Оцените отзыв
Уважаемые читатели, обращаюсь к вам с напоминанием быть осторожными при прочтении рецензии: она может содержать в себе спойлеры.
Рецензия к дораме «Братья Карамазовы».
Наткнувшись совершенно случайно на эту японскую дораму, я была обескуражена. И скажу откровенно: с такой опаской, с таким содроганием и смятением в сердце, пробуждая в себе волну самых разных противоречий и предубеждений, я села смотреть эту дораму. А получилось так, что она превзошла все мои ожидания. Не имею ни малейшего понятия, каким шестым чувством японцы ощущают и понимают Достоевского, но они понимают. Вы представляете? Где же оно встроено – это всевидящее око или, как его в простонародье называют, «третий глаз»? Это необъяснимая, могущественная, сверхъестественная сила таланта, наверное, позволяет осязать и «слышать» голос писателя сквозь эхо времени.
Японский сценарий немного отличен от оригинального – многие детали остались так и не затронуты, что совершенно понятно. В данном конкретном случае, такое отступление в сценарии пошло только на пользу, ведь невозможно в одиннадцати сериях отобразить весь философский замысел этой запутанной истории.
Я вдруг подумала, что если кто - то решается на такую дерзость – интерпретировать это великое произведение Ф. М. Достоевского – он должен отдавать себе полный отчёт в том, что за смелость можно дорого поплатиться. Убедить зрителей в том, что эта дорама достойна внимания и одобрения – чрезвычайно трудная задача. И раз уж идею захотелось претворить в жизнь, подходить к её воплощению следует максимально тонко и глубоко, дабы суметь развеять все сомнения и подозрения зрителей. Либо вообще не браться за это дело. Это не повседневная будничная история, а сложная психологическая драма - карамазовский мир, густо населённый чёрными тенями, которые отпугивают всевозможные лучи света, стремящиеся проникнуть вовнутрь, и порождают кромешную тьму.
В такой кромешной тьме оказываются главные герои дорамы «Братья Карамазовы» - Мицуру, Исао и Рё. Не знавшие родительской заботы и любви, утопающие в океане зла, задыхающиеся в ужасном отчем доме, презирающие собственного отца - отвратительного в своей низости, похоти и цинизме человека - они убегают без оглядки от этой действительности при первой же возможности.
И вот, спустя какое - то время, живя своей жизнью и не общаясь друг с другом, братья снова встречаются в этом зловещем доме, даже пятиминутное пребывание в котором сковывает и леденит душу. Трое братьев олицетворяют собой совершенно разные образы: бунтаря, жертвы и послушника. Такие непохожие, далёкие и чужие друг для друга, имели одну точку соприкосновения - единое желание. Одно на троих. Все трое желали смерти своего отца. Каким ужасным родителем нужно быть, чтобы вызывать в собственных детях только чувство ненависти?И трагедия братьев в том и заключается: в понимании от неотвратимости падения в бездонную пропасть, именуемую «чернью». Раствориться в ней - потерять себя окончательно и бесповоротно.
Молчаливо, тайком пробуя на вкус этот грех отцеубийства, смакуя и наслаждаясь его сластью, никто не решается зайти дальше, страшась не выбраться из плена собственных желаний. Каждый из братьев запер сердце на замок из- за боязни быть не понятым, не принятым родным человеком. Разве может быть что- то страшнее, когда, решаясь преподнести кому- то другому своё нагое сердце, терпишь неудачу? Когда его не желают принять и понять? Хотя интуитивно они чувствовали и понимали друг друга в этом желании. Сложные взаимоотношения Мицуру, Исао и Рё обусловлены ещё и тем, что братья никогда не были друзьями. И до того непростую обстановку усугубляет влюбленность обоих братьев в одну девушку, что кардинальным образом отдаляет их друг от друга. Ощущая взаимное внутреннее неприятие, Муцуру и Исао понимали, что последней каплей отчужденности стала их общая привязанность к ней.
Желая разрушить эту стену, Рё становится своеобразным связующим звеном между старшим и средним братьями.
Что же из себя представляет каждый Куросава?
Мицуру – это… Бунтарь. Мятежная душа, вступившая в открытый бой с отцом. Яблоком раздора стала полагающаяся старшему сыну доля наследства, которую родитель отказывается отдавать. Молодой человек приезжает домой с целью раз и навсегда решить этот вопрос на семейном совете.
Исао – это… Оголенный нерв. Жертва демонов, разрывающих душу в клочья. Личность, сознание которой лишено внутренней цельности.
Психологическая составляющая романа.
Следует отметить, что противостояние Исао с бесом – главная психологическая составляющая дорамы. Личный ад Исао – внутренняя борьба с поселившимся внутри себя дьяволом. Это человек, беспощадно брошенный судьбой в жерло вулкана. Единственной мечтой этого мужчины было обретение свободы. Смерть отца = освобождение. Но обрести эту Вожделенную свободу после смерти отца так и не получилось. Призрак Куросавы - старшего решил сыграть с Исао ещё один кон. Ещё одну партию. И вот перевертыш – по злой иронии судьбы отец получает карт- бланш – вторую жизнь. Физически он умер, но никуда не ушёл из мыслей, из сердца. Теперь он живёт и продолжает всюду следовать за Исао по пятам. Как тень, стремящаяся вытеснить свет. Как дьявол, порабощающий душу. У зла только одно лицо - лицо отца. И где-то на задворках своего сознания, сын слышит песню, напеваемую дьяволом. Это шепот той тени:
«Мы с тобой одной плоти – в одном теле живём.
Часто лица меняем и себе сами лжём.
Мы с тобой одной кровью в общих венах течём
И сердца окаймляем, и врага сильно бьём.
Мы с тобою сроднились, словно два близнеца,
И куда не беги – ты такой же, как я».
Мы с тобой очень схожи в цвете алой воды –
Той реки, что в низовье полна красной крови.
След кровавый оставь – ангела подстрели,
В тот же миг своего предназначения лиши.
Все восторги и радости в бутыль заточи,
А страдания и боль во флакон собери.
Мы с тобой чернь видали – сплав старинных камней.
Моя жизнь – твоя карма в блеске сумрачных дней,
И в неведомом царстве бликов чёрных теней
Ты – моё продолженье в этом мире червей».
Не в силах принять эту страшную правду, разбитый, сломленный Исао открещивается от неё как может, беспрестанно сжимая собственное плечо, пытаясь таким образом защититься и успокоиться. Эта привычка есть ни что иное, как рефлекторный непроизвольный способ самозащиты.
Рё – это… Послушник… Послушник Храма, именуемого Добром. Сердцем. Душой.
Гуманный, человечный, живущий по велению своего сердца, по законам света и добра, благодушный и участливый ко всем.
Единственный из сыновей, способный принять и простить отца за грехи его тяжкие, но растерявший эту способность после раскрытия чудовищной правды.
Самый страшный человек в этой истории, несомненно, отец. Это чудовище, пожирающее и уничтожающее вокруг себя абсолютно всё. В каждом сердце есть что- то светлое, даже в самом темном. Но у Куросавы- старшего этого светлого пятнышка в душе не было. Этот тот редкий исключительный случай, когда человек состоит из одних только пороков. Безнравственный, аморальный, похотливый, гнилой, жадный… продолжать можно бесконечно. Похоть и Алкоголь, давно ставшие единственными друзьями в жизни этого субъекта, тайно насмехались над собственным рабом. Наблюдая, как он утопает в спиртовых волнах, Алкоголь, словно самоутверждаясь и злорадствуя, приговаривал:
«Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине. » *
Самый тяжкий грех, который только может совершить человек – детоубийство. Совесть, отсутствовавшая всё время, позволяла этому субъекту, которого и человеком-то назвать язык не поворачивается, методично убивать собственных сыновей. Он напоминал Каннибала. Людоед, кровавый варвар, сожравший не одно человеческое сердце, испивший до остатка не одну душу. Как роулинговский дементор**, только хуже.
Давно потерявший человеческий облик и разрушивший жизни стольких людей, на склоне лет сталкивается с кармой. В какое пламя ада бесы утащили его душу, остаётся только гадать.
Главная интрига сериала заключается в вопросе: «От чьей же руки пал Куросава - отец?»
Это держит зрителя в немом напряжении на протяжении всей истории.
Дорама в очередной раз убеждает зрителя, что нет на свете ничего важнее Семьи. Но что делать, если это лишь пустое слово, за которым ничего нет? Которое ничем не подкреплено? Попытаться сделать всё возможное и невозможное, всё от себя зависящее, чтобы заново собрать осколки этого разбитого Хрусталя. Только так можно сохранить крохотную надежду на будущее. Пусть и не счастливое, но хотя бы достойное.
Что касается минусов.
Как таковых минусов в дораме нет. Есть некоторые принципиальные отступления от характерных особенностей прообразов ( в особенности, женских), которые можно было бы назвать "шероховатостями". У любителей психологического жанра это может вызвать впечатление, что сценаристы решили облегчить себе задачу. Но это ИМХО скорее первоначальная задумка – сделать женские персонажи «легкими» и не несущими в себе дополнительной философской нагрузки, которой наделены их прообразы в самом романе. Сценаристы не сумели бы уложиться, на мой взгляд, в одиннадцать серий, если бы решили поднять и эти проблемные вопросы. Подобный подход в некоторой степени можно даже расценивать как гуманизм по отношению к героям.
Центр, сосредоточие ненависти – отец. Все душевные силы у братьев ушли на эту борьбу. Выяснять ещё отношения с дамами… где взять те силы?
Вот в такой непростой мир, окрашенный чёрными тонами, вы окунётесь, ежели решите посмотреть дораму «Братья Карамазовы». Стоит ли она того? Несомненно – да. Думаю, никто не пожалеет о времени, потраченном на просмотр. Моя личная оценка 10 из 10.
ЗЫ. Наконец добралась до саундтреков. Потрясающие композиции, так идеально подходящие этой тематике, этим кадрам. Просто не могу не отметить великолепную работу музыкального редактора.
Спасибо за внимание. В особенности тем, кто дочитал до конца.
__________________________________________________________________
истина в вине* – строки из стихотворения А. А. Блока «Незнакомка».
дементор** – выдуманные существа из мира Гарри Поттера. Безликие, устрашающие демоны, питающиеся хорошими воспоминаниями людей.
Дата публикации: 06.04.16