Первый художественный фильм снятый в Северном Вьетнаме (ДРВ - Демократическая Республика Вьетнам).
Действие фильма происходит в середине 1950-ых годов в районе
вьетнамской реки Бенхай. После поражения Франции в Первой Индокитайской
войне, по Женевскому соглашению 1954 года, река Бенхай (провинция
Куангчи) использовалась в качестве разделительной линии, проходящей по
17-ой Параллели между Северным и Южным Вьетнамом.
Этот первый художественный фильм, созданный в Северном Вьетнаме
(ДРВ), рассказывает о двух влюбленных - парне Ван (Мань Линь) и девушке
Хоай (Фи Нга), разделенных искусственно созданной границей.
Южно-вьетнамский начальник полиции Сыонг (Зань Тан) пытается запугать
Хоай, чтобы заставить ее выйти за него замуж. Хоай вынуждена сделать
сложный выбор: стоит ли ей остаться с матерью на Юге или попытаться
сбежать к своему жениху на Север.
В 1959 году фильм был представлен в конкурсной программе Первого Московского Международного Кинофестиваля.
В 1973 году получил приз «Золотой лотос» на Втором Фестивале Вьетнамских Фильмов в Ханое.
Оригинальный сценарий «Не люблю границ» написал Као Динь Бау (Cao Đình Báu) в 1957 году.
Вышел в советский прокат в 1960 году. Раздается китайская копия.
Фильм
рассказывает о жизни и борьбе вьетнамского народа после окончания
освободительной вьетнамо-французской войны. Действие картины происходит
на берегах реки, границе Северного и Южного Вьетнама. В соответствии с
соглашением 1954 г. в Женеве река Бенхай (Bến Hải) стала временной
демаркационной линией, разделившей два Вьетнама.
Хоай и Ван любят друг друга. Они мечтают пожениться, но их разделяет
река. Ван живет на Севере, а Хоай на Юге. Влюбленные встречались очень
редко, а теперь видеться стало совсем невозможно – начальник полиции в
деревне, где жила Хоай, запретил переезжать через реку. К тому же ему
нравится девушка, и он хочет, чтобы она была с ним. Много горя из-за
этого придется пережить влюбленным. Все это происходит на фоне
непрекращающихся провокаций со стороны Южного Вьетнама. Их агенты,
переправившись через реку, готовят диверсию в деревне, в которой живет
Хоай.
Это была первая картина революционного Северного Вьетнама. (Многие
режиссеры хотели еще раньше поставить игровой фильм, но никому это не
удалось. Некоторые сценарии были написаны, но не сняты. В 1958 году
режиссер Май Лок снял фильм «Восточно-китайское море», картина была
завершена, но при просмотре выяснилось, что у нее не было звука).
Премьера «На берегах одной реки» состоялась 20 июля 1959 года.
Считающаяся теперь киноклассикой, картина очень показательна для стиля,
свойственного вьетнамским фильмам Севера, для которого характерны
простота и наглядность образного строя, импровизационность и намеренная
шероховатость исполнения. Эти свойства стали эстетически значимыми
особенностями стилистики и подчинялись, в первую очередь, агитационным
задачам. Вьетнамское революционное кино оказало большое влияние на
формирование антиимпериалистических, национально-освободительных
тенденций в киноискусстве многих развивающихся стран в 1970-х годах, в
частности, на так называемое «борющееся кино».
Кинорежиссеры
фильма «На берегах одной реки», как и оператор картины (Нгуен Дак),
прошли обучение во французском институте кинематографии.
Парочка влюбленных, г-н Ван и мисс Хоэй,
отделенные искусственной границей. Южный вьетнамский начальник полиции
Ксуонг пытается запугать Хоэй в бракосочетание на нем. Она убегает
на Север, но решает возвратиться к ее семье на Юге, чтобы продолжить
борьбу против «марионеточного» правительства американцев.