Зачем вы здесь? Что вы ищете в корейском кинематографе? Находите? Много нашли? Поделитесь?.. Давайте меняться находками. Смотрите, что на этот раз у меня есть предложить
В детстве, моей любимой частью сказок была часть, которая обычно начиналась так: «Мораль сей басни такова...». Я вырос, но эта прививка — делить истории на «с моралью» и без, до сих пор имеет большой вес в смотрибельности кинопроизведений. Когда мой ум перестал улавливать мораль в Голливуде, перешел на мировой арт-хаус. Когда вес шлака в арт-хаусе переполнил все оправданные объемы, отдушина нашлась в испанском кинематографе. Но тоже ненадолго. Поиск продолжался и вскоре навел на Корею.
Наверно, в любой культуре и литературе мира можно найти истории о мести. Вспомнить хотя бы абсолютные хиты, что первыми приходят на ум, типа «Графа Монте-Кристо», «Тараса Бульбу» или «Волкодава». Они очень разные, но чаще всего их объединяет одна яркая мораль: «Собрался мстить — рой две могилы». Она справедлива и не обсуждается. Когда садишься смотреть фильм/сериал про месть, то уже психологически готовишься к чему всё сведется. Если история честная и серьезная — умрут оба. Если сказка — всех спасут. А как там у корейцев с этим?
Оказалось, корейцы довольно мстительная нация. Возможно, это обуславливается как минимум двумя причинами: культурой семейных отношений (почти религиозное почтение старших) и жертвенностью во имя справедливости. Вполне логично, что корейский кинематограф с годами накопил целую фильмотеку историй о мести. Историй разных: плохих и хороших; бестселлеров и проходных; стандартных и таких, как «Плохой Парень».
Очень, очень-очень качественная дорама, скажу я вам. Отличная история, хорошие съемка и музыка, красивые актеры. Но ценнее остального — яркая своей (псевдо)новизной второстепенная мораль. Дополнительная, но для меня ставшая основной. «Собрался мстить — рой две могилы» никуда не делась, герой сам это не раз объявляет. Потому и объявляет, чтобы всё идеально было просчитано в его мести. А идеально — это значит мстить «на вынос». Но его выбор мести, открывает и раскрывает для нас во всей своей тёмной красоте ещё одну мораль. Мораль, вокруг которой крутятся почти все авторы и сценаристы, но никогда не вытаскивают её на люди в полном объёме. Почему — не знаю. Может, по-неведению. Может, считают, что слишком спорно, слишком философски для остросюжетной линии. А может, потому что трудно эту мораль описать словами. Вот и я до конца не уверен, что у меня получится...
Что мы знаем о заповедях и смертных грехах? Первых 10, вторых 7-8. Некоторые из вас даже слету их назовут и не ошибутся в последовательности. Я тоже что-то помню, но никогда не относился к ним с трепетом. Не знаю, почему они меня никогда не впечатляли. Может от того, что убеждали, что всё остальное в мире так или иначе сводится к этим правилам? Может. Но я не вступал в споры, потому что мне нечем было крыть их козыри.
А вот сейчас, похоже, Плохой Парень раздал мне нужные карты.
Попробую сформулировать саму мораль: «Никогда не играй с чувствами влюблённой в тебя женщины». Нет, лучше так: «Никогда осмысленно не пренебрегай Любовью влюблённой в тебя женщины». Так правильнее, потому что не оставляет иных версий трактовки описываемого. Правильнее, потому что «Любовь» и «Женщина» здесь равновесны, являются одним целым и не могут быть разделены. Нельзя тронуть одно, не повредив другое. Мораль в том, что ты никогда не привлечешь Любовь действовать на твоей злой стороне. Любовь никогда не позволит использовать её для мести. Любовь выберет сторону любви и защитит жертву мести. Любовь не станет отражать месть, но полностью прекратит защищать нападавшего. Её бы с лихвой хватило на двоих, но если один только и делает, что мстит, растрачивая драгоценную и добрую энергию на непотребные вещи, то зачем Любви в этом участвовать? По-сути, против самой же себя, но в другом человеке. Любовь уходит и человека больше ничего не защищает от сущностей противоположных Любви. В тот же миг они овладевают человеком.
Все помнят такое выражение «Продать душу дьяволу». Так вот оно про это самое явление и есть. Не надо выходить на контакт с дьяволом и торговаться, не надо ничего продавать, надо всего лишь начать использовать энергию Любви со злыми, мстительными намерениями. Даже слабая и болезненная любовь, даже неразделенная, даже разбитая — всё равно, находясь в человеке, не позволяет злу завладеть душой и телом. Но как только вы начинаете атаковать, пренебрегать, издеваться над чистым и сильным чувством любви другого человека, то Любовь снимает всю охрану с вас. А если объект игры ещё и женщина, если её любовь направленна к вам, то она получает двойную охрану от ваших нападок. Всё, что когда-то защищало вас, теперь бонусом защищает её.
Плохой Парень изначально имел огромный потенциал в Любви. Почти не используя её, просто существуя, он уже привлек к себе верных друзей и подруг. А когда заявил о своих намерениях (еще не таких опасных для Любви), то моментом влюбил в себя ещё троих женщин. Не встань он на путь мести, кто смог бы пробить такую невидимую поддержку? Но выбран был путь, который не позволяет Вселенной закрывать на поступки человека глаза и давать вторые и третьи шансы. Возможно, это тот самый смертный грех (кармический грех), который невозможно искупить никаким наказанием. Только смерть, сначала тела, а потом и души.
Наблюдая, как главный герой, с каждой новой серией, наматывает на свою карму всё новые и новые петли удавки, надеешься, что вот-вот он совершит важный поступок, скажет нужные слова и отмотает многое назад... но, происходит необратимое. Плохой Парень произносит играючи «Я Тебя Люблю!», Вселенная вздрагивает и с грустью перестает отслеживать этого человека. Всё! Теперь в его власти только доживать свою последнюю жизнь.
Заметьте, что все мною описываемое, хорошо понимают создатели фильма. В финале дорамы есть кадры, когда под залог выпускают из тюрьмы полупарализованную мамашку, обвиненную в заказных убийствах. Для нас с вами нет сомнений, кто в этой истории большее зло и все 100% укажут на маму семейства. Она, совершившая столько зла, столько жизней покалечившая или, вообще, убившая, живет и выходит на свободу, а Плохой Парень...
Почему так? Разве это справедливо?
Мамашка, ступив на путь зла, не видела для себя идеи когда-либо сойти с него. Её позиция услышана и записана. Она понятна и линейна. Плохой Парень же отметил для мести лишь отрезок своей жизни. Своим поведением он как бы заявляет: «Я хороший, я добрый, но мне вот очень-очень надо на годик другой стать плохим, а потом я снова стану хорошим». Ну, лады, - говорит провидение, - раз надо, так надо. Только не пересекай черт. Находись в границах допустимого. Но Хороший-Плохой Парень заходит так далеко, что «хорошим» уже не имеет возможности вернуться, ибо нарушил вселенские законы. Значит, или после мести возвращаешься «плохим» и существуешь на уровне мамашки, или смерть и забвение.
Вот поэтому ответ: Да, справедливо!
«Никогда осмысленно не пренебрегай Любовью влюблённой в тебя женщины». Она под охраной Вселенной. Сделав больно ей - сделаешь больно Вселенной. Насколько праведной твоя месть бы не была, насколько идеально ты бы к ней не подготовился, тягаться с Вселенной у тебя нет возможностей. Ни у кого нет.
Вот такая мораль. Меняемся?