Оцените отзыв
Кажется, я окончательно определилась с выбором. В идеальной дораме должно быть: герои 35+, условно-производственная тема, не слишком много запутанных родственных связей, не только эмоции, но и понятная логика действий персонажей, очевидно вытекающая из характеров и обстоятельств. А главное! Главное в дораме должен быть смысл. Не надо мне предъявлять его лобовО, но в финале хочу четко и ясно отвечать на вопрос «о чем кино, какую проблему поднимает, какие струны цепляет в моей душе?»
Авторы «Мэрии» намекают на ответ в первые пять минут в предисловии, которое, кстати, прямого продолжения потом в сюжете не находит. (Мне весь фильм ошибочно мерещилось, что начало и конец событийно закольцуются). Серия закадровых цитат настраивает на определенный лад: все серьезно – про избирательскую активность и невозможность удерживать нейтралитет. Визуальный ряд дает полную картину: героиня упрямо-аполитичная, герой молчаливо-целеустремленный, фоном восхитительный приморский городок и его жители в постоянных сомнениях…
Кино про выборы, точнее, про выбор?? Ну уж нет. Лично я в одной дораме три разных фильма посмотрела.
В первом неистребимые мотивы Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Чиновники-помпадуры, депутаты, советники и прочие безнаказанные беспредельщики, быстренько подзабывшие, кто дал им эту власть, небожители, утратившие связь с реальностью. Чувства вызывают разные: от жалости к нереализованной самоутверждающейся советнице-истеричке до лютой ненависти к большому боссу, готовому ради амбиций раздавить любого. И уж конечно смех. (Это не чувство, а что?) Гротескно-дебильный мэр, три мушкетера-подкаблучника, интриганы-секретари – город Глупов во всей красе. Отдельной страницей кандидаты с их потрясающими предвыборными программами. Нереалистично? Фарс? Вот у нас выборы две недели назад прошли – один в один. «Если бы от выборов что-то зависело, то нам бы не позволили в них участвовать».
С другой стороны, такие понятные русской душе страдания маленького человека. В иерархии – ниже плинтуса, интересы – на уровне выживания, притязаний – ноль. Если не слишком жестоко судьба побила, то порядочность, возможно, сохранена. Обыкновенная такая порядочность: если пообещал – сделай, если ошибся – исправь, если виноват – проси прощения, если берешь ответственность – не продавай ее ни за какие гроши. По совести жить трудно: то соблазны, то препятствия, то взятки, то шантаж – у каждого найдется слабое место. Но маленькому человеку проще спрятаться, мимикрировать, прикинуться валенком…
Так и героинечка первые несколько серий производит удручающее впечатление непроходимой тупости. К тому же кривляка и врушка – жесть! И только в случайных иронических репликах просматривается суть. Два качества героини оказались для сюжета принципиальными. 1. Ее временами заносит. Ну, то есть ляпнув что-нибудь в пылу спора, она уже не в состоянии остановиться. А будучи человеком в целом порядочным, от слов своих в последствии не может отказаться. 2. Ведется на слабО. В ситуации, когда понимает, что единственный выход сдаться – упирается рогом и пробивает стену. Чем, собственно, беззастенчиво и виртуозно пользуется герой, выстраивая свою политическую игру…
Вообще, следовало бы сразу отбросить снобизм и приглядеться не только к главной героине, но и ко всему электорату, толпе маленьких людей. Отмечу, что вот эти эпизодические роли даже не второго, а тридцать второго плана исполнены выше всяческих похвал: пешки в мэрии, торговки на базаре, дети, красотки, избирательный штаб – не просто народ, а город в лицах и судьбах. (Браво сценаристу за короткие реплики безымянных прохожих так раскрасившие фильм). Лично я выпадала каждый раз на мужчинке в синей жилетке (суперская жилетка, особенно с желтым галстуком))): «Скажу еще раз демократически: немедленно все приходите в дом совета на выборы председателя деревни». Резюме: эти картины провинциальной жизни смотреть неспешно, с удовольствием, смакуя мелочи. Ржать в голос разрешается – потому что комедия.
Второй фильм вполне себе трагический. Что-то из серии «Отцы и дети» - битва поколений, конфликт ценностей. История про семейные сценарии и анти-сценарии. Разворачивается во второй половине дорамы и в моей картине мира не укладывается. Можно не любить детей в принципе всех вообще. Можно не любить собственного ребенка, не замечать, игнорировать. Но как можно до такой степени его ненавидеть, что рассматривать исключительно как средство, инструмент целедостижения, ступеньку в карьере, на которую можно наступить или даже через нее перешагнуть? Неодушевленность. Непостижимо-суровая Азия.
Папаша! Нельзя всю жизнь говорить одно, а делать другое: неконгруэнтность вернется бумерангом. Очевидно же, что недолюбленный ребенок рано или поздно как подсолнух потянется к теплу: сам найдет о ком заботиться и кого защищать. При определенной поддержке сможет стать сильнее родительского предательства, простить и не позволить продолжаться манипуляциям, захочет повзрослеть и выбрать свой путь, начать принимать решения и брать ответственность за «картину под ногами». Именно в эти моменты внутреннего конфликта при переходе от сценария к анти-сценарию мне больше всего поволноваться пришлось. «Чудесное» изменение невесты героя в конце не кажется таким уж чудесным: чуть ускоренный, но тот же самый процесс… Резюме: история драматическая, многое объясняющая в мотивах главного героя, хорошо, что не длинная, и с правильным (так ему и надо!) финалом.
Третья история романтическая до безобразия. Сказка про золушку. В этой версии она «Мисс Сельдь». (Оценили стёб?) Мне кажется, что у каждой золушки два пути. Первый – быстренько стать женой принца. Второй – быть королевой, независимо от принца. Вспомнилось «Москва слезам не верит»: «от простой работницы до директора завода…» Второй путь он не в любви, а в ее дефиците. В реальной жизни у каждого принца есть недостатки, не позволяющие влюбиться, жениться, и забыть обо всем, кроме любимой – обычно это амбиции и дефекты характера. Поэтому каждая золушка сама кузнец своего счастья: не жди любви, займись делом! А остальное как-нибудь образуется…
Что приятно: любовь нагрянула нечаянно, но не внезапным ударом молнии, - можно заметить, как именно она пришла и почему. Отношения принца и золушки развиваются не слишком медленно, и зрителю про эту пару все понятно, но попытки героев использовать друг друга создают массу препятствий, сомнений, волнений, однако без лишних слез и надуманного драматизма. Сцена бала, то бишь, танго – просто Аль-Пачино, «Запах женщины». Вообще все сцены, где герои вдвоем и без масок – он не отморозок, она не дура – безразмерный кайф от искренности и тепла. «Люби так, как будто тебя никогда не предавали…»
Надо ли мне сказать, что актеры Ким Сон А и Чха Сын Вон давно и навечно в моем топ-10? Красавица и чудовище. Они и по отдельности хороши: океан харизмы, блестящий профессионализм, - но здесь сошлись как паззлы. Внезапным бонусом к ее безумным кудряшкам и его туманным глазкам – несколько капель длинных ног и обнаженных торсов, чтобы потом эта сексуальность пробивала сквозь толстый слой политических интриг и градоначальственных забот. Резюме: эх, еще бы пару-тройку дополнительных поцелуев для полного мимими, но это мои фанатские придирки.
Ну и ответ на главный вопрос: о чем кино? Кино про доверие и ответственность на фоне манипуляций манипуляторов над манипулирующими манипуляторами. В глобальном смысле: доверие себе, доверие близкому человеку, доверие народу и доверие народа, ответственность за того, «кого приручили», за слова и поступки, за родину и за будущее, как бы пафосно это не звучало…
PS. Старый анекдот.
Диалог президента с супругой:
- Помнишь Билли, с которым ты встречалась в школе? Говорят, он работает официантом в ресторане. Видишь, кем бы ты была, если бы не встретила меня…
- Я была бы женой президента, просто у нас был бы другой президент…
К чему это я? Смотрите "Мэрию"!
Дата публикации: 06.04.16