"Широк человек, слишком широк, я бы сузил..." Ф.М. Достоевский
Бывает, по-разному смотришь по разу что-нибудь, и вроде все на месте, а вот сцепки сердечной как нет так и не было, бывает и по-другому - нужно как вино посмаковать, ощутить букет и, уже чувствуя аромат и вкус, примерившись, понимаешь - нравится. А иногда, очень и очень редко, с первых сцен возникает чувство - вот оно, свое, родное, подспудно узнаваемое. Это тот самый случай, с первых кадров связалось все одномоментно и на подкорку. Это было гипнотически волшебно - вид ревущего штормового моря на фоне мягко стекающего песка, развеваемого ветром, как образ человеческой двойственности, его стихийной диалектики, тех природных и нравственных начал, которые всегда ведут неотступную борьбу внутри нас.
Сюжет нетривиален, известный музыкант Вага Эйре убивает человека, за его преступлением стоит желание любым способом сохранить свою тайну. На протяжении всех серий думаешь, что могло его подтолкнуть на такой шаг, насколько это оправдано, и, если вы думаете, что такое решение всегда должно приниматься однозначно, и правильно думаете, но так же верно, что жизнь или фатум, как хотите, порой разыгрывает с человеком такую комбинацию, что, куда ни посмотри, выходит цугцванг. Сама фабула вам напомнит одно очень знакомое произведение очень знакомого писателя - Ф.М, Достоевского "Преступление и наказание", если вам нравится достоевщинка как мне, то этот фильм вам предписан.
Понятно, что, вплетая канву столь известного романа, вы получаете мощное психологическое усиление главного действующего персонажа. здесь я хочу выразить мое восхищение Накаи Масахиро за убедительность и глубину в подаче своего героя. Он играет за гранью, за немногим исключением его лицо крупным планом, так что видишь его глаза, и какие это глаза, в них столько всего, мысли, муки, растерянности, животного, осязаемого страха. Смотришь и понимаешь, что человек проживает агонию, спускаясь по кругам своего личного ада все ниже и ниже. Как не вспомнить раскольниковское - "Я не старушку убил, я себя убил". Раскол личности перед внутренним судом, чувство постепенно затягивающейся удавки на своей шее, аффект расползающейся вокруг мертвой зоны, вбирающей в себя тьмы, плотной как черная дыра - это тотальное одиночество, безысходность и обреченность - все отыграно, нет, прожито с высокой степенью погружения в образ.
Восприятностный эффект еще больше усиливает невероятной красоты видеоряд, отмечу, в целом японцам свойственно не просто эксплуатировать красоты природы, так сказать, в фоновом режиме, а аккуратно вправлять в него эмоции своих персонажей, здесь это работает стопроцентно, таких великолепных пейзажей еще поискать,
Еще один подчеркивающий штрих - это классическая музыка, наш композитор сочиняет симфонию для фортепьяно с оркестром под названием "Судьба", мотивы ее так или иначе звучат отголосками на протяжении всего фильма, набирая силу и высоту в момент последнего выступления, на протяжении которого постепенно мы узнаем история мальчика и его отца, все тайное становится явным. Также отмечу берущую за душу композицию с хоровым пением, мурашки по коже от музыки в духе Мизерере Аллегри.
И напоследок, есть все-таки минус - это полицейское расследование, даже если ведет его любимый мной Кен Ватанабе, выглядит немного наивно, что, впрочем, при наличии важной для меня философской составляющей абсолютно не напрягало. Если есть на что посмотреть и что переосмыслить, можно пожертвовать и сюжетными шероховатостями.
Наконец, фильм очень настроенческий, рефлексивный, не для увеселения, а для внутренней сосредоточенности и сопереживания, потому что, цитируя Екклесиаста, скажу "Есть время плакать и время смеяться, время рыдать и время плясать". Возможно, для кого-то подошло время и для этой истории. Если она вас затронет, то буду очень рада.