чувственной, что может даже простить неожиданных родственников за всю их неправедную жизнь. Перевоспитывается Хон Сан-Тэ, который раньше так сильно не умел защищаться от боли, что либо делал больно остальным, либо заводил мотоцикл прямо в собственной комнате. Комнате, что больше похожа на клуб: так много в ней ярких неуютных огней и нет совсем окон. Перевоспитывается Ко Бок-Дон. Думаю, он и так был на грани раскаяния. Появление же Кан-Джи в его судьбе в полной мере облегчило понимание тяжкого груза, лежащего на юных плечах. И та самая сцена на крыше, которую он будет отчаянно защищать, пока не сможет полностью осознать смысл произошедшего, станет его камнем преткновения, сдвинутым хрупким женским плечом такого незнакомого ранее существа как мама. Перевоспитывается троица хулиганок. Очень жёстко, из-под кулака, из-под беды, из-под откровенного пренебрежения их значимостью. Это грустно. Неужели хулиганок можно перевоспитать только так? Ведь был в дораме образец с тремя старшими хулиганками. Даже интересно становится: а перевоспитали ли их?
Да, перевоспитали. В каком-то смысле. До конца это понять мне не удалось. Особенно про Чжу Э-Ён. Получился один из самых противоречивых персонажей в моём опыте просмотра дорамок. И при этом один из самых жизненных. Такие люди есть. Совершенно непонятно, что с ними делать. Даже эта глубокая точная история не даёт нам конкретный ответ. Э-Ён очень хочет любви от мужчин, у которых этой самой любви нет, никогда для неё не было и, возможно, никогда не будет. То ли это такое дикое заблуждение, то ли просто потеря ориентации в пространстве, а может даже подмена понятий. В любом случае мне её было безмерно жаль. Хотелось вытащить данного персонажа сквозь экран и поговорить с ним по душам. О том, как нужно любить себя. О том, на что не стоит тратить жизнь. О том, что даже если ты не желанный мужчина, а просто знакомая, подруга, ты всё равно можешь тепло обнять, ободрить и успокоить. Очень не хватало данному персонажу тепла Чо Кан-Джи. Но, к сожалению, главная героиня была слишком занята во время описываемых событий. Это сильный недостаток дорамы, но он же может быть и сильным опытом для зрителя. Зритель, а давай в эмпатию?
В отличие от взрослых женщин взрослым мужчинам симпатизировать не получалось. Думаю, поэтому «Angry Mom» нельзя отнести к семейному жанру. Мужчины безнадёжно властвуют, пренебрегая своими прямыми обязанностями в обществе. В этом особенности корейского восприятия: ведь там, в далёкой стране, нельзя отрываться кормильцу от коллектива в пользу семьи и нельзя забывать даже на минуту, что он кормилец. Это сильно отличает мужчин от женщин в корейской почти семейной дораме. Их помыслы и поступки полностью продиктованы деньгами и собственным превосходством. Даже самому светлому эго-персонажу во всей дораме – мужу главной героини – так и не удалось убедить меня, что смыслом всей его жизни была семья. Результат геройства чудится случайностью. А боль близких больше воспринимается на уровне того, что близкими являются женщины.
Немного особняком в дораме стоит любовная лирика. Для меня она сложилась в историю с завязыванием шнурков. Что бы мог подумать Бок-Дон о данном жесте со стороны Кан-джи?
Сразу после:
1. Она мне угрожает.
2. Она пытается доминировать.
3. Она от меня чего-то хочет.
4. У неё нет гордости.
5. У неё есть гордость, и вот оно её выражение – в шнурках.
6. Это какой-то хитрый план, который мне никогда не разгадать. Но мне очень любопытно.
А когда он узнал о её реальном возрасте?
7. Это такое самоутверждение за мой счёт?
8. Ей нужен сын вместо дочери?
9. Она хочет напомнить мне, что такое мама?
10. Она хочет напомнить мне, что такое, когда мамы нет?
11. Это какой-то хитрый план, который мне никогда не разгадать. Но мне очень любопытно.
Мы никогда не угадаем, что на самом деле думает Ко Бок-Дон. Но почему бы не предположить? Никогда ещё я не следила за влюблённым мальчиком на экране с корейской дорамой столь пристально. Данный мотив учит многому. Первым отношениям. Чувству любви или влюблённости. Посылу на преображение. Сочувствию действительно позитивным героям и их сильным эмоциям. Эмпатии (да, опять про неё). Это страшно, больно, волнительно и классно одновременно. Так что эта дорама действительно для зависти. Как же я завидую мальчику, что смог прочувствовать момент в самый острый этап его жизни. И забить на всё то, что больно и ломает. Обескураживающее чувство, что сможет оставить безразличным разве что последнего чурбана.
В конце хочу преподнести вам СПОЙЛЕР-ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Одновременно хочу и не хочу, чтобы вы прочли это. Хочется посоветовать дораму всем. Но на уровне опыта я понимаю, что не все смогут данное буйство трагедий перенести. Ещё в эпиграфе я нагло проговорилась, о чём хочу спойлерить. Да-да, о тех самых светлых, которые умерли. Смерть близких вообще тяжело даётся человеку. Но когда с ней знакомишься в школьном возрасте, она разрывает жизнь на до и после и никогда не даёт забыть. Поэтому если каждое воспоминание о школьной поре вызывает у вас образы похоронной процессии, то легко вам уж точно не будет. Давно я так не захлёбывалась слезами от просмотра дорамы. Наверное, со времён просмотра «Secretly Greatly». Так что если вы вдруг почувствовали холод от моих слов, то будьте готовы к тому, что этот холод при просмотре превратится в череду болезненных чувств. Настолько колких, что вы сможете открыть для себя нечто новое в рецензируемом мною произведении.
P.S. В какой-то момент отвлеклась от написания рецензии и решила почитать другие на сайте. С удивлением обнаружила, что не одна я думаю сейчас об эмпатии через язык рецензии. Это позитивная тенденция, которую мне приятно было поддержать.
P.P.S. Со времён просмотра «The Moon That Embraces the Sun» я просто влюбилась в актрису Ким Ю-Чжон. И долгое время не хотела признавать из-за этого проигравшую ей тогда Ким Со-Хён. Но у второй девушки получилось вырасти в актёрском мастерстве за прошедшие годы очень сильно. Она даже в каком-то смысле смогла перерасти Ким Ю-Чжон. Отрадно видеть, что не всё ещё решено в их противостоянии )
Дата публикации: 03.06.15