Оцените отзыв
мы построим каменный город на песке
не горит, не ранится на броне в огне
твой пулемёт и пули не пробивают стен
город, не гори, ты не гори, ты на песке стоишь
город, город, город без людей
© Zdob si Zdub
Лицемерие. Ханжество. Двуличие. Фарисейство. Так много синонимов для одного неприглядного акта. Толпа улюлюкает, линчуя неправедную душу. Но разбирая толпу на собственные души, зритель находит повод поулюлюкать сам. Рекурсия. Всё замыкается. Порочный круг двойных стандартов, которые в любой момент могут примерить на тебя. «Кто не без греха, пусть первый бросит в меня камень» – сегодня подобным никого не остановишь. Даже одуматься не заставишь. Не хватает страха. Инстинкта самосохранения. Разве кто-то может дать достойный отпор толпе? Отодвинув мрачную шторку, мальчишки перестали быть единым целым. Бесстрашной самодостаточной общностью, абсолютно правой в своей правоте. Двойные стандарты приводят к мысли, что каждый сам за себя. Персонажи оказываются наедине с терпящими крах идеалами прочности окружающего мира. Это социофобия.
Основной вопрос философии. В самоубийстве абсурдность по Камю. Мы все прекрасно знаем, что это не выход, но всё равно есть такие люди, которые будут доказывать абсурдность Камю. И про них даже можно снять кино. Или не про них – ведь смотрим мы именно триллер. Наверняка где-то на задворках ходит убийца. Иначе зачем снимать фильм, который начнётся там же, где закончился? Абсурд! Но даже самой абсурдной идее можно найти разумные мотивы. Отвратительный мир, поэтически прекрасный в своей отвратительности. И девушка, которая смотрела на него каждый день, не в силах отвернуться. Она смотрела и смотрела, впитывала в себя всю его самую чернь. Она его очень хотела понять. Но кто позволит? Волшебник не прилетит на голубом вертолёте и не подарит смысл жизни. А искать его в абсурде было всего лишь заблуждением одной личности. «Никто не понимал Бэкку как человека». Это социофобия.
Одиночество. С одной стороны ненасытное желание быть понятым. Даже не полезным или близким по духу к кому-то живому. А просто понятным. С другой стороны – пресыщение людьми. Пошлость, грубость. Множество бранных слов, бахвальство наивных угроз. Радость слишком коротка и порочна – словно наркотическая эйфория. Чем же наполнить свою жизнь таким персонажам? Как создать видимость счастья, общения? Тратить время на болтовню. Чем больше тратишь, тем больше ощущения полноты жизни. С телефоном в руках и сплошным потоком текста в глазах, кучкой стоящие на улице или сидящие в кафе, они действительно напоминают мелких птичек. Twit, twit, twit… буквально это всё, что может почерпнуть из их жизни зритель. Птичий писк либо раздражает, либо вообще не вызывает чувств. Итогом служит сетевая истерика с сотней раз повторённым словом на букву Щ. Или, наоборот, нужно удалить свой аккаунт, спрятать от самого себя телефон. Нужно сделать вид, что одиночества не существует, пусть поступок и ограничит тебя самого. Это социофобия.
Конкуренция. И как абсолют её – армия. Как абсолют армии – война. Она умела воевать. Пусть и не в настоящей реальности. Но наслаждаться поражением врага – этого у неё было не отнять. Они готовы были своё право на войну защищать любой ценой. Хотя и не понимали, что идти с наказанием к одной девушке целой толпой – как минимум глупо. Люди постоянно воюют друг с другом. Персонажи ещё больше. Однажды начав, невозможно остановиться. Вокруг враги. Кто-то постоянно подставляет его. Вокруг друзья. Он будет защищать их, не задумываясь особо, от чего именно. Надо только поделить мир на белое и чёрное. На хорошее и плохое. На своих и чужих. А если стороны вдруг поменяются местами, а ты останешься стоять там, где стоял? Или, предположим, на твоей стороне никогда никого не было? Даже победив, ты не можешь разделить ни с кем радость удачи верно выверенного хода. А уж проиграв, не смей вспоминать, что никто не придёт на помощь. Наказание неотвратимо и не стоит никакой конкуренции. Выигрыш от войны призрачен. Это социофобия.
Уход в мир иллюзий. Давным-давно подобное право давалось лишь избранным или отчуждённым. Можно развивать фантазию, работать над своей памятью, читать, рисовать, слушать и создавать музыку, пищу богов и другие рукотворные чудеса. А можно впасть в зависимость от очередного дурмана, найденного исхитрившейся на выдумку голытьбой. Уход из реальности обеспечен и тогда. Впрочем, даже находясь во власти пороков, всё равно нужно уметь фантазировать. Но сегодня за нас это делает сеть. Достаточно запустить игру и погрузиться в сказочный мир. Каждый день что-то происходит. Информационный фон заполнен слухами и фантазиями. Втянуться в него легко. Пристраститься – ещё легче. Как и впасть в зависимость. Где правда, а где ложь? Если понятия кто-то выдумал, то их же можно и подменить. Вместо того чтобы рассуждать о причинах случившегося, персонажи создают сайты, играют в детективов, копаются в сплетнях. Ибо объект их разоблачения ничуть не лучше. Какая она, такие и они. В иллюзорном мире всё возможно и похоже на правду. Это социофобия.
Критика. «Она оказалась с сильным эго, но ей не хватило уверенности, чтобы удержаться». Критиковать можно даже критику. Даже критику на самую критику. Но быть самокритичным – это иной вид искусства. Можно ли стать мастером критики, не попробовав себя непосредственно в том деле, которое обличаешь? А можно ли научить тому, чем сам никогда не занимался? Вопросы из одной категории. Из разных категорий – нападать и защищаться. Умение делать одно ещё не означает умения в другом. Если кто-то мастерски защищается, то искусства в нападении он никогда не увидит. И наоборот. Хотя, казалось бы, один и тот же мотив словоплётства. Одна и та же риторика. Если в споре рождается истина, то достанется ли она всем участникам спора? И можно ли считать того, кому досталась правда жизни, истинным победителем? Опыт очного спора не принёс героине радости. Спорщица больше всего хотела уйти и забыться. Это социофобия.
Страх. Страх упустить лучшие моменты жизни -> страстное желание жить прошлым. Страх перед сильными мира -> наделение таких личностей, как насильник или потенциальный убийца, званием «классный мужик». Страх перед безликим экраном и эмоциональностью речей того, кого даже не видно -> стадный инстинкт. Страх осуждения -> потребность раскрывать тайны, уже раскрытые до тебя. Страх оценки от окружающих -> неспособность проявить себя. Страх, что тот, кого презираешь всем сердцем, на самом деле невероятно похож на тебя самого. Страх предательства приводит к предательству тех, кого любишь (включая дружбу, любовь, семью). Страх привязанности, зависимости от кого-то перекрывает все уступки и компромиссы обществу. Страх губителен. Природа его разрушительна. Страшно верить и доверять людям. Это социума фобии.
Почему всё перечисленное является социофобией? Почему весь фильм только о ней? Потому что в закономерном итоге людей не хочется ни видеть, ни слышать. Ни в каком из пониманий данных слов. Никак и никогда. Вместо солнечной студенческой жизни – чёрный экран развороченного изнутри чата. Вместо мелодии фоном звучат тревожные низкие звуки. Чем опасен повторяющийся на низких частотах звук, так это тем, что созвучен работе внутренних органов человека. С помощью него даже можно управлять состоянием организма. Хоть и в слышимом диапазоне не так сильно, как в инфразвуковом. В каком-то смысле удачным ходом создателей картины «Социофобия» можно назвать фоновый звукоряд. Чтобы зрителя с раскрытием сюжета трясло и давило сквозь стиснутые зубы, тревожное состояние всё нарастает. И в итоге вызывает ситуацию, близкую к панике (по задумке, а не на самом деле, если только не попадётся излишне впечатлительный зритель). Тревога прочно склеивает образы персонажей с невыносимым страхом. Если это не социофобия, то что ещё?
Дата публикации: 02.02.16